Методы психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии

Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии).

Психология- это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.В науку она была введена в18 в. немецким учёным Христианом Вольфом. термин образован из двух греческих: «psyche» - душа и «logos» - учение. Длительное время она считалась философской дисциплиной. Как самостоятельная наука она сложилась в конце XIX в. Предмет изучения –яв-ся психика человека. Основная задача изучение законов психической деятельности человека.

Общая психология – это наука, изучающая особенности возникновения и формирования познавательных процессов, состояний и свойств психики. Объект - человек, его психич-е процессы, состояния и свойства предмет- изучение закономерностей основных форм психической активности : темперамента, характера, восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации.

Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Предмет:факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком. Объект: человек. Задача: определение механизмов и закономер-ей освоения обучающимся социального опыта.

Социальная психология–это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик самих этих групп. Объект- сообщества людей. Предмет- явления психики, характерные для больших социальных групп (нации, страны, большие социально-демографические группы); Задачи:1) Изучение и осмысление социально-психологических явлений и процессов;2)выявление закономерностей проявления социально-психологических явлений и процессов в различных условиях; 3) исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических).Функции:· методологическая:связана с потребностью определения объекта и предмета социальной психологии;· мировоззренческая: синтезирует современные научные представления о природе общественной психологии людей и ее месте в системе общественного сознания.регулятивная: показывает, какое непосредственное воздействие общественно-психологические явления оказывает на развитие экономических феноменов, проявляющихся в жизни и деятельности людей; прогностическая: раскрывает динамику соотношения и взаимосвязи между идеологией и общественной психологией позволяет правильно и все сторонне оценить их; аксиологическая: позволяет определить реальные и мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей.

Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, как он взрослеет. В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста. Предмет- конкретные возрастные периоды, причины переходов от одного периода к последующему. Объект- человек в процессе своего развития и взросления. Задачи: 1Раскрытие общих закономерностей развития2.Установление причин перехода от одной стадии к другой. 3.Периодизация возрастных периодов. 4.Психологическая картина каждой стадии. 5.Изучение ведущих факторов развития

Функции:Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний. Объяснение процесса развития — понимание факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием.

Методы психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии.

Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и опред-ым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Этот метод применяется в процессе практически любого пед-го исследования. Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технич-х средств (фото, аудио, видео). Главными особенностями метода наблюдения яв-ся: непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоц-я окрашенность) наблюдения; сложность (порой – невозможность) повторного наблюдения. Эксперимент –планомерное манипулирование одной или несколькими переменными(факторами) и регистрация сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. По форме проведения выд-т два осн-х вида эксперимента – лабораторный(спец условия) и естественный. Формирующий эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Тестирование– это фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления колич-х (и качественных) индивидуально-психологич-х различий. Тест – основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется психологич-й диагноз.Опрос- получение информации о фактах со слов опрашиваемых. Анкетирование – метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы.

3.Понятие о психике. Развитие уровней и форм отражения в филогенезе и онтогенезе.

Психика - свойство субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку для управления своим поведением.

Филогенез (от греч. рhyle – род, племя, genesis – рождение, происхождение) – постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции. А. Н. Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции: сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект.

1. Животные (простейшие) на стадии элементарной сенсорной психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий (на уровне ощущений).

2 Представители перцептивной психики (позвоночные, членистоногие, головоногие моллюски и млекопитающиеся) отражают внешнюю действительность в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей.

3 Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения.

Онтогенез (анг. ontogenesis) это развитие психики отдельно взятого организма в процессе его жизни. Онтогенез психики человека – возрастная психология (детство, подростковый, юношеский, молодость, зрелость, пожилой возраст, старость). Ускорению психического развития способствует обучение, воспитание, труд, общение. Высшие психические функции формируются благодаря психологическим орудиям (слова, речь, смысл). В результате онтогенетического развития психики человека формируются: произвольные психические функции, соц-е потребности, высшие нервные чувства, абстрактно-логическое мышление, самосознание и личность. Решающую роль в развитии психики человека играют соц-е факторы.

4. Понятие о личности. Становление личности и самосознания в онтогенезе. Проблемы социальной психологии личности. Структура самосознания

Личность-субъект социокультурной жизни, имеющий индивидуальность которая раскрывается в контекстах социальных отношений.

Становление личности в онтогенезе

Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида. Индивид «начинается» задолго до рождения. С момента рождения человек зависит от соц-х условий существования, воспитания и оздоровления. Формирование начальных свойств личности связано с образованием комплекса соц-х связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения с их знаковым аппаратом.

Самосознание – восприятие человеком многочисленных «образов» самого себя в различных ситуациях деятельности и общения.

Структура самосознаниякак устойчивая установка индивида по отношению к себе она включает в себя три взаимосвязанных компонента:
-когнитивный, отражающий самопознание индивида;
- эмоциональный, выражающий его взаимоотношение (самооценку);
- поведенческий, отражающий саморегуляцию индивида.

Социальная психология личности исследует закономерности и причины поведения личности в контексте реальной группы, проблемы лидерства, эмоциональных связей между членами группы, занимается вопросами социализации – усвоения и воспроизводства индивидом норм, ценностей и обычаев своего общества итд

Билет.Понятие о деятельности. Психологическая структура деятельности. Понятие ведущей деятельности. Возрастная периодизация психического развития, построенная на смене ведущей деятельности.

Деятельность– сознат-ое, целенапр-ое взаимодействие субъекта с внешним миром.

В ней можно выделить: субъект деятельности, процесс деятельности, предмет деятельности , условия деятельности , продукт деятельности .

3осн-хвидачеловеческойдеятельности: игру, учение и труд.

Существенным отличием деятельности человека от поведения животных является то, что она регулируется осознаваемой целью. Поведение животных направлено ​​на удовлетворение биологических потребностей является генетически заданной. Поведение человека регулируется общественно установленным нормам удовлетворения потребностей.

Структурадеятельности.

Потребность–это неосознаваемое состояние организма, которое еще не имеет конкретно предметного выражения. Она возникает как своеобразный сигнал о том, что для нормальной жизнедеятельности чего-то не хватает, человек испытывает опред-й дискомфорт. Цель - это идеальный образ объекта, который в сознании человека может удовлетворить возникшую потребность. Мотив - это то, что побуждает к деятельности . Мотивами могут быть потребности, интересы, эмоции, убеждения и идеалы.

Предмет деятельности - это объект или совокупность объектов, превращая которые можно достичь поставленной цели. Средства деятельности составляют инструментальную сторону активности. К ним относят необходимые для выполнения деятельности орудия, а также соответствующие знания, навыки и умения. Действие - это моторная функция живого организма.

Ведущаядеятельность(ВД)(ввел Блонский) это та деятельность ре­бенка в рамках социальной ситуации развития, вы­полнение которой определяет возникновение и фор­мирование у него основных психологических ново­образований на данной ступени развития.

игра – дошкольный период;

учение – младший школьный возраст, отрочество, юношество;

труд– зрелость и старость.

Понятие об общении. Структура и функции общения. Развитие форм общения со взрослыми и сверстниками в онтогенезе. Педагогическое общение как форма взаим-я субъектов образовательного процесса.

Общение - процесс взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия

Структура и функции общения.

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

Выделяют два типа коммуникативного воздействия: авторитарную (установка «сверху - вниз»,) и диалогическую (равноправие)

Функции общения:

1)информационно-коммуникативная ( обмен информацией между людьми) 2)регулятивно-коммуникативная (В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения)

3)аффективно-коммуникативная функция-Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку.

Развитие форм общения со взрослыми и сверстниками в онтогенезе.

Со взрослыми:

1) Познавательная-3-4 года .Ведущий мотив этой формы общения — познание. Ребенок задает множество вопросов .

2) Внеситуативно- личностная-6-7. Взрослый выступает для старшего дошкольника как источник социальных познаний, как эталон поведения в различных ситуациях и как наиболее компетентный судья.

Со сверстниками:В возрасте 3—4 лет сверстник продолжает оставаться для ребенка участником совместной практической деятельности.

К 4 годам сверстникстановится предпочитаемым партнером общения. В 4-5 возрасте сверстник рассматривается как равное существо.

Наконец, к 5—7 годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка того же возраста, становится значимым лицом общения.

Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Педагогическое общение - форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников.

Педагогическое общение характеризуется направленностью:на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития), на предмет освоения (усвоения).

Наши рекомендации