Умственные тесты Дж. Кеттелла
Исследования Ф. Гальтона, его тесты привлекли внимание ученых-психологов разных стран, у него появились ученики и последователи. Одним из наиболее из- вестных приверженцев гальтоновских идей и методов измерения индивидуаль- ных различий являлся американский ученый Джеймс Мак-Кин Кеттелл.
Разочаровавшись в вундтовской экспериментальной психологии, для которой было характерно неприятие проблемы индивидуальных различий, Дж. Кеттелл, во многом благодаря Ф. Гальтону, от изучения времени реакции обращается к
18 Глава 1. История психодиагностики. Введение
измерению ума1. Побывав у Ф. Гальтона и вернувшись в Соединенные Штаты, он активно занимается пропагандой тестов.
В 1890 г. Дж. Кеттелл в журнале Mind публикует одну из самых известных в психодиагностике работ, без упоминания которой не может обойтись ни один из исследователей, обращающихся к проблемам измерения индивидуальных разли- чий. Это — «Умственные тесты и измерение» (Mental Test and Measurement) с по- слесловием Ф. Гальтона. Понятие «умственный тест»(mental test) вскоре приоб- ретает популярность, становится своего рода символом той области психологии, которая изучает и стремится измерить индивидуальные различия.
«Психология, — писал Дж. Кеттелл, — не сможет стать такой же обоснованной и точной, как физические науки, если будет обходиться без эксперимента и изме- рения. Первый шаг в этом направлении может быть сделан с помощью примене- ния серии умственных тестов к значительному количеству индивидов. Результа- ты могут иметь значительную научную ценность в открытии постоянства психи- ческих процессов, их взаимозависимости и изменений в различных обстоятель- ствах»2. Как видим, Кеттелл полагает, что прежде всего тесты и статистический анализ (применение тестов к значительному числу людей) — залог становления новой психологии, психологии, опирающейся на точное знание. В этой, ставшей знаменитой статье он также сообщает о том, как из списка 50 когда-либо исполь- зовавшихся тестов им были отобраны десять. Это были уже хорошо известные
«динамометрия», «диапазон движения» (время, затраченное для передвижения руки на определенное расстояние), «зоны чувствительности», «наименее ощу- тимая разница в весе», «время реакции на звук», «время распознавания цветов»,
«удвоение 50-сантиметровой линии», «различение 10-секундного отрезка време- ни», «последовательность воспроизведения буквенного ряда». Он полагал эти тесты, являющиеся в основном тестами элементарных психических функций,наиболее подходящими для измерения ума. В примечании к своей статье Кеттелл выразил надежду, что Гальтон одобрит его предложения. Однако в своем после- словии к статье мэтр сделал обратное. Он критиковал Кеттелла за то, что тот не посчитал нужным упомянуть о важности сравнения результатов тестов с незави- симым измерением тех же самых переменных (иными словами, Гальтон ставил вопрос о валидноститестов). Более того, явно принижая доводы своего ученика, Гальтон предложил несколько собственных новых тестов для включения их в раз- работанный его учеником набор тестов.
К концу XIX в. тесты типа гальтоновско-кеттелловских получили широчайшее распространение. Только в США для координации тестологических исследований понадобилось создание двух национальных комитетов (1895-1896). Наиболее активно тесты используются в образовании, однако очень скоро выясняется, что фактически отсутствует связь между результатами, полученными с их помощью, и независимой оценкой интеллектуального уровня учащихся педагогами. Не со- гласовывались тестовые данные и с успехами в обучении. Достаточно привести
|
периментальная психология понималась и как индивидуальная.
|
|
1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование 19
лишь пару примеров, показывающих неспособность тестов к дифференциации учащихся. Франц Боаз, работавший в одном из университетов США, в 1891 г. про- тестировал около 1500 школьников и практически не обнаружил соответствия между своими данными и теми данными, которые представили учителя, не обра- щавшиеся к помощи тестов «умственной одаренности». Примерно к таким же результатам пришел Дж. Джильберт из Йельского университета, протестировав- ший около 1200 школьников. В некоторых исследованиях подчеркивается значе- ние результатов, полученных учеником Кеттелла Кларком Висслером, опровер- гавшим тесты своего учителя. Эти данные были опубликованы только в 1901 Г. И показывали, например, следующие корреляции тестов с академической успева- емостью: -0,08 — с показателями динамометрии; -0,02 — с распознанием цветов;
0,02 — со временем реакции. Энтузиазм в отношении тестирования умственных способностей быстро угасал, хотя и продолжала теплиться надежда на то, что на- дежные и валидные тесты будут вот-вот созданы.
Заканчивался XIX в., век рождения психодиагностики, сумевшей за достаточ- но краткий период не только завоевать популярность, но и заставившей испытать горечь первых неудач, прежде всего в тестировании интеллекта. Сенсорные пока- затели, на которых базировались многочисленные «тесты ума», не оправдали воз- лагавшихся на них надежд. Необходимы были иные теоретические представления о природе интеллекта и его функциях, на фундаменте которых могли быть созда- ны новые тесты. И они были разработаны в последние годы века, однако основ- ные события произошли уже в XX в.