Игра на губной гармошке на музыкальных занятиях в ДОО
По мнению многих профессиональных музыкантов-духовиков, начинать обучение на духовых инструментах гораздо более целесообразно именно с губной гармошки. На ней можно издавать звуки, как на выдохе, так и на вдохе, что, безусловно, легче для маленьких детей. Ещё одним важным преимуществом губной гармошки по сравнению с духовыми инструментами, большими и неудобными для маленького ребенка, является то, что физических сил у дошкольников мало и губной аппарат ещё очень слаб. Поэтому на музыкальных занятиях с дошкольниками необходимо следить за правильным его формированием.
Игра на разного рода блок-флейтах и дудках не всегда способствует правильному формированию губного аппарата. Плюс ко всему исполнение на флейте нередко является фальшивым, что часто тормозит развитие хорошего слуха у детей, чего не происходит при занятиях на губной гармошке.
Обучением игре на губной гармошке мы занимаемся всего лишь несколько лет. Я разработала свою систему занятий для детей в возрасте от 4 и до 6-7л.
На начальном этапе все дети знакомятся с музыкальным инструментом губная гармошка на различных фольклорных праздниках. И лишь с детьми, которым необходима особая профилактика различных заболеваний, мы занимается один раз в неделю на индивидуальных занятиях.
Обучение игре на губной гармошке довольно подробно описано в большом количестве самоучителях по губной гармошке. Для дошкольников они тоже вполне доступны. Остановимся лишь на основных моментах, которые необходимо помнить, начиная обучение игре на этом инструменте.
Первое – необходимо правильно держать губную гармошку. Заниматься рекомендуется стоя, с прямой спиной и немного приподнятой головой – именно в таком положении достигается оптимальная циркуляция воздуха.
Второе это правильное дыхание – это самый важный элемент в игре на губной гармонике. Это основа! От дыхания напрямую зависит звук губной гармошки, скорость приобретения всех основных навыков игры на этом инструменте. Многие гармонисты констатируют, что сами того не замечая, неосознанно, полностью перестроились на такой тип дыхания и в обычной жизни, а не только во время игры на инструменте.
Чтобы начать обучение правильному дыханию на губной гармошке необходимо естественно и спокойно дышать. Детям необходимо объяснить, что губную гармошку нужно поднести ко рту, достаточно глубоко и плотно обхватив первые три или четыре отверстия на гармошке ненапряженными мягкими губами, но дышать не носом, а ртом. В начале звук гармошки, извлекаемый таким дыханием, будет очень тихим или его вообще может не быть. В этом случае необходимо убедиться, что ребёнок держит губную гармошку плотно, глубоко обхватив губами, а также, что он дышит только через рот. Самое важное – не форсировать выдох и вдох, а оставить его лёгким и свободным – как в обычной жизни. Так необходимо подышать минут 5-10, чтобы ребёнок привык к новым ощущениям.
После всего вышесказанного, примерно на третьем – четвёртом занятии необходимо переходить непосредственно к обучению игре на губной гармошке. Для обучения дошкольников музыканты-духовики рекомендуют применять исключительно гармошку под названием тремоло[4].
Начинать играть стоит с одиночных нот, не задевая соседние отверстия – это первое серьезное испытание для любого начинающего гармониста. Результатом такого обучения должна стать сыгранная ребёнком простенькая мелодия на губной гармонике от начала и до конца без задевания соседних нот. Этот процесс протекает у разных детей по-разному и в среднем занимает не больше месяца. Третьим самым сложным этапом освоения игры на губной гармошке является несколько специальных техник, которыми ребёнок обычно уверенно овладевает к концу года.
Примеры некоторых техник игры: блокировка губами, или «свисток», блокировка языком и т.п.
1) Плотно прижимать к губам губную гармонику, чтобы воздух не просачивался мимо гармошки, а это сделать очень легко, если губы расслаблены и остаются мягкими.
2) Помнить о правильном дыхании
Отрабатывать навык игры одиночными нотами на губной гармошке лучше всего на простых, хорошо известных мелодиях. Примерами таких мелодий могут служить детские песенки, народные, праздничные или новогодние мотивы, отрывки известных классических произведений и т.д. Ниже мы представим несколько простых мелодий, которые пригодятся для отработки навыка игры одиночными нотами на губной гармошке
По мере того, как дети осваивали губную гармошку, нам показалось недостаточным использовать её только на музыкальных занятиях. Неожиданно эта тема связалась с логопедическими занятиями и с занятиями детей с психологом, и возник тот самый инновационный подход. Это стало возможным на втором и третьем годах обучения.
На занятиях с логопедом важной составляющей является работа над артикуляцией, осуществляемая при помощи языка. Артикуляция важна как для более четкого, разборчивого исполнения нот на губной гармошке, так и для прорабатывания с детьми логопатами различных логопедических трудностей. Работа осуществляется следующим методом: учитель–логопед предлагает музыкальному руководителю те звуки и слоги, которые ему необходимо подкорректировать, а музыкальный руководитель прорабатывает их с детьми с помощью губной гармошки. Такой способ является не только более эффективным, но и ненавязчивым и интересным для дошкольников.
Раздел пятый