Глава I. Теоретические основы изучения эмоциональной устойчивости педагога-психолога как фактора успешной профессиональной деятельности
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Курсовая работа на тему:
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
профессор Е.А. Дубицкая
Работу выполнила
студентка I курса
М.Л. Селезнёва
Москва – 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения эмоциональной устойчивости педагога-психолога как фактора успешной профессиональной деятельности……………………….
1.1 Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога. …………………………………………………………………………
1.2 Понятие «эмоциональная устойчивость специалиста» в психолого-педагогической литературе …………………………………………
1.3 Влияние эмоциональной устойчивости на профессиональную деятельность педагога-психолога. ИлиФакторы возникновения эмоциональной неустойчивости в деятельности педагога-психолога.
Выводы по главе ………………………………………………………………….
Список литературы ……………………………………………………………..
Введение
Актуализация исследования.Профессиональная деятельность педагога-психолога требует больших нервных затрат из-за чрезмерных эмоциональных нагрузок. Вместе с тем регулятивная функция эмоций оставалась и продолжает оставаться вне поля зрения исследователей.Эмоциональная устойчивость является важной составляющей эмоционально-волевого компонента психологической подготовленности личности к различным видам деятельности; обеспечивает эффективное развитие других компонентов деятельности, в том числе мотивационного. Значение эмоциональной устойчивости в успешной деятельности педагога-психолога трудно переоценить.Для того, чтобы функционирование нервной системы специалиста оставалось в относительной норме, необходимо грамотно вырабатывать такое качество личности, как эмоциональная устойчивость. Это необходимо, прежде всего, для продолжения успешной профессиональной деятельности в сфере, связанной с педагогикой и психологией. И главный вопрос в рассматриваемой ситуации звучит таким образом: как именно вырабатывать в себе эмоциональную устойчивость для того, чтобы сохранить и поддержать своё психологическое здоровье для дальнейшей профессиональной деятельности?
Разработанность проблемы в научной литературе. Анализ широкого круга источников свидетельствует о том, что в науке наработана значительная теоретико-методологическая база для изучения эмоциональной устойчивости как психолого-педагогического феномена. Так,изучались механизмы эмоциональной устойчивости (Л.М.Аболин), рассматривалась проблема эмоциональной культуры педагога (Е.М. Семёнова), говорилось о проблеме психофизической поддержки и сопровождении личности профессионалом, то есть о роли эмоциональной устойчивости профессионала в данной сфере (Л.М.Митина), разрабатывались технологии развития эмоциональной устойчивости (В.А.Сластёнин), был введен термин "эмоциональный интеллект" (Л. С. Выготский).
Вместе с тем, проблема развития эмоциональной устойчивости педагога-психолога в настоящее время ещё не стала предметом специального исследования. Обнаруживается противоречие между возрастающей потребностью общества в квалифицированных педагогах-психологах, обладающих развитой эмоциональной устойчивостью и не полностью реализованными потенциальными возможностями высших педагогических учебных заведениях в её развитии.
Необходимость разрешения данного противоречия обусловила выбор темыкурсовой работы, проблемакоторой заключается в выявлении влияния эмоциональной устойчивости педагога-психолога на успешность его профессиональной деятельности.
Решение данной проблемы составляет цельнашего исследования.
Объектомисследования является профессиональная деятельность педагога-психолога.
Предметом исследования выступает эмоциональная устойчивость педагога-психолога как фактор успешной профессиональной деятельности.
Гипотеза.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены и решались следующиезадачи:
1. Конкретизировать научные представления о профессиональной деятельности педагогов-психологов.
2. Выявить сущность понятия «эмоциональная устойчивость» педагога-психолога.
3. Выявить влияние эмоциональной устойчивости на профессиональную деятельность педагога-психологаИли Выявить факторы возникновения эмоциональной неустойчивости в деятельности педагога-психолога.
Методологическая основа исследованияопирается на положения о природе феномена эмоциональной устойчивости, его развитии и формировании в различных сферах деятельности (Л.М.Аболин, Л.П.Баданина, П.Б.Зильберман, В.Л.Марищук, Е.А.Милерян, К.К.Платонов и др.); эмоциональной устойчивости будущего специалиста (Ю.Н.Кулюткин, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Е.М.Семёнов и др.).
.Для решения поставленных задач были использованы следующиеметоды исследования:теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
База исследования.
Практическая значимость исследования.Теоретический материал и выводы данной курсовой работы могут представлять интерес для педагогов-психологов, психологов-консультантов, преподавателей средних и высших педагогических учебных заведений.
Структура работы.Курсовая работа состоит из введения, одной главы, выводов и списка использованной литературы.
1.2 Понятие эмоциональной устойчивости и её значение в профессиональной деятельности педагога-психолога.
1.3 Влияние эмоциональной устойчивости на профессиональную деятельность педагога-психолога и её грамотная выработка для успешной профессиональной деятельности в психолого-педагогической сфере.
Глава I. Теоретические основы изучения эмоциональной устойчивости педагога-психолога как фактора успешной профессиональной деятельности
1.1 Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога