Психолого-педагогическое просвещение как элемент работы по консультированию родителей дошкольников
В нашем обществе существует дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и пр.
Воспитатели, проработавшие с детьми не один год, подчас располагают чрезвычайно бедными и однообразными сведениями о психологических особенностях своих воспитанников. То же можно сказать и о многих родителях, которые при всей своей любви к ребенку нередко не знают его и не могут его понять. Поэтому очень важно повысить уровень психологической культуры всех людей, которые работают с детьми.
Психологическое просвещениев ДОУ– это приобщение взрослых (воспитателей, родителей) к психологическим знаниям.
Задачи психологического просвещения:
· знакомство воспитателей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
· популяризация и разъяснение результатов новейших психологических исследований;
· формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
· достижение понимания необходимости работы педагога- психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.
Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр., причем необязательно всю эту работу проводить самому педагогу – можно приглашать других специалистов, но содержание всех этих форм работы обеспечивает педагог или психолог, знающий проблемы и перспективные задачи развития детей конкретной группы. Необходимо, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного детского сада, данного контингента детей.
Психологическое консультирование родителей и педагогов ДОУ в качестве клиентов
Цельпсихологического консультирования родителей и педагогов ДОУ – способствовать становлению культурно-продуктивной личности, обладающей чувством перспективы, действующей осознанно, способной разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения. Культурно-продуктивная личность обладает стремлением к личностному росту и установлению позитивных взаимоотношений с окружающими ее людьми.
В данном случае Клиент = Заказчик.
Позиция по отношению к педагогу (родителю) – помощь в осознании и решении проблемы (но не решение проблем за него!).
Стратегия психологического консультирования в данном случае направлена:
· на ориентацию клиента на принятие собственной ответственности за происходящее;
· на понимание, анализ и принятие собственных чувств как единственной возможности понимания себя и собственного поведения;
· на подготовку более глубокого контакта с Другим, отношения с которым не складываются у клиента с помощью чувств и переживаний клиента как основы восстановления более доверительных взаимоотношений;
· на планирование и осуществление конкретных поведенческих шагов, направленных на изменение ситуации.
Глобальная цель – изменение отношения клиента к своему внутреннему миру (познание и изменение себя).
Попробуйте выстроить стратегию взаимодействия старшего воспитателя с воспитателем средней группы ДОУ в рамках решения следующей психологической проблемы: в группу пришел новый мальчик с ярко выраженным холерическим типом темперамента, воспитатель-флегматик не может наладить с ним позитивного взаимодействия вследствие возникающего раздражения и чрезмерной усталости при общении с ребенком.
Правила психологического консультирования
1. Доброжелательное отношение к клиенту:
отделение личности от поведения;
безоценочное принятие (надо видеть в человеке позитив);
доверие к человеку как предположение его ресурсности, возможностей;
направленность на сотрудничество;
результатом должно стать ощущение клиента себя в психологической безопасности.
2. Распределение ответственности должно быть 50% на 50%, совместное решение проблемы предполагает, что клиент должен брать на себя ответственность за принятие окончательного решения и последующие действия.
3. Если клиент немотивирован (не желает помощи), не следует «биться головой о стену». Подобная ситуация может возникнуть и с педагогами (часто не желают признаваться в своих слабостях) и с родителями (при настойчивых рекомендациях воспитателя обратиться к психологу). Клиента сначала надо мотивировать.
Подумайте, какими способами этого можно достичь?
4. Соблюдение конфиденциальности.
5. Осознание пределов своей компетентности.
6. Принятие индивидуальных и культурных различий.
7. Разграничение профессиональных и личных взаимоотношений.
Профессиональные требования,