Iv. уровни развития психики

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ.

I. Проблема развития психики.

Эта проблема рассматривается в двух аспектах:

- на каком уровне развития материи могла возникнуть психика,

- в какой первоначальной форме проявляется психическое или что

считать критерием психического.

Уровень развития материи.

Существует несколько точек зрения:

Панпсихизм: психикой обладают все.

Антропопсихизм: психика есть только у человека.

Биопсихизм: психикой обладает вся живая материя.

Фитопсихизм: психика есть у растений и у всего живого.

Нейропсихизм: психика есть у тех, кто имеет нервную систему.

Анималпсихизм: все животные обладают психикой.

Критерии психики у растений: электрические явления в росте и способность

двигаться.

Выделают следующие типы движений растений:

тропизм — движение растения, которое обращено в сторону действия на него

(e.g. движение листа к свету);

настия — движение растения не совпадает с действием на него фактора.

Различают термонастию (тюльпан раскрывается в тепле), сейсмонастию (от

ударов, вибрации мимоза складывает лист, хемонастию (росянка реагирует на

белковую природу).

Проблема критерия психического.

Проблему критерия психики необходимо рассматривать в эволюции.

Леонтьев: критерием психики является ощущение воздействия, не имеющего

для существа биологического значения. Такие ощущения — сигналы, сообщающие о

появлении важного биологического объекта (например, сигнал о приближении

хищника для актиний — вибрация, для улитки — колебание воды, для других

животных — звук, запах и т. д. ).

II. Онтогенез поведения и психики животных.

Онтогенез включает период развития организма с момента дробления

оплодотворенной яйцеклетки и до смерти.

До сих пор не выяснены закономерности онтогенеза, присущие всем животным.

Во-первых, у всех животных очень различается продолжительность жизни.

Во-вторых, некоторым животным свойственны метаморфозы, другим нет.

Среди высших позвоночных есть зрелорождающиеся и не зрелорождающиеся.

У беспозвоночных в онтогенезе преобладает процесс созревания поведения, и

отдельные поведенческие акты у них появляются, и лишь незначительную роль

играет облигатное поведение (достройка к условиям жизни вида). Факультативное

поведение играет значительно меньшую роль.

Повлиять на протекание онтогенеза у беспозвоночных практически невозможно.

III. Онтогенез позвоночных животных.

Периодизация (продолжительность всех периодов у разных видов разная):

1. Эмбриональный (пренатальный) — с момента дробления оплодотворенной клетки

и до рождения

2. Постэмбриональный (постнатальный) — с рождения

- ранний постнатальный (особенно продолжителен у не зрелорождающихся

животных). Его окончание — прозревание.

- ювенильный (игровой) заканчивается с началом полового созревания

- половое созревание

- зрелость

- старческий период

В эволюции наблюдается увеличение длительности онтогенеза. В этом

усматривается условие, позволяющее животным достичь высокого уровня

психического развития. Это дает возможности для изучения окружающего мира.

Животное учится отражать мир предметов и других животных с помощью своих

сенсорных возможностей. Продолжительный период о позволяет животным осваивать

опыт своего вида как путем облигатного научения (практика), так и путем

факультативного поведения, подражая взрослым животным (наблюдение). Благодаря

продолжительному онтогенезу оказывается возможным путем факультативного

имитационного поведения овладеть теми способами взаимодействия со средой,

которые свойственны данной популяции, стае, семье, а некоторые из этих

традиций очень сложны. Кроме того, появляется возможность познавать

окружающий мир через игру, которая появляется только у высших животных.

IV. Уровни развития психики.

У животных уровень развития психики связан с уровнем их отношений с

окружающей средой.

Выделяют следующие типы взаимосвязей животного с средой:

1. Взаимосвязи с территорией (главная сфера):

- территория проживания и ее состав;

- по каким признакам животное ориентируется;

- функциональные зоны (где питается, охотится, пережидает опасность.

Некоторые виды способны подстраивать местность под себя, некоторые виды могут

замечать новое в местности.

2. Взаимосвязи в сфере питания:

- сведения о рационе животного.

3. Взаимосвязи в репродуктивной сфере:

- как образуется пара;

- как животное устраивает место рождения потомства;

- забота о детенышах и взаимосвязи с ними.

4. Взаимосвязи в сфере общения с сородичами:

- образ жизни (одиночный, семейный, стадный);

- структура группы, иерархия;

- организация отношений между животными (функциональное деление в стае, не

иерархия);

- язык животных.

5. Взаимосвязи в сфере общения с человеком:

- способность животного устанавливать контакт с человеком, отвечает ли оно на

попытки человека контактировать и каким образом;

- способность животного освоить чуждый ему язык, научиться тому, что выходит

за рамки его видотипичного поведения (эта способность является показателем

уровня развития психики животного).

Схема определения уровня развития психики:

- Животное.

- Его вид, структура, особенности строения, нервная система.

- Его взаимодействие со средой и другими животными.

- Пластичность поведения в естественной среде, способность приспосабливаться

к изменениям.

- Как животное проявляет себя в экспериментах.

У животных уровень развития психики связан с уровнем их отношения с

окружающей средой.

Наши рекомендации