Опыт городской жизни: психологическое исследование
Стэнли Милграм
Stanly Milgram. The Experience of Living in Cities: A Psychological Analysis. — Science, Vol. 167, March 13, 1970, P. 1461-1468.
Примечание редактора.Состояние американских городов в настоящее время вызывает серьезнуюозабоченность. Повышение цен на коммунальные услуги, возросший уровень преступности, ухудшение качества народного образования, проблемы перенаселенности и загрязнения окружающей среды — это только часть тех трудностей, с которыми приходится сталкиваться. Городская жизнь имеет много преимуществ, таких как большая доступность искусства, образования и развлечений. Но для многих городских жителей серьезные проблемы, которые также являются частью городской жизни, перевешивают эти преимущества, и все больше и больше людей в поисках лучшей жизни переезжают в пригороды и сельскую местность.
Но что такое «лучшая жизнь»? Это выражение большей частью используется в психологическом смысле для обозначения стиля жизни, который позволяет людям чувствовать себя защищенными, счастливыми, спокойными и быть хозяевами своей судьбы. Постольку поскольку городская жизнь подавляет эти чувства, ее рассматривают как нечто, чего следует избегать. В статье «Опыт городской жизни» Милграм анализирует городскую жизнь с точки зрения социальной психологии, исследуя различные факторы, которые отличают жизнь в городе от сельской жизни, и различные виды поведения жителей больших городов и обитателей населенных пунктов меньшего размера. Не соглашаясь с избитой фразой о том, что «городские пройдохи» — это особая человеческая порода, Милграм предполагает, что поведение жителей больших городов отражает разнообразные процессы адаптации к «перегрузкам», столкновениям и другим стимулам, которые являются частью повседневной жизни в большом городе.
Когда я впервые приехал в Нью -Йорк, он показался мне кошмарным сном. Как только я сошел с поезда на Центральном вокзале, меня сразу подхватила и сдавила толкающаяся толпа на 42-й улице. Иногда люди налетали на меня и не извинялись, а когда я увидел, как два человека буквально подрались из-за такси,, я действительно испугался. Почему они так спешили? Даже лежавших на тротуаре пьяных обходили, не удостоив их взглядом. Казалось, что людям совершенно нет дела друг до друга.
Это высказывание представляет собой обычную реакцию приезжего на большой город, но здесь сказано далеко не все. Очевидно, что города обладают большой притягательной силой из-за их разнообразия, богатства событиями, наличия возможности выбора и стимулирующего влияния их напряженной атмосферы, что для многих людей является желательным жизненным фоном. Если необходимы контакты лицом к лицу, то возможности города не имеют себе равных. Региональная ассоциация планирования (Regional Plan Association, 1969) подсчитала, что в округе Нассау, являющемся пригородом Нью-Йорка, чиновник может встретить 11 000 других людей, с которыми он мог бы заниматься делами, в радиусе 10 минут ходьбы или езды на машине от своего офиса. В Ньюарке, городе среднего размера, он может увидеть более 20000 человек. Но в центре Манхэттена служащий может встретить 220000 человек в радиусе 10 минут от своего рабочего места. Большой
2 То же самое, что сенная лихорадка, то есть аллергия. (Примеч. перед.)
город предоставляет на порядок больше возможностей для коммуникации. В этом заключается одна из причин его привлекательности и, фактически, его функциональной необходимости. Большой город дает возможность выбора, которого не может предложить ни одна другая социальная структура. Но как мы увидим, у него существуют и отрицательные стороны.
Не сомневаясь в том, что в сложном обществе невозможно обойтись без городов, мы можем все же спросить, какой вклад может внести психология в понимание опыта жизни в них. Какие теории имеют отношение к этой теме? Как мы можем расширить наши знания о психологических аспектах жизни в городах с помощью эмпирического исследования? Если можно провести такое эмпирическое исследование, то каковы должны быть его основные направления? Короче говоря, с чего начать построение теории большого города и планирование исследований?
Незаменимой отправной точкой является наблюдение. Любой наблюдатель в центре Манхэттена увидит на улицах следующее: а) большое число людей; б) высокую плотность; в) неоднородность населения. Эти три фактора должны лежать в основе любой социопсихологической теории городской жизни, потому что они обусловливают все аспекты нашего опыта жизни в крупном городе. Хотя Уирт (Wirth, 1938) и не был первым социологом, указавшим на эти факторы, но тем не менее его ис - следование большого города опирается в основном на них. Однако использованные в теории Уирта переменные не могут полностью удовлетворить психолога. Большая численность, плотность и неоднородность — это демографические данные, которые еще не являютсяпсихологическими данными. По отношению к индивиду это внешняя информация. С точки зрения
психологии, необходима идея, которая связывала бы индивидуальный опыт с демографическими обстоятельствами городской жизни.
Один из способов такой связи дает понятие перегрузки.. Этот термин, заимствованный из системного анализа, обозначает неспособность системы обрабатывать данные, поступающие из внешней среды, потому что этих данных так много, что система не справляется с ними, или потому что последовательно поступающие данные появляются так быстро, что система не успевает обработать сигнал А к моменту поступления сигнала В. При наличии перегрузки начинают действовать процессы адаптации. Система должна установить приоритеты и постоянно делать выбор. Можно сначала обрабатывать сигнал A, в то время как сигнал В будет ожидать своей очереди, или можно вообще пожертвовать одним из сигналов. В городской жизни мы непрерывно сталкиваемся с процессами адаптации к перегрузкам. Перегрузки обычно деформируют повседневную жизнь на нескольких уровнях, затрагивая исполнение ролей, эволюцию социальных норм, когнитивное функционирование и использование технических средств.
Концепция перегрузки в неявной форме присутствовала в нескольких теориях городской жизни. Зиммель (Simmel, 1950) указывал, что поскольку горожане каждый день вступают в контакты с большим количеством людей, то они экономят психическую энергию, знакомясь со значительно меньшей частью этих людей по сравнению с сельскими жителями и поддерживая более поверхностные отношения даже с этими знакомыми. Уирт (Wirth, 1938) специально указывает на «поверхностность, анонимность и временный характер городских социальных отношений» и на потерю общности, которая приводит к «состоянию аномии или социальному вакууму». Зиммель также отмечает, что высокая плотность населения городов приводит к тому, что их жители выдерживают дистанцию при социальных контактах, чтобы противодействовать огромному давлению тесных физических контактов. Чем больше количество и частота человеческих контактов, тем меньше времени, внимания и эмоций человек может уделить каждому из них — отсюда пресыщение контактами и равнодушное отношение городских жителей друг к другу.
Поэтому одной из адаптивных реакций на перегрузку является то, что каждой единице входящей информации уделяется меньше времени. Второй адаптационный механизм позволяет пренебрегать информацией, которая не является первоочередной. Виды входящей информации, на которую стоитзатратить время и энергию, строго определены принципами избирательности (например, житель большого города, целенаправленно лавируя в толпе, не обратит внимания на пьяного, которому стало плохо на улице). В-третьих, при определенных социальных операциях производится перераспределение обязанностей таким образом, чтобы перегруженная система могла переложить часть нагрузки на второго участника взаимодействия. Измученные водители нью-йоркских автобусов когда-то давалипассажирам сдачу, но теперь эта обязанность переложена на пассажира, который должен иметь точную сумму платы за проезд. В-четвертых, система отказывает в приеме информации еще до ее поступления. Городские жители все чаще пользуются номерами телефонов, не внесенными втелефонную книгу, чтобы другие люди не могли им позвонить, и небольшое, но все возрастающее количество горожан изымают свои телефоны из справочника с целью предотвращения входящих
звонков. Некоторые используют более тонкие способы блокирования входной информации, принимая недружелюбный вид, что отбивает у окружающих желание вступать с ними в контакт. Кроме того,
между индивидом и поступающей из внешней среды информацией ставятся социальные средства защиты и отбора (в городе с населением 5000 человек любой может запросто зайти и побеседовать смэром, но в большом городе с помощью организационных средств защиты и отбора посетителей направляют в другие инстанции). В-пятых, интенсивность входной информации снижается с помощью фильтрующих устройств, так что допускаются лишь слабые и относительно поверхностныеформы участия во взаимодействиях с другими людьми. В-шестых, создаются специальные организации для приема входящей информации, которая иначе захлестнула бы индивида (например, отделысоциального обеспечения занимаются финансовыми нуждами миллиона жителей Нью-Йорка, которые иначе создали бы армию нищих, непрерывно докучающих пешеходам). Посредничество организаций между индивидом и социальным миром, которое характерно для всего современного общества и особенно ярко выражено в больших городах, имеет и свою отрицательную сторону. Оно лишает индивида ощущения непосредственного контакта и спонтанной интеграции с окружающей его жизнью. Оно одновременно защищает и отчуждает индивида от его социальной среды...
В итоге можно сказать, что наблюдаемое поведение горожанина в широком диапазоне ситуаций во многом определяется процессами адаптации к перегрузкам. Далее мы рассмотрим некоторые специфические последствия реакций на перегрузки, в результате которых атмосфера больших городов отличается от атмосферы малых городов.