Психология допроса свидетелей. В тактике допроса подозреваемых и обвиняемых есть много общего

В тактике допроса подозреваемых и обвиняемых есть много общего, ибо и те и другие чаше всего допрашиваются в условиях, когда доказательств еще недостаточно или в их совокупности имеются пробелы. Задача их допроса заключается не в том, чтобы они обязательно сознались в совершении преступления (что, конечно, гоже важно), а в установлении с помощью их показаний достоверных фактов по делу (даже независимо от их желания помочь следствию).

Однако есть и особенности допроса, обусловленные тем, что подозреваемые обычно допрашиваются на первоначальном этапе расследования, нередко «по горячим следам» преступления, а при задержании — фактически немедленно. Доказательств в этот момент бывает особенно мало, сведений о личности подозреваемого также бывает недостаточно, поэтому следователь не всегда в состоянии тщательно подготовиться к допросу. В тоже время в данной ситуации и подозреваемый не имеет возможности тщательно продумать защитную версию, тактику противодействия следствию, оценить значение имеющихся у следователя доказательств. К тому же подозреваемый в данный момент часто находится в состоянии сильного эмоционального напряжения, способствующего применению психологического воздействия на него. Вместе с тем при первом допросе подозреваемые, особенно с участием защитника, часто отрицают свое участие в преступлении, используя по большей части надуманные аргументы, ссылки на придуманное алиби, т. е. возникает конфликтная ситуация. Поэтому правильный выбор тактических приемов и умелое их применение нередко приводят к получению правдивых показаний на первых же допросах подозреваемых. К числу таких приемов в конфликтной ситуации относятся уверенная манера допроса, использование рефлексивных рассуждений, дополненных продуманной системой предъявления имеющихся доказательств с подробным объяснением допрашиваемому значения каждого доказательства и улики. Особенно важно при этом показать,чтоможет дать соответствующее экспертное исследование тех или иных вещественных доказательств.

Первоначальный допрос обвиняемого проводится в более подготовленной ситуации. Поскольку обвиняемый может признать себя виновным (полностью или частично) либо не признать себя таковым, допрос может проводиться в бесконфликтных, частично конфликтных и полностью конфликтных ситуациях. В большинстве случаев допросы обвиняемых проходят в конфликтных ситуациях с разной степенью соперничества и оказания противодействия следователю.

Обвиняемый на первом допросе может отказаться отдачи показаний. В соответствии со ст. 173 УПК в таких ситуациях повторный допрос проводится только по просьбе самого обвиняемого. В этих случаях с пелыо поддержания необходимого контактного общения следователя с обвиняемым целесообразно стараться продолжить указанный контакт в рамках других следственных действий с участием обвиняемого (при проверке показаний на месте, обыске, назначении и проведении судебной экспертизы и др.). И в рамках этих действий следует оказывать на него необходимое психологическое воздействие с целью преодоления его нежелания давать показания в рамках допроса.

При допросе обвиняемых в конфликтных ситуациях следователь может располагать разными объемами имеющихся у него доказательств. От этого и зависит выбор возможных тактических приемов в каждом конкретном случае. Достаточность доказательств еще не гарантирует автоматический успех допроса. Неумелое использование имеющихся доказательств может свести их значимость к минимуму. Поэтомупри достаточности доказательств для изобличения обвиняемого не следует торопиться с предъявлением всей совокупности доказательств.Сильные доказательства целесообразно предъявлять порознь, а слабые — в совокупности, желательно предъявлять сначала доказательства, подтверждающие второстепенные моменты, а затем относящиеся к главным обстоятельствам и др. Еслив доказательствах имеются пробелы, необходимо лишить допрашиваемого возможности догадаться об этом. Более того, важно создать у него преувеличенное представление об осведомленности следователя и объеме имеющихся против него доказательств и восполнить такие пробелы непосредственно в ходе допроса. Это достигается уверенной манерой допроса, предъявлением доказательств со значительным интервалом, показом своей осведомленности по отдельным моментам с демонстрацией хода событий в них, умелого использования оперативно-розыскной информации и др. Если жедоказательств недостаточно, задачи следователя еще более сложны. Здесь помимо вышеуказанных приемов необходимо использовать различные проговорки и противоречия в свободном рассказе, применять приемы косвенного допроса (когда главный вопрос замаскирован, а отвлекающие внимание, наоборот, подчеркиваются), использовать психологические реагенты и др.

При допросе подозреваемых и обвиняемых важно помнить, что в соответствии со ст. 75 УПК их показания, полученные в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные ими в суде, считаются недопустимыми доказательствами. Поэтому при допросе в подобной ситуации необходимо получить от них наибольшее количество данных, могущих иметь подтверждение из других средств доказывания.

Тактика допроса подозреваемых и обвиняемых с участием защитника. В этих случаях обстановка допроса указанных лиц лишается такого важного психолого-тактического компонента, как интимность, ибо ход допроса осуществляется под интеллектуальным и профессиональным контролем третьего лица — адвоката. Однако начинает и ведет допрос следователь. Защитник является лишь его участником и своими правами (ст. 53 УПК) в ходе этого следственного действия может воспользоваться только тогда, когда следователь закончит свой допрос. При этом следователь должен не только выбрать наиболее удачные тактические приемы, но и умело использовать свои процессуальные права (ст. 53, 164, 189 УПК).

Сама же тактика допроса в этих случаях во многом зависит от того, насколько эффективно следователь пользуется методом рефлективного мышления с учетом складывающихся следственных ситуаций.

К их числу можно отнести такие типовые следственные ситуации:

· защитникимел свидание со своим подзащитным до его первого допроса следователем;

· защитникне имел свидания со своим подзащитным до его первого допроса следователем.

· Эти типовые ситуации могут быть детализированы в зависимости от того, знаком ли следователь с участвующим в допросе защитником и его профессиональными качествами.

· Как известно, потерпевший заинтересован в исходе дела. Эта заинтересованность, а также возможность ошибочного восприятия фактов в силу обстановки события и опасности, которой он мог подвергаться, должны учитываться при допросе и оценке показаний потерпевшего. В остальном тактика допроса потерпевшего и тактика допроса свидетелей настолько близки, что их можно рассматривать совместно.

· Допрос свидетелей и потерпевших можно разделить на пять этапов:

· подготовка к допросу (о чем было рассказано ранее);

· установление психологического контакта с допрашиваемым;

· свободный рассказ допрашиваемого;

· постановка вопросов допрашиваемому;

· ознакомление допрашиваемого с протоколом и аудиозаписью его показаний.

Разъяснив допрашиваемому порядок допроса и предупредив его об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, следователь предлагает ему рассказать всс известное по делу. Это этап свободного рассказа допрашиваемого.

Свободный рассказ — изложение допрашиваемым известных ему фактов в той последовательности, которую ему рекомендует следователь или он избирает сам. Следователь не прерывает свободный рассказ репликами или вопросами. По ходу- свободного рассказа нежелательно протоколирование. Допрашиваемый должен постоянно чувствовать внимание, с каким следователь слушает его рассказ, и заинтересованность в показаниях.

По окончании свободного рассказа, который, как правило, не исчерпывает предмета допроса, следователь путем постановки вопросов восполняет и уточняет полученные показания, выявляет новые факты, не упомянутые в свободном рассказе, получает контрольные данные, необходимые для проверки показаний, помогает свидетелю или потерпевшему вспомнить забытое.

В целях оживления памяти свидетеля или потерпевшего применяются следующиетактические приемы, иногда используемые и при допросе подозреваемого или обвиняемого, искренне стремящегося вспомнить какие-либо обстоятельства:

· допрос с использованием ассоциативных связей. Представления, возникающие в сознании свидетеля или потерпевшего в связи с воспринимавшимся событием, вступают друг с другом в определенные связи, называемые ассоциативными. Поэтому припоминание одного факта может повлечь за собой припоминание связанных с ним других фактов. С целью оживления таких связей следователь задает допрашиваемому вопросы, относящиеся не к искомому, а к смежным с ним фактам, помогает установить сначала их, а затем по ассоциации с ними и искомый;

· допрос на месте — разновидность допроса с использованием ассоциативных связей, когда их оживление вызывает не задаваемый следователем вопрос, а повторное восприятие допрашиваемым той обстановки, в которой происходило расследуемое событие. Допрос на месте не следует смешивать с другим следственным действием — проверкой показаний на месте. Это обычный допрос, который проводится не в кабинете следователя. Сходным приемом оживления ассоциативных связей является предъявление для повторного восприятия допрашиваемому предметов, связанных с интересующими следствие обстоятельствами;

· повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств. При повторном воспроизведении показаний допрашиваемый может вспомнить упущенные или забытые им при первом допросе факты, поэтому нельзя непременно подозревать его в нечестности, если при повторном допросе он расскажет о фактах, которые ранее не припомнил.

Если свидетель явился на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помоши, то адвокат присутствует при допросе, но при этом не вправе задавать вопросы свидетелю и комментировать его ответы. По окончании допроса адвокат вправе делать заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля. Указанные заявления подлежат занесению в протокол допроса (ст. 189 УПК РФ).

Ход и результаты допроса отражаются в протоколе (ст. 190 УПК РФ).

Вкачестве свидетеля допрашивается лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. Не подлежат допросу в качестве свидетелей судья, присяжный заседатель, защитник, адвокат, священнослужитель, член Совета Федерации и депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением своих обязанностей. Лицо не обязано свидетельствовать против самого себя, своего супруга (супруги) и других близких родственников. При согласии свидетеля дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств и в случаях его последующего отказа от этих показаний.

Свидетели подразделяются на свидетелей-очевидцев, которые видели, как происходило расследуемое событие, и свидетелей, которые могут показать о различных обстоятельствах, связанных с происшедшим событием (приметах лица, совершившего преступление, свидетелях-очевидцах, орудии преступления и т. п.). Среди очевидцев выделяются активные и пассивные свидетели. Кактивным свидетелям относятся те, кто пытался пресечь, предотвратить преступное посягательство, принимал участие в задержании лица, совершившего преступление, вызывал милицию, оказывал помощь потерпевшим и т. д. Их активная роль нередко приводит к довольно сильному психическому напряжению, которое может помешать восприятию каких-либо фрагментов происшедшего. В показаниях таких лиц возможны различные дефекты, пробелы, искажения, преувеличения своей роли в пресечении преступного посягательства.

Пассивные свидетели подразделяются на две группы. Первую группу составляют свидетели, которые имели возможность действовать активно, но под влиянием страха, нежелания вмешиваться, уговоров и просьб знакомых, близких и иных причин предпочли остаться в стороне. Их показания могут быть деформированы за счет не всегда даже осознаваемого стремления скрыть некоторые неблаговидные нюансы своего поведения и желания представить себя в более выгодном свете. Ко второй группе относятся свидетели, которые не могли проявить активность в силу объективных причин (например, наблюдали за происходившим из окна дома либо из проезжавшего мимо транспорта). На формирование их показаний могут повлиять волнение, эмоциональные переживания, вызванные совершаемым на их глазах преступлением.

Вначале допроса свидетеля основное внимание уделяется установлению с ним надлежащего психологического контакта. Большая роль в этом принадлежит уважительному, доброжелательному обращению со свидетелем. Не лишним будет выражение благодарности за явку и готовность помочь следствию. Если у следователя нет оснований сомневаться в добросовестности свидетеля, то предупреждение об уголовной ответственности по ст. 307 и 308 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний должно быть сделано так, чтобы не обидеть необоснованным подозрением в возможном лжесвидетельстве. Можно, например, сказать, что у следствия нет сомнений в том, что допрашиваемый сообщит правдиво все, что ему известно по делу, но разъяснение положений этих статей УК РФ предусмотрено законом и подлежит неукоснительному соблюдению.

Предупреждение же лица, которое может дать ложные показания или попытается скрыть правду, должно быть сделано достаточно четко и ясно. Желательно разъяснить ему, что ложными считаются не только показания, в которых сознательно извращается истина, но также и ссылка на то, что не видел, не заметил, не помню, если в действительности видел, заметил, запомнил. При необходимости ему можно сообщить, что у следствия есть много способов установить истину и изобличить лицо в сообщении ложных сведений.

При допросе недобросовестного свидетеля, уклоняющегося от сообщения каких-либо сведений, дающего ложные показания, важно выяснить и нейтрализовать мотивы его позиции. Большое значение могут иметь обращение к положительным качествам личности допрашиваемого, пробуждение в его сознании и переживаниях чувства ответственности, гражданского долга. К тактическим приемам допроса такого лица относятся детализация показаний, особенно по второстепенным обстоятельствам и деталям, по которым трудно заранее договориться, а такжевыявление проговорок, внутренних противоречий в сообщаемых сведениях и их несоответствия другим имеющимся доказательствам. В вопросно-ответной стадии после фиксации основных показаний допрашиваемому демонстрируются выявленные противоречия и предлагается объяснить, чем они вызваны. Ускорение темпа допроса при постановке дополнительных, контрольных, уличающих вопросов, образуя как бы дефицит времени, ограничивает возможности допрашиваемого найти приемлемое объяснение различным имеющимся в его показаниях противоречиям. Кроме того, при допросе недобросовестного свидетеля могут быть использованы те же приемы, что и при допросе подозреваемых (обвиняемых).

При допросе свидетелей и потерпевших важное значение имеютприемы оказания помощи в преодолении добросовестного заблуждения и припоминании забытых фактов и обстоятельств.Преодолеть заблуждение во многих случаях помогает выяснение условий наблюдения и субъективных возможностей допрашиваемого лица, причем причина искажений порой может быть элементарно простой. Так, выясняя по одному делу причины расхождений в показаниях очевидцев, следователь неожиданно для себя установил, что две свидетельницы ошибочно восприняли некоторые обстоятельства происшедшего, поскольку страдали близорукостью и в момент случившегося были без очков. Припоминанию способствуют благоприятная атмосфера допроса, спокойный, деловой тон его ведения следователем. Допрос должен проводиться без спешки, не рекомендуется без необходимости прерывать свободный рассказ.

Воспринятые события и предметы запечатлеваются в памяти в определенной связи между собой, а также в связи с впечатлениями и представлениями из прошлого и последующего опыта. Напоминание или воспоминание об одном из элементов этой связи является тем первым узелком, который способствует развертыванию в сознании всей цепочки ассоциаций. Большую роль в пробуждении ассоциаций играетэмоциональная память.Воспоминание о впечатлении или переживании, связанном с тем или иным объектом либо лицом, может оживить в памяти детали или подробности определенного события. Различают ассоциации по смежности во времени, в пространстве, по сходству и контрасту.

Для действияассоциации по времени следует рекомендовать лицу, дающему показания, вести рассказ в том порядке, в каком развивались события. В других ситуациях может помочь напоминание о последствиях события, его связи с какими-либо обстоятельствами личной жизни допрашиваемого (день рождения, праздник, выезд за город и т. п.). Активизировать ассоциативные связи и оживить память помогают вопросы по смежным с исследуемым событием обстоятельствам, выяснение фактических данных, относящихся к предшествующим или последующим событиям, допрос о том же событии или о тех же обстоятельствах, но в разных планах, в различной (логической или хронологической) последовательности.

Чтобы определить время, в течение которого происходило то или иное событие, рекомендуется вспомнить, как оно развивалось в деталях, в какой последовательности, определить время каждого эпизода и суммировать все эти отрезки.

Для использованияассоциации в пространстве можно предъявить предмет, имеющий отношение к событию, или фотографию места происшествия. Восстановлению в памяти забытого будут способствовать допрос на месте происшествия, использование при допросе различных схем, рисунков, чертежей, а также макетов, особенно по делам о дорожно-транспортных происшествиях. Предложение допрашиваемому начертить схему, нарисовать тот или иной объект уже само по себе обычно способствует мысленному возвращению к деталям происшедшего и благоприятствует вспоминанию.

Ассоциации по сходству можно использовать для того, чтобы вспомнить забытую фамилию, внешность человека и т. п. Для припоминания фамилии следует предложить просмотреть, например, телефонную книгу с фамилиями абонентов. Рекомендуется использовать и такие системы, как «фоторобот», рисованный портрет, альбомы образцов различных тканей, фасонов одежды, цветных репродукций грузовых и легковых автомашин и т. п. Использованиеассоциаций по контрастуосновано на противопоставлении различных объектов и явлений (высокий — низкий, черный — белый, толстый — тонкий и т. п.).

В отдельных случаях преодолеть добросовестное заблуждение и оказать допрашиваемому помошь в припоминании можно путем предъявления доказательств: оглашения показаний, воспроизведения фонограмм допроса других лиц и проведения очных ставок. С этой целью могут быть предъявлены вещественные доказательства, различные документы, видеозапись или киноленты места происшествия и окружающей обстановки, а также проведено предъявление для опознания лиц и предметов.

Основные правила использования информации. Предъявление доказательств, использование различных объектов и схем, а также ознакомление с показаниями других лиц следует проводить так, чтобы избежать подсказки и наводящих вопросов.

Информация, имеющая доказательственное значение, может быть использована на допросе лишь после свободного рассказа и в тех случаях, когда следователю не удалось путем постановки соответствующих вопросов и обращения к ассоциативным связям преодолеть забывание допрашиваемого или устранить его добросовестное заблуждение.

В вопросно-ответной стадии допроса информация используется не только посредством ее включения в содержание вопроса. Информация может находиться и за пределами вопроса, предшествовать или сопровождать его (например, при предъявлении вещественных доказательств, оглашении показаний других лиц и т. п.). В каждом случае такого использования информации нужно правильно оценивать информационное содержание задаваемых вопросов. Неправильно полагать, что в задаваемом вопросе вообще не должно содержаться никакой исходной информации для ответа. Подобное требование явно невыполнимо, поскольку довольно часто вопрос не может быть не привязан к определенному месту, времени, людям, обстоятельствам и т. п. Например, в вопросе: «Где вы были такого-то числа?» — содержится ориентировка во времени, в вопросе: «При каких обстоятельствах вы познакомились с Н.?» — ориентировка по отношению к определенному лицу и т. д.

Отличие допустимого в процессуальном отношении вопроса от наводящего состоит не в том, что в наводящем вопросе подсказывающая информация имеется, а в правомерном вопросе ее нет, а в том, что содержащаяся в наводящем вопросе информация (как словесная, так и несловесная — мимика, жесты, эмоционально-интонационный подтекст) внушает, наводит, подсказывает определенный ответ. Наводящий вопрос не только содержанием, но еще и формулировкой может побуждать, ориентировать на подтверждение определенной информации. Наводящий вопрос — это такой вопрос, который при ею постановке рассчитан на подтверждение содержащейся в нем либо подсказывающей информации, и ответ на него, по имеющимся в нем фактическим сведениям, полностью соответствует содержанию вопроса, не выходит за его рамки, не дает новой, дополнительной, ценной в доказательственном отношении информации, кроме почерпнутой из заданного вопроса.

В каждом случае использования при допросе информации необходимо не подтверждение допрашиваемым тех или иных сообщенных ему сведений, а получение показаний, в которых бы он вышел за пределы этого сообщения, проявил знание новых информационных элементов (обстоятельств, деталей определенного события) или указал на новые дополнительные связи между элементами сообщенной ему информации.

Особенности тактики допроса потерпевших. О специфике формирования показаний потерпевших необходимо отметить следующее. Потерпевший является специфическим субъектом допроса. Его особое положение определяется во многом своеобразными психическими переживаниями, обусловленными совершенным преступлением и его последствиями. Возникающие под воздействием преступления страх, боль, физические страдания, желание освободиться от преступного посягательства или скорее его прекратить, возбуждение и напряжение, обусловленные борьбой, а в случаях полового посягательства, кроме того, еще и личностные, интимные переживания, создавая сплав различных взаимосвязанных между собой эмоций и чувств, образуют сложное, своеобразное психическое состояние потерпевших.

Под влиянием острых психических переживаний потерпевшие нередко, особенно на первых допросах, не могут вспомнить об обстоятельствах, которые предшествовали событию преступления или же, наоборот, последовали за ним (так называемоеретроактивное ипроактивное торможение). На повторных допросах показания потерпевших оказываются порой более полными, чем сразу после преступного посягательства. Кроме того, в получаемых от потерпевших сведениях возможны и невосполнимые потери, когда вследствие чрезмерного нервно- психического напряжения, вызванного совершенным преступлением, наступаетамнезия, т. е. частичное или полное необратимое выпадение из памяти пережитого события.

Амнезия может появиться и вследствие потери сознания, а также при кратковременном состоянии оглушенности, нередко наступающих в результате особо грубых физических воздействий преступников (нанесения ударов в область головы, лица, переломов костей носа, причинения сильных болей), которые могут сопровождаться контузиями и сотрясениями мозга различной степени, а также различными шоковыми состояниями.

В показаниях потерпевших встречаются: различного рода преувеличения о некоторых моментах пережитого события; обобщенность в первоначальных объяснениях и показаниях о действиях виновных лиц (все держали, все активно участвовали); пробелы, пропуски при описании некоторых важных элементов происшедшего; заблуждения относительно последовательности развития — путаница, перестановка при воспроизведении его отдельных деталей и действий конкретных участников преступления.

На основании этих данных было бы неверно делать вывод о непригодности получаемой от потерпевших информации для установления истины по делу. Изъяны и пробелы в передаваемой потерпевшими информации обычно не носят всеобъемлющего характера и касаются лишь отдельных обстоятельств происшедшего.

Рассмотримтактические приемы допроса потерпевшего. При допросе потерпевшего необходимо в каждом случае учитывать глубину его психических переживаний и те факторы, которые предопределяют его психическое состояние. Поскольку сразу же после совершения преступления психическое состояние потерпевшего может помешать даче им полных и достоверных показаний, рекомендуется, по возможности, не торопиться с первым допросом.

Если допрос потерпевшего отложить невозможно, то целесообразно предусмотреть его повторный допрос в более спокойной обстановке, когда переживаемые им чувства потеряют свою остроту, а память обретет временно утраченную способность к воспроизведению.

В целях активизации мыслительной деятельности потерпевшего по припоминанию отдельных обстоятельств случившегося надо разъяснить ему важность получения как можно более полных сведений о преступлении и лицах, его совершивших. Необходимо, чтобы умело поставленная перед допрашиваемым цель следственного действия — получение полной, детальной и объективной информации — на определенный период времени вытеснила из его сознания или оттеснила на второй план психические переживания, мешающие допросу.

Оценивая полученные от потерпевшего показания, следует учитывать, что он в ряде случаев может умалчивать об отдельных обстоятельствах происшедшего, давать частично ложные показания, отказываться от дачи показаний либо изменять их в ходе следствия, а также сообщать по делу полностью ложные сведения. Это возможно в силу особых отношений потерпевшего с виновными лицами, их окружением, при боязни мести с их стороны, в результате воздействий заинтересованных лиц, а также с целью сокрытия своего неблаговидного поведения — трусости, стяжательства, порочащей его интимной связи и проч. Кроме того, на показаниях потерпевшего может сказаться неверие в способность органов следствия установить истину и обеспечить его личную безопасность. Особенно важно сначала выяснить мотивы, лежащие в основе неверной позиции допрашиваемого, и попытаться их преодолеть. В этих случаях при допросе используются приемы, направленные на преодоление лжи и получение правдивых показаний.

26. Очная ставка - следственное действие по одновременному допросу двух лиц, ранее допрошенных, с целью устранения противоречий, ко­торые имеются в их показаниях. Обладая всеми чертами допроса, очная ставка весьма специфична не только в процессуально-тактическом, но и в психологическом отношении. С точки зрения психологии очная ставка - это специфическое психическое общение, которое развивается между тремя лицами. Именно это и служит основанием для самосто­ятельного рассмотрения данного следственного действия в юридичес­кой психологии.

Характерной особенностью этого психического общения является то, что в большинстве случаев в начале очной ставки по крайней мере между двумя ее участниками имеют место конфликтное отношение и высокая эмоциональная напряженность. Это обуславливается наличием проти­воречий в их показаниях, которые зачастую носят весьма острый харак­тер. Объективно-конфликтным психическое отношение является в тех случаях, когда участники (чаще всего один из них) совершенно созна­тельно дают показания, не соответствующие истине. Субъективно-кон­фликтным можно назвать такое отношение, где конфликт обусловлен ошибочным пониманием позиции другого человека, ошибочным вос­приятием фактов, свидетельствующих об отношении этого человека.

Целью очной ставки является установление истины, а для этого часто возникает необходимость оказывать воздействие на лицо, дающее лож­ные показания, чтобы изобличить его. Здесь второй ее участник являет­ся специфическим средством воздействия. Непременным условием оч­ной ставки является активное психическое воздействие на дающего ложные показания со стороны другого участника очной ставки. В про­тивном случае очная ставка только усугубит противоречивость показа­ний: недобросовестный участник, применив угрозы, запугивание, уго­воры, поколеблет установку другого участника следственного действия на дачу правдивых показаний.

Наши рекомендации