Принципы разработки учебных задач к практическим занятиям и таксономия задач Д.Толлингеровой

При подборе учебных заданий для практических занятий преподаватель сталкивается с проблемой отбора жизненных или литературных примеров для иллюстрации конкретных теоретических положений. Поэтому преподаватель должен ориентироваться в выборе материала для учебных задач на 2 основных принципа:

1) «от теории – к практике»: подбираются вопросы и задачи из числа теоретических проблем и студентам надо самим найти соответствующие примеры из жизни; в итоге они лучше усваивают теорию, а правильность подобранных примеров отражает уровень понимания ими изучаемой проблемы;

2) «от жизни – к теории»: в задачах делается акцент на анализе конкретных жизненных ситуаций с целью выявления присутствия в них психологических закономерностей.

Таксономия задач Д. Толлингеровой. Задачи разделены на пять классификационных групп согласно их когнитивным характеристикам:

1) задачи, требующие восприятия и воспроизведения знаний (задачи на узнавание, воспроизведение отдельных фактов, данных, понятий; задачи на воспроизведение определений, норм, правил, текста);

2) задачи, предполагающие простые мыслительные действия (задачи на определение, перечисление и описание фактов; задачи на перечисление и описание процессов и приемов деятельности; задачи на сравнение и различение; задачи на определение отношений, причины, следствия, цели, средства, влияния, функции);

3) задачи, предполагающие сложные мыслительные операции (задачи на трансформацию (перевод, выражение знаков в словах); задачи на интерпретацию (объяснение смысла, значения и пр.); задачи на индукцию и дедукцию; задачи на аргументацию (доказывание верности, верификация); задачи на оценку явлений, событий, процессов, решений);

4) задачи, предполагающие обобщение знаний и сочинение (порождение определенных речевых высказываний для выражения продуктивного мыслительного акта): задачи на сочинение обозрения (конспекты, резюме и пр.); задачи на сочинение доклада, отчета, обзора и пр.; задачи на самостоятельные письменные работы, проекты, изложение экспериментов и пр.;

5) задачи, предполагающие продуктивное и творческое мышление: задачи на применение на практике; задачи на решение проблемных ситуаций.

В качестве отдельной группы задач указанный автор выделяет рефлексивные задачи – обеспечивают переход учащихся к осознанному использованию собственных приемов построения алгоритмов, способов анализа сложных проблемных ситуаций и пр.: задачи, позволяющие студентам освоить рефлексивные процедуры по отношению к структурам действия опознания, запоминания, припоминания, к разным видам эвристик; рефлексивные действия, связанные с построением разных типов научного текста; задачи на построение стратегий совместного и индивидуального решения тех или иных проблем; задачи на выбор способов межличностного взаимодействия и общения в ходе совместного выполнения заданий.

42.Методика проведения лабораторных занятий по психологииЛабораторные занятия – обучение студентов исследовательскому подходу к изучению психологии на основе использования психодиагностического инструментария; способствует самопознанию и формированию позиции исследователя.Дидактическая цель лабораторных работ – экспериментальное подтверждение и проверка теоретических положений (закономерностей, свойств и особенностей проявления психики). Основными функциями лабораторных занятий, как и практических, являются: функция закрепления теоретических знаний на практике, функция усвоения умений исследовательской работы, функция усвоения умений практической психологической работы, функция применения теоретических знаний для решения практических задач, функция самопознания и саморазвития студентов. Учебные задачи для лабораторных занятий составляют особую разновидность задач, поскольку основное предназначение лабораторных занятий – обучение студентов исследовательскому подходу к изучению психологии, то задачи этого типа направлены на формирование навыков исследовательской работы и умений использовать различные методики психологического исследования (тесты, опросники, эксперименты и др.) в профессиональной деятельности психолога-практика. План проведения лабораторного занятия включает: 1) внеаудиторную самостоятельную подготовку студентов к занятию; 2) проверку преподавателем теоретической подготовленности студентов к занятию; 3) инструктирование студентов по проведению ими лабораторной работы; 4) выполнение практических заданий; 5) обсуждение итогов выполнения работы; 6) оформление отчета о проделанной работе; 7) оценка преподавателем выполненных заданий и степени овладения студентами соответствующими умениями. Методические требования к проведению лабораторных занятий: – занятия не должны быть громоздкими: достаточно дать студентам убедиться в принципиальной возможности получения достоверных данных с помощью изучаемой методики, продемонстрировав лишь часть ее возможностей; – обязательная для преподавателя теоретическая интерпретация (анонимная) студентам полученных ими тестовых и других данных и фактов; – выводы из анализа данных преподаватель делает не только относительно эффективности исследовательских процедур, но и по содержанию ставших объектом исследования психологических феноменов; т.е. изучая методики и исследовательские подходы, студенты должны попутно получать знания по теории психологии.

Наши рекомендации