Iv. уровни развития психики
РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ.
I. Проблема развития психики.
Эта проблема рассматривается в двух аспектах:
- на каком уровне развития материи могла возникнуть психика,
- в какой первоначальной форме проявляется психическое или что
считать критерием психического.
Уровень развития материи.
Существует несколько точек зрения:
Панпсихизм: психикой обладают все.
Антропопсихизм: психика есть только у человека.
Биопсихизм: психикой обладает вся живая материя.
Фитопсихизм: психика есть у растений и у всего живого.
Нейропсихизм: психика есть у тех, кто имеет нервную систему.
Анималпсихизм: все животные обладают психикой.
Критерии психики у растений: электрические явления в росте и способность
двигаться.
Выделают следующие типы движений растений:
тропизм — движение растения, которое обращено в сторону действия на него
(e.g. движение листа к свету);
настия — движение растения не совпадает с действием на него фактора.
Различают термонастию (тюльпан раскрывается в тепле), сейсмонастию (от
ударов, вибрации мимоза складывает лист, хемонастию (росянка реагирует на
белковую природу).
Проблема критерия психического.
Проблему критерия психики необходимо рассматривать в эволюции.
Леонтьев: критерием психики является ощущение воздействия, не имеющего
для существа биологического значения. Такие ощущения — сигналы, сообщающие о
появлении важного биологического объекта (например, сигнал о приближении
хищника для актиний — вибрация, для улитки — колебание воды, для других
животных — звук, запах и т. д. ).
II. Онтогенез поведения и психики животных.
Онтогенез включает период развития организма с момента дробления
оплодотворенной яйцеклетки и до смерти.
До сих пор не выяснены закономерности онтогенеза, присущие всем животным.
Во-первых, у всех животных очень различается продолжительность жизни.
Во-вторых, некоторым животным свойственны метаморфозы, другим нет.
Среди высших позвоночных есть зрелорождающиеся и не зрелорождающиеся.
У беспозвоночных в онтогенезе преобладает процесс созревания поведения, и
отдельные поведенческие акты у них появляются, и лишь незначительную роль
играет облигатное поведение (достройка к условиям жизни вида). Факультативное
поведение играет значительно меньшую роль.
Повлиять на протекание онтогенеза у беспозвоночных практически невозможно.
III. Онтогенез позвоночных животных.
Периодизация (продолжительность всех периодов у разных видов разная):
1. Эмбриональный (пренатальный) — с момента дробления оплодотворенной клетки
и до рождения
2. Постэмбриональный (постнатальный) — с рождения
- ранний постнатальный (особенно продолжителен у не зрелорождающихся
животных). Его окончание — прозревание.
- ювенильный (игровой) заканчивается с началом полового созревания
- половое созревание
- зрелость
- старческий период
В эволюции наблюдается увеличение длительности онтогенеза. В этом
усматривается условие, позволяющее животным достичь высокого уровня
психического развития. Это дает возможности для изучения окружающего мира.
Животное учится отражать мир предметов и других животных с помощью своих
сенсорных возможностей. Продолжительный период о позволяет животным осваивать
опыт своего вида как путем облигатного научения (практика), так и путем
факультативного поведения, подражая взрослым животным (наблюдение). Благодаря
продолжительному онтогенезу оказывается возможным путем факультативного
имитационного поведения овладеть теми способами взаимодействия со средой,
которые свойственны данной популяции, стае, семье, а некоторые из этих
традиций очень сложны. Кроме того, появляется возможность познавать
окружающий мир через игру, которая появляется только у высших животных.
IV. Уровни развития психики.
У животных уровень развития психики связан с уровнем их отношений с
окружающей средой.
Выделяют следующие типы взаимосвязей животного с средой:
1. Взаимосвязи с территорией (главная сфера):
- территория проживания и ее состав;
- по каким признакам животное ориентируется;
- функциональные зоны (где питается, охотится, пережидает опасность.
Некоторые виды способны подстраивать местность под себя, некоторые виды могут
замечать новое в местности.
2. Взаимосвязи в сфере питания:
- сведения о рационе животного.
3. Взаимосвязи в репродуктивной сфере:
- как образуется пара;
- как животное устраивает место рождения потомства;
- забота о детенышах и взаимосвязи с ними.
4. Взаимосвязи в сфере общения с сородичами:
- образ жизни (одиночный, семейный, стадный);
- структура группы, иерархия;
- организация отношений между животными (функциональное деление в стае, не
иерархия);
- язык животных.
5. Взаимосвязи в сфере общения с человеком:
- способность животного устанавливать контакт с человеком, отвечает ли оно на
попытки человека контактировать и каким образом;
- способность животного освоить чуждый ему язык, научиться тому, что выходит
за рамки его видотипичного поведения (эта способность является показателем
уровня развития психики животного).
Схема определения уровня развития психики:
- Животное.
- Его вид, структура, особенности строения, нервная система.
- Его взаимодействие со средой и другими животными.
- Пластичность поведения в естественной среде, способность приспосабливаться
к изменениям.
- Как животное проявляет себя в экспериментах.
У животных уровень развития психики связан с уровнем их отношения с
окружающей средой.