Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Цель: Дать чёткие инструкции по выполнению различных видов самостоятельной работы, рекомендации по построению режима работы, возможности консультирования у преподавателя. Указаны критерии оценивания СРС и перспективы использования накопленных материалов.
Главное в период обучения своей специальности - это научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения.
Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин (имеются у заведующей отделением, в методическом кабинете и в соответствующих кабинетах изучаемых дисциплин), учебный план и расписание занятий вывешивается на 2-м этаже учебного корпуса. Рекомендуется не только ознакомиться с этими документами, но и изучить их.
Ежедневной учебной работе студенту следует уделять 9-10 часов своего времени, т.е. при 6 часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить 3-4 часа.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтра. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. И запомни: если не ты, то кто?
8. АТТЕСТАЦИЯ
8.1 Примерные вопросы к промежуточному тестированию
- Конфликтология как теоретическая и практическая дисциплина: предмет и задачи.
- Причины формирования и развития конфликтологии во второй половине XX века.
- Основные психологические подходы к конфликтам.
- Основные социологические подходы к конфликтам.
- Основные зарубежные направления исследований и разработок по конфликтологии.
- Определение конфликта. Конфликт и противоречие.
- Конструктивный подход к конфликтам (Б. И. Хасан о конструктивной психологии и конфликте)
- Типологии конфликтов.
- Стереотипы конфликтности (обыденные представления о конфликтах и стереотипы поведения в проблемных ситуациях).
- Основные стратегии поведения в конфликтах по Томасу.
- Особенности конфликтов интересов.
- Особенности ценностных и культурно-мировоззренческих конфликтов.
- Конфликты, основанных на повседневных верованиях (стереотипах).
- Модель позиционного торга: преимущества и недостатки.
- Позиции, интересы и проблема в конфликтологическом анализе. Соотношение интересов и позиций.
- Правила, принципы и ценности в конфликтологическом анализе. Поведение в конфликте как игра по правилам.
- Принципиальные переговоры как модель оптимального взаимовыгодного сотрудничества в разрешении проблем.
- Приемы перехода от позиционного торга к содержательному решению проблемы.
- Отделение личности или группы от проблем. Установление работающих, конструктивных отношений.
- Анализ и обсуждение интересов.
- Создание вариантов.
- Критерии принятия решения.
- Методы борьбы с «грязными» приемами в конфликтах и переговорах.
- Техники (методы) анализа конфликта и организации конструктивного конфликтного взаимодействия (карта, конфликта, метод одного листа и др.).
- Особенности практического использования метода принципиальных переговоров: возможности и ограничения.
- Принципиальные переговоры: основные практические правила.
- Типы посредничества в разрешении конфликтов.
- Психотехника и логика посредничества по процессу (медиация).
- Основные навыки, необходимые для конструктивного поведения в конфликтах.
- Групповые и организационные конфликты, конфликты больших социальных групп: специфические черты и возможности разрешения.
Практические задания
90. Задание ТЗ_90 П 2.1.1. трудное, политомическое закрытый
Подберите к фразам 1 – 8 соответствующее фотоизображение (одно из 8).
| |
| |
| |
4. «Я требую немедленного исполнения моих указаний». | |
| |
| |
| |
|
91. Задание ТЗ_91 П 2.1.1. трудное, политомическое закрытый
Определите по мимическим схемам эмоциональное состояние человека. Результаты своих наблюдений занесите в таблицу: поставьте напротив характеристики состояния соответствующий номер мимического изображения.
Номер мимического изображения | Психическое состояние |
1 Спокойствие, уверенность | |
2 Ярость, отчаяние, ужас | |
3 Удовлетворенность | |
4 Радость, восторг | |
5 Тревога, страх, обида |
92. Задание ТЗ_92 П 2.1.1. трудное, политомическое закрытый
Определите, какому состоянию человека соответствуют эти позы, как в них проявляется отношение к собеседнику. Результаты занесите в таблицу: поставьте напротив соответствующего состояния номер схематичной фигурки на рисунке:
Номер фигуры на рисунке | Психическое состояние, отношение к собеседнику |
1 Робкий, виноватый, убитый горем | |
2 Высокомерие, пренебрежение, самоуверенность | |
3 Тревожность, ожидание, неуверенность | |
4 Растерянность, непонимание, сомнение | |
5 Смущение, застенчивость, печаль | |
6 Удивление, нерешительность, недоумение |
93. Задание ТЗ_93 П 2.1.1. трудное, дихотомическое закрытый
Ситуация. Мужчины охвачены сильными эмоциями. Очевидно, необходимо будет их разнимать.
Ответ: В
94. Задание ТЗ_94 П 2.1.1. трудное, дихотомическое
Ситуация. Начальник (стоящий человек) беседует с подчиненным, чувствуя собственное превосходство.
Ответ: А
95. Задание ТЗ_95 П 2.1.1. трудное, политомическое
Найдите соответствие мимики лица и ее фотографии:
1. счастье | |
2. презрение | |
3. грусть | |
4. отвращение | |
5. удивление | |
6. интерес | |
7. гнев | |
8. решительность | |
9. страх | |
10. смущение |
Ответы: 1- III, 2-IX, 3-X, 4-I, 5-VII, 6-VIII, 7-VI, 8-IV, 9-V, 10-II.
96. Задание ТЗ_96 П 2.1.1. трудное, дихотомическое
Подберите к схематически изображенной позе одно выражение лица соответствующее ей.
Ответ: В
97. Задание ТЗ_97 П 2.1.1. трудное, дихотомическое
Подберите к схематически изображенной позе одно выражение лица соответствующее ей.
Ответ: Г
98. Задание ТЗ_98 П 2.1.1. трудное, дихотомическое
Подберите к схематически изображенной позе одно выражение лица соответствующее ей.
Ответ: Д
99. Задание ТЗ_99 П 2.1.1. трудное, дихотомическое
Подберите к схематически изображенной позе одно выражение лица соответствующее ей.
Ответ: Г.
100. Задание ТЗ_100 П 2.1.1. трудное, дихотомическое
Из предложенных ниже рисунков под индексами А, Б и В выберите один, который наиболее подходит к заданным ситуациям.
Ситуация. Очень близкие приятельницы ведут непринужденную беседу, при этом чувствуют себя очень хорошо, раскованно.
Ответ: Б
101. Задание ТЗ_93 П 2.1.1. трудное, дихотомическое
Из предложенных ниже рисунков под индексами А, Б и В выберите один, который наиболее подходит к заданным ситуациям.
Ситуация. Парочка находится в состоянии готовности, хотя трудно сказать к чему. Может быть, они собираются танцевать, а может быть, уйти с вечеринки.
Ответ: Б
102. Задание ТЗ_102 П 2.1.1. трудное, дихотомическое
Подберите пары собеседников сообразно заданным ситуациям, подчеркнув два индекса.
Ситуация. Двое мужчин обсуждают что-то малозначительное. Судя по их позам и проявлениям дружелюбия, они не против того, чтобы к их разговору присоединились другие партнеры.
Ответ: В и Г
103. Задание ТЗ_103 П 2.1.1. трудное, политомическое
Подберите пары собеседников сообразно заданным ситуациям, подчеркнув два индекса.
Ситуация. Двое мужчин проявляют нервозность, взаимную неприязнь, но каждый по-своему. Один потрясен несправедливостью партнера, он с трудом сдерживает себя, чтобы не ответить грубостью. Другой, уверен в своей правоте и ведет себя назидательно, по менторски.
Ответ: Б и Е.
104. Задание ТЗ_104 П 2.1.1. трудное, политологическое
Подберите пары собеседников сообразно заданным ситуациям, подчеркнув два индекса.
Ситуация. Двое мужчин обсуждают сложную проблему, причем один из них принял защитную «позу недоверия», замкнулся. Другой желает восстановить коммуникацию и как бы говорит: «В чем дело? Неужели вы не верите в искренность моих слов?».
Ответ: Е и В.
108. Задание ТЗ_108 П 2.1.2. трудное, политомическая
Отметьте манеру общения собеседников:
- – доброжелательная – Б
- – пренебрежительная – А
- – озлобленная – В
109. Задание ТЗ_109 П 2.1.2 среднее, политомическая закрытое
Отметьте на рисунке позы собеседников:
- – закрытая – А, В
- – открытая – Б
Вопросы и задания к итоговой аттестации