Агрессивности и адаптированности
По результатам опросника среднее значение по всем шкалам у молодых людей, равное 23,4 балла и у девушек, равное 18,8 балла указывают на средний уровень агрессивности и адаптированности к сложным ситуациям у обоих полов. Показатели адаптивного поведения говорят об умеренном взамодействии с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников.
Рис. 5. Средние показатели испытуемых по шкалам физическая и вербальная агрессии
По представленным на графике шкалам также выявлены различия. Заметно, что в среднем уровень физической агрессии и вербальной агрессии у юношей выше, чем у девушек. Так, средний балл у юношей по шкале физическая агрессия равен 4,8, а у девушек составил 4 балла. Среднее значение по шкале вербальная агрессия у юношей выше, чем у девушек и оказался равным 5,тогда как у девушек среднее значение составило 4,4 балла. Следовательно, можно сказать, что молодые люди больше склонны к использованию словесных оскорблений и применению физической силы по отношению к другим людям.
Рис. 6. Средние показатели испытуемых по шкалам предметная, эмоциональная агрессии и самоагрессия
Средние показатели юношей превалируют над показателями девушек по следующим шкалам, предметная агрессия, эмоциональная агрессия и самоагрессия. По шкале предметная агрессия среднее значение у юношей составило 4,4 балла, тогда как у девушек оно равнялось 3,6. Шкала эмоциональная агрессия ничем не отличилась именно в том, что среднее значение вновь оказалось выше у юношей, и составило 4,8, а у девушек 3 балла. Эти данные дают понять, что девушки в меньшей степени срывают свою агрессию на предметах, они больше находятся в мире и согласии с собой, реже возникает эмоциональное отчуждение при общении с другими людьми.
Выводы
Таким образом, были получены данные, свидетельствующие о том, что испытуемые вне зависимости от пола обладают агрессией, однако направлена она на различные объекты. По результатам опросников Басса-Дарки и Л.Г Почебута у молодых людей преобладают физическая, вербальная, предметная, эмоциональная агрессии и самоагрессия, а у девушек косвенная агрессия и доминируют такие виды реакций, как раздражение, негативизм, обида, подозрительность и чувство вины.
Следовательно, юноши чаще девушек склонны к использованию физической силы против другого лица, выражению негативных чувств как через форму, т.е. крик, визг, так и через содержание словесных ответов, что подразумевает собой проклятия, угрозы, оскорбления. Молодые люди способны срывать свою агрессию на окружающих его предметах, у них чаще может возникать эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему. Юноши реже находятся в мире и согласии с собой, у них могут в большей степени отсутствовать или быть ослаблены механизмы психологической защиты. Агрессия у девушек может быть окольным путем направленна на другое лицо или вовсе ни на кого не направлена. Девушки всегда готовы к проявлению негативных чувств, таких как вспыльчивость или грубость, при малейшем возбуждении. Они способны идти наперекор устоявшимся обычаям, правилам и законам, их поведение чаще является оппозиционным и может принимать положение от пассивного сопротивления до активной борьбы против чего-либо. Девушки проявляют зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия, они менее доверчивы и более осторожны к людям, исходя из убеждений о том, что другие люди могут планировать и приносить вред. Однако они, несмотря на сильные проявления негативных реакций, отчетливо ощущают наличие чувства совести, по сравнению с юношами.
Результаты, полученные по двум методикам, а именно по шкалам физическая и вербальная агрессии, дополнили друг друга и не противоречили. Результаты опросника Л.Г.Почебута «Диагностика агрессивного поведения» наоборот подтвердили результаты опросника Басса-Дарки «Диагностика агрессивных и враждебных реакций» по этим шкалам. Таким образом, гипотеза подтвердилась частично, т.к. обе методики содержали и другие, отличающиеся друг от друга шкалы для измерения агрессии и негативных реакций. По этой причине оба опросника не могли полностью подтвердить или опровергнуть результаты исследования.
Заключение
Цель исследования заключалась в том, чтобы выявить особенности агрессивного поведения между девушками и юношами старших классов. Для изучения данного вопроса были проанализированы работы Р.Бэрона и Д.Ричардсона, Л.Берковица, Л.С. Выготского, Э.Фромма и др. Например, Р. Бэрон подчеркивает, что в качестве агрессии могут рассматриваться только те действия, которые причиняют вред живым существам. А Э.Фромм определяет агрессию широко, как намеренное причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту. Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда. Итак, под агрессией понимаются любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким, и должно связываться с причинением ущерба другому человеку или группе людей.
Стоит отметить, что к изучению проблемы агрессивности было предложено несколько подходов, которые имели разные основания. Это психоаналитическая концепция З. Фрейда, в рамках которой рассматриваются врожденные инстинкты. Далее этологическая концепция К. Лоренца и Н. Тинбергена, где агрессия рассматривается как способ выживания. Рассматривается фрустрационная концепция Дж. Долларда, где агрессия представляет ситуативный процесс. И наконец, бихевиоральная концепция Б.Э. Торндайк и Дж. Уотсон, в которой Агрессия изучается здесь как поведение, усвоенное в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление.
В работе также описаны факторы, влияющие на проявление агрессивного поведения. Причины, которые могут привести к появлению агрессии у юношей и девушек довольно различные. Это может быть семья, игры, масс-медиа, социум и др.
В эмпирической части исследования было выявлено наличие агрессии и враждебных реакций, как у молодых людей, так и у девушек, учащихся в старших классах. Полученные данные свидетельствуют о том, что каждый способен проявлять агрессию в той или иной степени. Различия состояли в разных уровнях агрессивности, а также в соответствии или несоответствии указанным нормам.
На основании полученных результатов и проведении анализа данных, гипотеза о наличии высокой степени агрессии у юношей по сравнению с девушками старших классов частично подтвердилась.
Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения данного феномена, а также могут быть использованы преподавателями и специалистами для того, чтобы улучшить воспитательную работу.
Библиография
1. Адлер А. Понять природу человека. / Пер. Е.А. Цыпина. Спб.: Академический проект, 1997. - 256 с.
2. Бандура А., Уолтер Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999.-512 с.
3. Басс А. Психология агрессии //Вопросы психологии. – 1967. – №. 3. – С. 60-69.
4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. СПб //НЕвА. – 2002. – С. 248.
5. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатара./М.И. Буянов. - М.: Просвещение, 1988. - 154с.
6. Бэрон Р. Агрессия/ Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб: Питер, 2001. - 352 с.
7. Выготский, Л.С. Детская психология/ Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.4 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. -432с.
8. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Возрастная психология //Вопр. психологии. – 1998. – №. 5. – С. 107-113.
9. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"). - М., 1994. -269с.
10. Майерс Д. Социальная психология/Девид Майерс;[пер. с англ. В. Гаврилов, С. Шпак, С.Меленевская, Д. Викторова] // - СПб.:Прайм-Еврознак,2002. - 512 с.
11. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. 1994. № 3. с.61-68.
12. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. 2-е изд. М.: Педагогика-Пресс, 1997. 440 с.
13. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. — М., 1991.- 30 с.
14. Уотсон Дж. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) // Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. – С. 35-36.
15. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы //М.: Педагогика-пресс. – 1993. – С. 144.
16. Фромм Э. Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юрист, 1995. 623 с.
17. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: АСТ, 2004. С. 127-128.
18. Хорни, К. Самоанализ/ К. Хорни.Собр.Соч: В 3 т. Т 2/ К. Хорни.- М.: Смысл, 1997.-544с.
19. Шевченко Ю. С., Дерягина М. А., Валентович Н. С. Этологический подход к пониманию агрессии и ее профилактике //Подростки и молодежь в меняющемся мире: Материалы междунар. конф. Москва. – 2001. – С. 30-31.
Приложение 1