Невербальных взаимодействий
Невербальное поведение может оказывать неизменное влияние на результаты межличностного общения, предваряя его содержание. Такое поведение детерминируется общением, но в соответствии с принципом единства сознания и поведения (С. Л. Рубинштейн) это не исключает его самостоятельного значения. Оно входит в общение, с одной стороны, как его продукт, а с другой — как реальность, оказывающая самостоятельное влияние на результат межличностного общения (В. А. Ла-бунская). При этом важным, но малоизученным аспектом организации невербальных взаимодействий выступает их пространственно-временной императив.
Кинесическая структура невербального поведения — своеобразный пространственно-временной организатор общения, образующий межличностное пространство-время. Мы исследуем лишь один из возможных аспектов межличностного пространства-времени (или социального хронотопа, по В. И. Ковалеву), а именно временную структуру невербальных взаимодействий в диалогическом общении.
Рассматривая взаимосвязь невербального взаимодействия и диалогического общения, мы считаем, что те или иные отношения, складывающиеся между партнерами, находят свое отражение в определенной временной организации структуры невербального поведения. Наше предположение опирается, в частности, на исследования (А. А. Бодалева), в которых показано, что внутренние процессы и состояния динамично выражаются во внешнем облике и поведении человека в виде совокупности определенных признаков, организующихся в пространственно-временные структуры, опережающие или предваряющие результаты общения.
Невербальное взаимодействие — вид невербального поведения, противопоставляемый индивидуальному, т.е. это невербальное поведение в диаде или группе (В. А. Лабунская).
Временную организацию структуры невербального взаимодействия составляют частота, длительность, а также последовательность включения во взаимодействие элементов кинесики (взгляд, жесты, мимика и т.д.) участников общения. Мы рассматриваем не отдельные элементы кинесики каждого партнера, а специально выделенные нами «зеркальные» кинесические компоненты.
Зеркальные компоненты структуры невербального взаимодействия — одновременно и спонтанно проявляющиеся у обоих партнеров одинаковые кинесические элементы: взгляд, мимика (улыбка), поза, жесты.
Диалогичное общение — общение, характеризующееся взаимодоверием, взаимосимпатией, взаимопониманием и равноправием партнеров.
Невербальное поведение — это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. Можно дать другое определение: это «социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств в общении, преобразованных в индивидуальную конкретно-чувственную форму действия и поступков» (В. А. Лабунская).
Взаимодействие невербального поведения и общения было раскрыто, в частности, через анализ функций, которые оно выполняет в общении. Временная структура — частота, последовательность, длительность — организации средств (жест, мимика, позы, речь) невербального поведения выполняет информационную, регулятивную и аффективные функции, которые:
♦ несут информацию о свойствах и качествах личности;
♦ выражают отношение одного человека к другому;
♦ свидетельствуют о развитии личности как субъекта общения;
♦ организуют временные параметры программы вступления в контакт, поддержания и выхода из него;
♦ выступают в качестве показателя социального статуса личности;
♦ поддерживают оптимальный уровень близости между общающимися в течение всего времени взаимодействия или на определенных его этапах;
♦ выражают качество и изменение взаимоотношений партнеров по общению, формируют эти отношения;
♦ отражают форму взаимодействия между людьми;
♦ выполняют функцию опережающей манифестации психологического общения (относительно речи).
«Невербальное поведение — это одна из форм объективизации внутреннего мира личности, один из путей ее познания. Как и все поведение личности, оно представляет культурно-исторический, интерперсональный феномен, основные характеристики которого опосредованы общением и совместной деятельностью.
Детерминация невербального поведения общением и совместной деятельностью не исключают его самостоятельного значения. Наоборот, оно входит в общение, с одной стороны, как его продукт, а с другой стороны — как реальность, оказывающая самостоятельное влияние на результаты межличностного общения и познания»1.
В зарубежной психологии исследование невербального поведения имеет богатые традиции. Основные направления исследований: детерминанты развития невербальных средств общения и выражение эмоций; личность и психологическая интерпретация невербального поведения; взаимодействия и коммуникация; культурные характеристики невербального поведения; взаимосвязь невербального поведения и раппорта (позитивного общения).
В отечественной психологии изучение невербального поведения ведется в основном в направлениях теоретического и эмпирического изучения невербальной коммуникации; изучение интерпретации и адекватности понимания невербального поведения, рефлексии невербального поведения, исследования восприятия внешности, экспрессии.
Пока нет исследований, в которых бы изучалось невербальное поведение, как одно из условий, проявлений диалога, предшествующих или сопровождающих его успешность и продуктивность либо деструк-
1 Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1986. С. 29.
10-2907
тивно влияющих на начало и ход общения, а также временная организация структуры невербального взаимодействия, ее взаимосвязи с диало-гичностью общения.
Временную организацию структуры невербального взаимодействия (НВ) в межличностных отношениях образуют частота, длительность, последовательность предъявления, сопровождающих процесс взаимодействия взглядов, жестов, мимики, движений тела партнеров по общению. Один из способов изучения временной организации структуры НВ состоит в подсчете общей частоты, длительности, а также интенсивности (т.е. частоты, длительности в единицу времени) проявления этих элементов структуры НВ у каждого партнера. На наш взгляд, такой способ изучения недостаточно продуктивен.
Мы считаем главным критерием одновременность проявления сходных кинесических элементов у обоих партнеров общения. По этому критерию выделяются особые компоненты структуры НВ, связывающие обоих участников взаимодействия (контакт глаз, зеркальные поза, жесты и мимика).
Эти компоненты и их влияние на положительную оценку партнера и развитие позитивного общения широко изучены в психологии, однако исследовались они вне связи с другими элементами структуры НВ. Поэтому предметом нашего внимания стали временные особенности целостной структуры всего многообразия невербальных компонентов общения, последовательность, длительность или одновременность их подключения в акты межличностного вербального взаимодействия, в том числе взаимовзгляд, позы, жесты и мимика партнеров.
Контакт глаз, связь между количеством взглядов и оценкой партнера по общению не всегда будет линейной. Если взаимовзгляд партнера по общению длится слишком долго и он как бы пронизывает («сверлящий взгляд») Другого, длится дольше, чем этого требует ситуация, он может восприниматься как навязчивый, пытающийся резко уменьшить психологическую дистанцию, и в результате будет оцениваться партнером менее благоприятно, и следовательно, разрушительно действовать на установление психологического контакта и взаимопонимания. Иногда люди, которые больше смотрят в глаза Другому, кажутся партнеру более привлекательными и дружелюбными, естественными, искренними, вызывающими доверие. Однако влияние контакта глаз на позитивный настрой в начале общения и благоприятную оценку партнера, по-видимому, связано с контекстом взаимодействия. Например, при выполнении совместных заданий ровесниками контакт глаз может ука-
Компоненты
Невербального
Взаимодействия
зывать на положительные чувства или на агрессивность, если участники взаимодействия чувствуют личную угрозу, конфронтацию или соперничество. Избегание взаимовзгляда может восприниматься как сигнал нервозности, неуверенности и отсутствия доверия.
Улыбка может быть выражением теплоты или беспокойства, тревоги.
Синхронность взаимодействия — говорящий и слушающий обнаруживают движение в тесной гармонии один с другим. Это явление возникает постоянно в течение всего времени человеческого взаимодействия, это фундаментальная, универсальная характеристика человеческой коммуникации со дня рождения.
Синхронность взаимодействия. Создает постоянную обратную связь от слушающего к говорящему, свидетельствуя о внимании и интересе к нему слушающего, формируя таким образом эмпатические чувствования. Следовательно, синхронность взаимодействия может рассматриваться как показатель взаимопонимания внутри межличностных отношений. Считается также, что синхронность несет коммуникативную функцию, передает интерес и одобрение собеседников друг к другу. Этот феномен вызывает немалый интерес у психологов. Многочисленные исследования посвящены изучению синхронности взаимодействия матери и ребенка. Показательно, что синхронность возникает не постоянно, а ритмично циклами длительностью 10 с и менее и чередуется с периодами несвязанного взаимодействия.
Конгруэнтность и зеркальность поз. Принятие сходных поз во время общения указывает, как считают некоторые психологи, на схожесть взглядов или ролей в ситуации группового межличностного взаимодействия. Неконгруэнтные позы — демонстрация различий в отношениях или статусе. В стимулированных взаимодействиях терапевта и клиента, интервьюера и интервьюируемого зеркально-конгруэнтные позы оценивались как показатели значительно большего понимания, чем неконгруэнтные.
Влияние зеркальной позы на раппорт зависит от контекста взаимодействия. В формально помогающем контексте (взаимодействие с врачом, психотерапевтом, другом-ровесником) связь зеркальной позы и раппортом довольно значительна, для формально не помогающего контекста (взаимодействие с интервьюером, новым знакомым и т.д.) она не столь существенна.
Межличностная координация. Координация поведения может быть подразделена на два основных типа: подобное поведение и межличностная временная синхронность.
В свою очередь межличностная синхронность включает в себя такие временные компоненты, как:
ю-
1)ритм;
2) одновременность движений;
3) плавное, связанное во времени взаимодействие.
Ритм взаимодействия — число невербальных, связанных элементов с определенной временной частотой. Одновременные движения включают мышечные движения, жесты, вокализации, положения тела и даже ментальные состояния. Плавность, связанность взаимодействия — чувство согласованности, ненапряженности на протяжении всего времени взаимодействия. Понятие «межличностная координация» подчеркивает функцию невербальных переменных, объединяющих партнеров. На наш взгляд, актуально исследование компонентов межличностной координации во временной их взаимосвязи. Эти компоненты, по-нашему мнению, складываются в определенную временную структуру невербального взаимодействия, оказывая определяющее влияние на позитивное или негативное течение межличностных контактов.
Возможно, какие-то элементы временной структуры невербального взаимодействия имеют приоритет над другими в создании диалогично-сти. Вероятно, этот приоритет может меняться в зависимости от условий и задач взаимодействия. Целью нашего исследования было выяснить, влияет ли на диалогичность полное отсутствие во временной структуре невербального взаимодействия элементов, обеспечивающих межличностную координацию, по сравнению с такими условиями, когда временная структура НВ максимально насыщена такими компонентами, как:
1) взаимовзгляд и зеркальная мимика, при отсутствии зеркальной позы и жестов;
2) зеркальная поза и жесты при отсутствии взаимовзгляда и зеркальной мимики;
3) взаимовзгляд, зеркальная поза, зеркальные жесты, зеркальная мимика.
Зеркальность — это одновременно одинаковые позы, жесты и мимика взаимодействующих между собой партнеров по общению.
Мы предположили, что первое и третье условия окажутся самыми эффективными для создания высокого уровня диалогичности.
В нашем эксперименте испытуемые выступали в роли интервьюируемых, а помощники экспериментатора фиксировали временные моменты синхронного совпадения мимики, позы, жестов у участников взаимодействия. Оказалось, что отсутствие во временной структуре невербальных взаимодействий зеркальных совпадений мимики, жестов, позы снижает диалогичность общения, не способствует развитию в ходе контакта атмосферы доверия, открытости и принятия партнера, а их при-
сутствие на протяжении всего времени взаимодействия или хотя бы в начале его повышает уровень диалогичности отношений. Что касается отсутствия контакта глаз, обмена взаимовзглядами в процессе интервью, то оно оказалось самым неэффективным для развития диалогичности — статистически значимых различий не обнаружено.
Интересно отметить тот факт, что между количеством повторений поз интервьюера и длительностью зеркальных поз, количеством контактов глаз и их длительностью существуют особые отношения. В начале общения они способствуют взаимопринятию и взаимопониманию партнеров, но их постоянное присутствие снижает диалогичность общения. Временная структура этих актов невербальной поддержки общения должна носить дискретный характер.Длительность и количество совпадений взглядов, то, что называется «глаза в глаза», может отрицательно сказаться на возможности развития благоприятных контактов в самом начале общения (в житейских ситуациях мы говорим о «тяжелом пронизывающем взгляде»). Вместе с тем отсутствие обмена взглядами тоже не способствует позитивному контакту в общении. Следовательно, здесь важна мера, некий этико-психологический такт, умение уходить от навязчивых вглядываний, длительных разглядываний, всматриваний в партнера.
Невыясненным остается вопрос, почему наличие зеркальной позы и жестов вместе с мимикой и взаимовзглядом оказывается менее эффективным по сравнению со временной структурой невербальных взаимодействий, включающей только взаимовзгляд и зеркальную мимику. Возможно несколько объяснений.
Во-первых, обнаружилась отрицательная корреляция количества зеркальных жестов и показателей диалогичности: доверие — 28 (р ‹ 05), симпатия — 13, понимание — 11, равноправие — 01.
Во-вторых, между количеством и длительностью зеркальной позы и длительностью контакта глаз, как мы уже отметили, существуют некие этико-психологические пределы собственно длительности взаимовзглядов. И их несоблюдение разрушает наметившееся было взаимопринятие партнеров.
В следующих наших экспериментах перед испытуемыми ставилась задача провести беседу с незнакомым человеком. Однако менялись условия эксперимента — перед началом беседы участников одной из групп просили как можно чаще смотреть в глаза и сидеть в одинаковой позе со своим собеседником и побольше улыбаться вместе с ним. Вторая группа не получала никаких дополнительных инструкций. После беседы участники должны были оценить диалогичность и описать свои чувства и настроения.
Таким образом, первая беседа была спонтанной, а во время второй беседы один из собеседников сознательно регулировал временную структуру невербальных взаимодействий. Обе беседы записывались на видеопленку.
Полученные данные свидетельствуют о том, что в первой спонтанной беседе высокая оценка диалогичности общения связана с большим количеством и длительностью взаимовзглядов, сопровождающихся зеркальной мимикой. Во второй беседе чем больше была длительность зеркальной позы, тем выше оценивалась диалогичность, в то же время обнаружилось, что увеличение количества и длительности контакта глаз взаимовзглядов (со 105 до 111), сопровождающихся зеркальной мимикой, снижает диалогичность.
Таким образом, значительное увеличение количества взаимовзглядов во временном лимите оказалось неблагоприятным для развития диалогичности фактором. Повышение диалогичности возможно за счет увеличения длительности зеркальной позы и одновременного уменьшения количества и длительности взаимовзгляда и зеркальной мимики.
Методом пошаговой регрессии было установлено оптимальное количество и длительность контакта глаз и зеркальной мимики для испытуемых: 5-8 взаимовзглядов в минуту во второй беседе и 9-12 взглядов в первой.
Повышение уровня диалогичности, как мы полагаем, нельзя объяснить адаптацией, снижением тревожности и уменьшением отрицательных эмоциональных состояний участников во второй беседе. Диалогичность общения, атмосфера взаимопонимания и принятия партнеров создаются благодаря сознательному насыщению этого процесса элементами невербальной экспрессии, временная длительность и последовательность включения которых и составляет временную структуру невербальных взаимодействий в межличностных отношениях.
Таким образом, межличностные взаимодействия и его сопровождающие элементы кинесики, мимики, жестов и поз, их синхронность и адекватность временных совпадений в ситуации общения во многом определяют понятийный уровень и доверительность диалогичного общения, повышают его продуктивность.
Невербальная экспрессия, как один из значимых элементов межличностного взаимодействия, способствует установлению взаимопринятия и взаимопонимания в диалоге при условии одновременного совпадения взаимовзглядов и зеркальной мимики партнеров. Длительность зеркальной позы и количество и длительность контакта глаз, взаимовзгляда и зеркальной мимики находятся в обратной зависимости. Увеличение временной длительности зеркальной позы должно сопровождаться одновременным уменьшением количества и длительности взаимовзгляда и зеркальной мимики. В противном случае эффективность диалога снижается.
Знание временных особенностей невербального взаимодействия может способствовать развитию умений сознательного регулирования
временной структуры невербального взаимодействия, адекватности и временной последовательности включения составляющих его компонентов кинесики и экспрессии. Развитие этих умений, мобильность их использования может способствовать диалогичности общения, пониманию и принятию партнера, согласованности позиций и взглядов, что приводит в целом к снятию напряженности и барьеров общения во временном пространстве различных социальных коммуникаций и межличностных отношений.