Агрессивности и адаптированности

По результатам опросника среднее значение по всем шкалам у молодых людей, равное 23,4 балла и у девушек, равное 18,8 балла указывают на средний уровень агрессивности и адаптированности к сложным ситуациям у обоих полов. Показатели адаптивного поведения говорят об умеренном взамодействии с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников.

Агрессивности и адаптированности - student2.ru

Рис. 5. Средние показатели испытуемых по шкалам физическая и вербальная агрессии

По представленным на графике шкалам также выявлены различия. Заметно, что в среднем уровень физической агрессии и вербальной агрессии у юношей выше, чем у девушек. Так, средний балл у юношей по шкале физическая агрессия равен 4,8, а у девушек составил 4 балла. Среднее значение по шкале вербальная агрессия у юношей выше, чем у девушек и оказался равным 5,тогда как у девушек среднее значение составило 4,4 балла. Следовательно, можно сказать, что молодые люди больше склонны к использованию словесных оскорблений и применению физической силы по отношению к другим людям.

Агрессивности и адаптированности - student2.ru

Рис. 6. Средние показатели испытуемых по шкалам предметная, эмоциональная агрессии и самоагрессия

Средние показатели юношей превалируют над показателями девушек по следующим шкалам, предметная агрессия, эмоциональная агрессия и самоагрессия. По шкале предметная агрессия среднее значение у юношей составило 4,4 балла, тогда как у девушек оно равнялось 3,6. Шкала эмоциональная агрессия ничем не отличилась именно в том, что среднее значение вновь оказалось выше у юношей, и составило 4,8, а у девушек 3 балла. Эти данные дают понять, что девушки в меньшей степени срывают свою агрессию на предметах, они больше находятся в мире и согласии с собой, реже возникает эмоциональное отчуждение при общении с другими людьми.

Выводы

Таким образом, были получены данные, свидетельствующие о том, что испытуемые вне зависимости от пола обладают агрессией, однако направлена она на различные объекты. По результатам опросников Басса-Дарки и Л.Г Почебута у молодых людей преобладают физическая, вербальная, предметная, эмоциональная агрессии и самоагрессия, а у девушек косвенная агрессия и доминируют такие виды реакций, как раздражение, негативизм, обида, подозрительность и чувство вины.

Следовательно, юноши чаще девушек склонны к использованию физической силы против другого лица, выражению негативных чувств как через форму, т.е. крик, визг, так и через содержание словесных ответов, что подразумевает собой проклятия, угрозы, оскорбления. Молодые люди способны срывать свою агрессию на окружающих его предметах, у них чаще может возникать эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему. Юноши реже находятся в мире и согласии с собой, у них могут в большей степени отсутствовать или быть ослаблены механизмы психологической защиты. Агрессия у девушек может быть окольным путем направленна на другое лицо или вовсе ни на кого не направлена. Девушки всегда готовы к проявлению негативных чувств, таких как вспыльчивость или грубость, при малейшем возбуждении. Они способны идти наперекор устоявшимся обычаям, правилам и законам, их поведение чаще является оппозиционным и может принимать положение от пассивного сопротивления до активной борьбы против чего-либо. Девушки проявляют зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия, они менее доверчивы и более осторожны к людям, исходя из убеждений о том, что другие люди могут планировать и приносить вред. Однако они, несмотря на сильные проявления негативных реакций, отчетливо ощущают наличие чувства совести, по сравнению с юношами.

Результаты, полученные по двум методикам, а именно по шкалам физическая и вербальная агрессии, дополнили друг друга и не противоречили. Результаты опросника Л.Г.Почебута «Диагностика агрессивного поведения» наоборот подтвердили результаты опросника Басса-Дарки «Диагностика агрессивных и враждебных реакций» по этим шкалам. Таким образом, гипотеза подтвердилась частично, т.к. обе методики содержали и другие, отличающиеся друг от друга шкалы для измерения агрессии и негативных реакций. По этой причине оба опросника не могли полностью подтвердить или опровергнуть результаты исследования.

Заключение

Цель исследования заключалась в том, чтобы выявить особенности агрессивного поведения между девушками и юношами старших классов. Для изучения данного вопроса были проанализированы работы Р.Бэрона и Д.Ричардсона, Л.Берковица, Л.С. Выготского, Э.Фромма и др. Например, Р. Бэрон подчеркивает, что в качестве агрессии могут рассматриваться только те действия, которые причиняют вред живым существам. А Э.Фромм определяет агрессию широко, как намеренное причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту. Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авто­ров, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда. Итак, под агрессией понимаются любые намеренные действия, кото­рые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Если говорить о внутривидо­вой агрессии, то определение становится еще более кратким, и должно связываться с причинением ущерба другому чело­веку или группе людей.

Стоит отметить, что к изучению проблемы агрессивности было предложено несколько подходов, которые имели разные основания. Это психоаналитическая концепция З. Фрейда, в рамках которой рассматриваются врожденные инстинкты. Далее этологическая концепция К. Лоренца и Н. Тинбергена, где агрессия рассматривается как способ выживания. Рассматривается фрустрационная концепция Дж. Долларда, где агрессия представляет ситуативный процесс. И наконец, бихевиоральная концепция Б.Э. Торндайк и Дж. Уотсон, в которой Агрессия изучается здесь как поведение, усвоенное в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление.

В работе также описаны факторы, влияющие на проявление агрессивного поведения. Причины, которые могут привести к появлению агрессии у юношей и девушек довольно различные. Это может быть семья, игры, масс-медиа, социум и др.

В эмпирической части исследования было выявлено наличие агрессии и враждебных реакций, как у молодых людей, так и у девушек, учащихся в старших классах. Полученные данные свидетельствуют о том, что каждый способен проявлять агрессию в той или иной степени. Различия состояли в разных уровнях агрессивности, а также в соответствии или несоответствии указанным нормам.

На основании полученных результатов и проведении анализа данных, гипотеза о наличии высокой степени агрессии у юношей по сравнению с девушками старших классов частично подтвердилась.

Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения данного феномена, а также могут быть использованы преподавателями и специалистами для того, чтобы улучшить воспитательную работу.

Библиография

1. Адлер А. Понять природу человека. / Пер. Е.А. Цыпина. Спб.: Академический проект, 1997. - 256 с.

2. Бандура А., Уолтер Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999.-512 с.

3. Басс А. Психология агрессии //Вопросы психологии. – 1967. – №. 3. – С. 60-69.

4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. СПб //НЕвА. – 2002. – С. 248.

5. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатара./М.И. Буянов. - М.: Просвещение, 1988. - 154с.

6. Бэрон Р. Агрессия/ Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб: Питер, 2001. - 352 с.

7. Выготский, Л.С. Детская психология/ Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.4 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. -432с.

8. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Возрастная психология //Вопр. психологии. – 1998. – №. 5. – С. 107-113.

9. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"). - М., 1994. -269с.

10. Майерс Д. Социальная психология/Девид Майерс;[пер. с англ. В. Гаврилов, С. Шпак, С.Меленевская, Д. Викторова] // - СПб.:Прайм-Еврознак,2002. - 512 с.

11. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. 1994. № 3. с.61-68.

12. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. 2-е изд. М.: Педагогика-Пресс, 1997. 440 с.

13. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. — М., 1991.- 30 с.

14. Уотсон Дж. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) // Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. – С. 35-36.

15. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы //М.: Педагогика-пресс. – 1993. – С. 144.

16. Фромм Э. Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юрист, 1995. 623 с.

17. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: АСТ, 2004. С. 127-128.

18. Хорни, К. Самоанализ/ К. Хорни.Собр.Соч: В 3 т. Т 2/ К. Хорни.- М.: Смысл, 1997.-544с.

19. Шевченко Ю. С., Дерягина М. А., Валентович Н. С. Этологический подход к пониманию агрессии и ее профилактике //Подростки и молодежь в меняющемся мире: Материалы междунар. конф. Москва. – 2001. – С. 30-31.

Приложение 1

Наши рекомендации