Особенности профессионального самоопределения старшеклассников
В настоящее время в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране особенно важным стал вопрос о профессиональном самоопределении старшеклассников, условиях и факторах, способствующих успешности этого процесса. Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации.
Вопрос «Кем быть?» возникает в жизни любого человека, находящегося на пути окончания школы. Особенно данный вопрос актуален для старшего подросткового возраста, т. к. именно этой возрастной категории учащихся предстоит сделать выбор: выбор профессии, выбор учебных предметов для сдачи необходимых экзаменов, выбор учебного заведения для получения профессионального образования. Перед сдачей экзаменов и поступлением в профессиональное учебное заведение перед учащимися появляется главная цель — профессиональное самоопределение.
Разные исследователи рассматривают понятие профессионального самоопределения по-разному. Р.С. Немов профессиональное самоопределение обозначает как сознательный выбор человеком профессии для себя. То есть считает его однократным явлением. [16, с. 200] Немов Р.С. Психология книга 2. - М: Владос, 2007
Иной точки зрения придерживается В.Б. Шапарь. Он полагает, что профессиональное самоопределение - это процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. [22, с. 395] Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Оба подхода объединяет определение, данное В.Н. Дружининым. Профессиональное самоопределение - выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъектом выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее его формирование как профессионала и субъекта труда. [6, с. 421]
В педагогической энциклопедии профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Оно является частью жизненного самоопределения, то есть вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии. [18, с. 224] Педагогический энциклопедический словарь. - М: Дрофа: Бол. Рос. энцикл, 2008.
Профессиональное самоопределение — это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации (4) А. Я. Психология [Электронный ресурс] URL: http://azps.ru/handbook/p/prof26.html . В этот период происходит согласование социально-профессиональных потребностей и внутриличностных особенностей и склонностей личности, который проявляются в обучении и на всем жизненного пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор будущей профессии, изучение и соотношение своих способностей и возможностей выбранной деятельности, построение плана освоения профессии.
Профессиональное самоопределение всегда сопровождает личностное самоопределение - поиск своего места в жизни, своей жизненной стратегии (4). Личностное самоопределение складывается из ценностных ориентаций (направленность личности, материальные и духовные ценности, мировоззрение). К ценностным ориентациям личности можно причислить следующее: материальные вещи, семья, творчество, здоровье, путешествие и т. д. Например, личность, увлекающаяся путешествиями, поставит перед собой цель поступить на факультет туризма. Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, и именно на основе личностного самоопределения складывается профессиональное. Однако профессиональное самоопределение больше зависит от внешних условий, а личностное самоопределение - от самого человека.
Учитывая, что каждая профессия (и социальное положение) требует от человека не только определённых общих и специальных умений и знаний, но и конкретных способностей и личностных качеств, черт характера, хорошего знания рынка труда и рынка профессий, можно назвать три основных составляющих содержания профессионального самоопределения:
· самопознание (самоосознание своих возможностей, способностей, особенностей характера и т.д.);
· самооценивание (сравнение результатов самопознания с теми требованиями, которые предъявляет избираемая профессия к человеку);
· саморазвитие (развитие в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения избранной профессиональной деятельности и той социальной роли, к которой готовит себя молодой человек).
Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. [1, стр. 56]
Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы :
· Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста):
- малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;
· Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст):
- возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;
· Профессиональное обучение:
- осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии;
· Профессиональная адаптация:
- формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;
· Самореализация в труде:
- выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.
Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека. [11, стр. 167]
Дубровина И.В. вносит уточнение в проблему самоопределения. По ее мнению основным психологическим новообразованием раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение как таковое, а психологическую готовность к самоопределению, которая предполагает:
а) сформированность самосознания на высоком уровне психологических структур;
б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы;
в) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником.
Вместе с тем психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное для человека место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем [12, с. 74].
Период выбора профессии хронологически совпадает и с подростковым, и с юношеским возрастами, для которых характерно принятие ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека. Данному возрасту уже не свойственны те импульсивность и неустойчивость, которые характерны для младших подростков. Наоборот, старшие подростки становятся более внимательны, стабильны и устойчивы в своих предпочтениях, поведении и ценностных ориентациях, однако в этот период часто изменяется интерес к той или иной профессии.
Личные профессиональные планы подростка, его способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности. Наибольшее влияние имеют мнение родственников, позиция друзей, товарищей, наличие того или иного учебного заведения в населенном пункте. Как видим, об осознанном выборе говорить не приходится. Способности, склонности и личностные профессиональные планы стоят в этом списке на последних местах. На первых местах стоят мнение окружающих и вынужденная необходимость (отсутствие учебного заведения или необходимой специальности). Вывод очевиден – осознанный выбор специальности и учебного заведения способны сделать единицы.
Однако выбор профессии не может основываться только на способностях человека. Профессиональное самоопределение является частью личностного самоопределения, человек выбирает те профессии, которые отвечают сложившимся у него представлениям о самом себе, те, в которых он может самоутвердиться.
Кудрявцев Т.В. рассматривает процесс профессионального самоопределения как длительный, многоплановый, весьма подвижный, включающий несколько стадий:
– формирование профессиональных намерений,
– профессиональное обучение,
– профессиональную адаптацию,
– частичную или полную реализацию личности в профессиональном труде [8].
Говоря о профессиональном самоопределении и выборе профессии учеников 8 - 11 классов, следует отметить существование определенных критериев сформированности у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению. Проявлениями критериев сформированности готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников являются:
когнитивный - степень представления учащихся об индивидуальных психофизиологических качествах; степень ознакомления с содержанием избираемой профессиональной деятельности; степень информированности о возможности получения консультации у специалистов профориентаторов о путях необходимого образования, местах работы: степени информированности учащихся об общих профессионально важных качеств и специальных данной профессиональной сферы.
мотивационно-потребностный - характер мотивации и активности учащихся; осознание личной и общественной значимости будущей профессии; связь интересов с ценностными ориентациями; интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания.
деятельносто-практический - способность соотнесения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований данной профессии; владение основными приемами работы.
Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека) Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Санкт – Петербург: Мастера психологии, 2000. – с