Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Цель: Дать чёткие инструкции по выполнению различных видов самостоятельной работы, рекомендации по построению режима работы, возможности консультирования у преподавателя. Указаны критерии оценивания СРС и перспективы использования накопленных материалов.

Главное в период обучения своей специальности - это научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения.

Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин (имеются у заведующей отделением, в методическом кабинете и в соответствующих кабинетах изучаемых дисциплин), учебный план и расписание занятий вывешивается на 2-м этаже учебного корпуса. Рекомендуется не только ознакомиться с этими документами, но и изучить их.

Ежедневной учебной работе студенту следует уделять 9-10 часов своего времени, т.е. при 6 часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить 3-4 часа.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтра. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. И запомни: если не ты, то кто?
8. АТТЕСТАЦИЯ

8.1 Примерные вопросы к промежуточному тестированию

  1. Конфликтология как теоретическая и практическая дисциплина: предмет и задачи.
  2. Причины формирования и развития конфликтологии во второй половине XX века.
  3. Основные психологические подходы к конфликтам.
  4. Основные социологические подходы к конфликтам.
  5. Основные зарубежные направления исследований и разработок по конфликтологии.
  6. Определение конфликта. Конфликт и противоречие.
  7. Конструктивный подход к конфликтам (Б. И. Хасан о конструктивной психологии и конфликте)
  8. Типологии конфликтов.
  9. Стереотипы конфликтности (обыденные представления о конфликтах и стереотипы поведения в проблемных ситуациях).
  10. Основные стратегии поведения в конфликтах по Томасу.
  11. Особенности конфликтов интересов.
  12. Особенности ценностных и культурно-мировоззренческих конфликтов.
  13. Конфликты, основанных на повседневных верованиях (стереотипах).
  14. Модель позиционного торга: преимущества и недостатки.
  15. Позиции, интересы и проблема в конфликтологическом анализе. Соотношение интересов и позиций.
  16. Правила, принципы и ценности в конфликтологическом анализе. Поведение в конфликте как игра по правилам.
  17. Принципиальные переговоры как модель оптимального взаимовыгодного сотрудничества в разрешении проблем.
  18. Приемы перехода от позиционного торга к содержательному решению проблемы.
  19. Отделение личности или группы от проблем. Установление работающих, конструктивных отношений.
  20. Анализ и обсуждение интересов.
  21. Создание вариантов.
  22. Критерии принятия решения.
  23. Методы борьбы с «грязными» приемами в конфликтах и переговорах.
  24. Техники (методы) анализа конфликта и организации конструктивного конфликтного взаимодействия (карта, конфликта, метод одного листа и др.).
  25. Особенности практического использования метода принципиальных переговоров: возможности и ограничения.
  26. Принципиальные переговоры: основные практические правила.
  27. Типы посредничества в разрешении конфликтов.
  28. Психотехника и логика посредничества по процессу (медиация).
  29. Основные навыки, необходимые для конструктивного поведения в конфликтах.
  30. Групповые и организационные конфликты, конфликты больших социальных групп: специфические черты и возможности разрешения.

Практические задания

90. Задание ТЗ_90 П 2.1.1. трудное, политомическое закрытый

Подберите к фразам 1 – 8 соответствующее фотоизображение (одно из 8).

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru
  1. «Мне трудно припомнить вчерашний день».
 
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru
  1. «Я вас внимательно слушаю, говорите же, ну».
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru
  1. «Это произвол! Вы ответите за это!»
 
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru 4. «Я требую немедленного исполнения моих указаний».
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru
  1. «Нет, я не смогу это пережить».
 
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru
  1. «Вот это да!»
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru
  1. «Да, крепко я влип».
 
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru
  1. «Как невыносимо это ожидание!»
 

91. Задание ТЗ_91 П 2.1.1. трудное, политомическое закрытый

Определите по мимическим схемам эмоциональное состояние человека. Результаты своих наблюдений занесите в таблицу: поставьте напротив характеристики состояния соответствующий номер мимического изображения.

Номер мимического изображения Психическое состояние
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru 1 Спокойствие, уверенность
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru 2 Ярость, отчаяние, ужас
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru 3 Удовлетворенность
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru 4 Радость, восторг
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru 5 Тревога, страх, обида

92. Задание ТЗ_92 П 2.1.1. трудное, политомическое закрытый

Определите, какому состоянию человека соответствуют эти позы, как в них проявляется отношение к собеседнику. Результаты занесите в таблицу: поставьте напротив соответствующего состояния номер схематичной фигурки на рисунке:

Номер фигуры на рисунке Психическое состояние, отношение к собеседнику
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru 1 Робкий, виноватый, убитый горем
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru 2 Высокомерие, пренебрежение, самоуверенность
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru 3 Тревожность, ожидание, неуверенность
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru 4 Растерянность, непонимание, сомнение
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru 5 Смущение, застенчивость, печаль
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru 6 Удивление, нерешительность, недоумение

93. Задание ТЗ_93 П 2.1.1. трудное, дихотомическое закрытый

Ситуация. Мужчины охвачены сильными эмоциями. Очевидно, необходимо будет их разнимать.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru

Ответ: В

94. Задание ТЗ_94 П 2.1.1. трудное, дихотомическое

Ситуация. Начальник (стоящий человек) беседует с подчиненным, чувствуя собственное превосходство.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru

Ответ: А

95. Задание ТЗ_95 П 2.1.1. трудное, политомическое

Найдите соответствие мимики лица и ее фотографии:

  1. счастье
  2. презрение
  3. грусть
  4. отвращение
  5. удивление
  6. интерес
  7. гнев
  8. решительность
  9. страх
  10. смущение

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru

Ответы: 1- III, 2-IX, 3-X, 4-I, 5-VII, 6-VIII, 7-VI, 8-IV, 9-V, 10-II.

96. Задание ТЗ_96 П 2.1.1. трудное, дихотомическое

Подберите к схематически изображенной позе одно выражение лица соответствующее ей.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru

Ответ: В

97. Задание ТЗ_97 П 2.1.1. трудное, дихотомическое

Подберите к схематически изображенной позе одно выражение лица соответствующее ей.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru

Ответ: Г

98. Задание ТЗ_98 П 2.1.1. трудное, дихотомическое

Подберите к схематически изображенной позе одно выражение лица соответствующее ей.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru

Ответ: Д

99. Задание ТЗ_99 П 2.1.1. трудное, дихотомическое

Подберите к схематически изображенной позе одно выражение лица соответствующее ей.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru

Ответ: Г.

100. Задание ТЗ_100 П 2.1.1. трудное, дихотомическое

Из предложенных ниже рисунков под индексами А, Б и В выберите один, который наиболее подходит к заданным ситуациям.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru

Ситуация. Очень близкие приятельницы ведут непринужденную беседу, при этом чувствуют себя очень хорошо, раскованно.

Ответ: Б

101. Задание ТЗ_93 П 2.1.1. трудное, дихотомическое

Из предложенных ниже рисунков под индексами А, Б и В выберите один, который наиболее подходит к заданным ситуациям.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru

Ситуация. Парочка находится в состоянии готовности, хотя трудно сказать к чему. Может быть, они собираются танцевать, а может быть, уйти с вечеринки.

Ответ: Б

102. Задание ТЗ_102 П 2.1.1. трудное, дихотомическое

Подберите пары собеседников сообразно заданным ситуациям, подчеркнув два индекса.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru

Ситуация. Двое мужчин обсуждают что-то малозначитель­ное. Судя по их позам и проявлениям дружелюбия, они не против того, чтобы к их разговору присоединились другие партнеры.

Ответ: В и Г

103. Задание ТЗ_103 П 2.1.1. трудное, политомическое

Подберите пары собеседников сообразно заданным ситуациям, подчеркнув два индекса.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru

Ситуация. Двое мужчин проявляют нервозность, взаимную неприязнь, но каждый по-своему. Один потрясен несправедливостью партнера, он с трудом сдерживает себя, чтобы не ответить грубостью. Другой, уверен в своей правоте и ведет себя назидательно, по менторски.

Ответ: Б и Е.

104. Задание ТЗ_104 П 2.1.1. трудное, политологическое

Подберите пары собеседников сообразно заданным ситуациям, подчеркнув два индекса.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru

Ситуация. Двое мужчин обсуждают сложную проблему, причем один из них принял защитную «позу недоверия», замкнулся. Другой желает восстановить коммуникацию и как бы говорит: «В чем дело? Неужели вы не верите в искренность моих слов?».

Ответ: Е и В.

108. Задание ТЗ_108 П 2.1.2. трудное, политомическая

Отметьте манеру общения собеседников:

  1. – доброжелательная – Б
  2. – пренебрежительная – А
  3. – озлобленная – В

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru

109. Задание ТЗ_109 П 2.1.2 среднее, политомическая закрытое

Отметьте на рисунке позы собеседников:

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы - student2.ru

  1. – закрытая – А, В
  2. – открытая – Б

Вопросы и задания к итоговой аттестации

Наши рекомендации