Развитие речи у дошкольников как средства коммуникации

Функция общения является одной из важнейших функ­ций речи. Начиная с раннего возраста ребенок, общаясь со взрослыми, пользуется речью как средством коммуни­кации.

Выражением и следствием недостаточной самостоя­тельности преддошкольника, переплетения его деятель­ности с деятельностью взрослого является диалогический характер речи — ответы на вопросы взрослого и вопросы к взрослым. При этом диалог всегда строится в связи с ка­кой-либо конкретной ситуацией. Это обусловливает раз­витие особой формы диалогической речи — ситуативной, содержание которой может быть понятно собеседнику только при учете им той ситуации, о которой рассказы­вает ребенок.

Расширение круга жизненных отношений детей до­школьного возраста, возникновение у дошкольников само­стоятельной практической деятельности приводит, утверж­дает Д. Б. Эльконин, к дальнейшей дифференциации функций и форм его речи. В процессе общения со взрос­лыми и сверстниками, а также в ходе развития собственной деятельности у ребенка возникает необходимость передать свои впечатления, полученные вне непосредственного кон­такта с собеседником, договориться об осуществлении об­щего замысла деятельности, спланировать ее, распреде­лить между товарищами обязанности, дать отчет о выпол­ненной работе и т. п. Таким образом, у ребенка возникает потребность в том, чтобы его речь понимали вне зависи­мости от ситуации в разговоре.

Новые потребности деятельности и общения способ­ствуют дальнейшему интенсивному овладению языком. Речь ребенка становится все более связной. Ситуативная речь — основная форма речи младшего дошкольника — постепенно начинает уступать место контекстной речи, речи-сообщению. Контекстная речь, т. е. связная, характеризуется тем, что ее понимание собеседником возможно на основе одних только средств языка и не требует опоры на конкретную ситуацию.

Контекстная форма речи требует развернутого, полно­го, логически стройного изложения, новых грамматических форм. По своей структуре контекстная речь приближает­ся к письменной. Важной чертой контекстной речи явля­ется произвольность. Например, семилетний ребенок, только что поступивший в 1 класс, рассказывает:

«В детском саду было очень интересно. Там мы много играли, рисо­вали, пели. Нас учили заниматься. Учиться нужно, чтобы грамотным стать, чтобы потом работать на заводе инженером... или там... врачом в больнице» (из исследования Л. А. Калмыковой).

В своих рассказах дети опираются на имеющийся у них опыт, знания. Кроме фактического материала они исполь­зуют и вымышленные факты, придумывая рассказы, нося­щие творческий характер.

Контекстная речь у дошкольника не вытесняет пол­ностью ситуативную. Ребенок пользуется то одной, то дру­гой формой, в зависимости от характера общения и сооб­щаемого содержания. Исследование А. М. Леушиной пока­зало, что ситуативностью отличается речь детей на темы из своего быта. При пересказывании ситуативность замет­но снижается, но если ввести опору на наглядность, на­пример картинки, речь становится более ситуативной. А. А. Люблинская отмечает, что раньше всего дети пере­ходят к связному изложению в рассказах спокойного, по­вествовательного характера. В передаче событий, вызвав­ших яркие эмоциональные переживания, ребенок дольше задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении.

Развитие самостоятельной практической деятельности побуждает развитие интеллектуальной практической функции речи (рассуждение, объяснение способов дейст­вий, констатация, обдумывание плана предстоящей дея­тельности и др.). Задача объяснения стимулирует ре­бенка к активному поиску соответствующих речевых форм, которые бы наиболее полно передавали данное содер­жание.

В отличие от простого рассказа объяснение не до­пускает произвольного изложения содержания. Такая речь требует не только определенного объема знаний о предме­тах и действиях с ними, но и умений изложить эти знания в речевом сообщении таким образом, чтобы они стали понятны слушателям. А для этого необходимо владеть об­щим принципом построения объяснений. Структура объяс­нительной речи характеризуется определенной последова­тельностью соподчиненных между собой звеньев.

В дошкольном возрасте объяснительная речь только начинает развиваться. Правильно ее построить ребенок затрудняется. Иногда объяснительная речь подменяется ситуативной.

Как и в отношении различных сторон речи, у дошколь­ников стихийно формируется выделение речевой деятель­ности в целом как особого вида человеческой деятельности и осознание коммуникативной функции речи. Достаточно отчетливое осознание коммуникативной функции речи вы­ступает уже у детей среднего дошкольного возраста, при­обретая в старшем возрасте еще большую выраженность.

Так, по исследованию Г. П. Беляковой, на вопрос «По­чему человеку нужно уметь разговаривать?» 40 % детей среднего возраста и около 60 % старшего дали ответы «коммуникативного» характера: «Чтобы на вопросы отве­чать»; «Чтобы друг друга понимать»; «Чтобы делать заме­чания и говорить секреты»; «Объяснять, все вещи как делать».

Сам процесс речевого общения предстает в ответах де­тей либо в нерасчлененном виде («Чтоб с другим челове­ком разговаривать»), либо в расчлененном: выделяется по­зиция слушающего и позиция говорящего. Одни дети как бы стоят на позиции слушающего («Потому что спраши­вает его человек»), другие — на позиции говорящего («Чтобы разные вопросы задавать»), третьи воспроизводят весь цикл общения («Потому что его спрашивают, вот он и отвечает»; «Потому что ему надо, ему скажут, и он тогда говорит»). Воспроизведение цикла происходит, как правило, с позиции слушающего.

Наши рекомендации