Современные психотехнологии в практике пенитенциарных психологов
Отечественная пенитенциарная практика идет в ногу со временем, внедряя передовые достижения психологической науки, осваивая и гибко приспосабливая все новые психотехнологии. Список методов, адаптированных к специфике российской уголовно-исполнительной системы, психологи пополняют, заимствуя и сочетая отдельные иностранные идеи и технологии с российскими историческими, культурными и психологическими традициями. Это помогает совершенствовать и повышать эффективность отечественной системы психологической помощи – системы безопасных и гуманных корректирующих мер, направленных на социальную реабилитацию и исправление осужденных, а также психологическую помощь персоналу учреждений УИС Необходимость оказания такой помощи людям в местах лишения свободы не вызывает сомнения. Ограничения и агрессивная пенитенциарная среда провоцируют сильнейший психологический стресс, с которым человек не всегда может справиться самостоятельно. Поэтому консультирование как основное средство психологической помощи в настоящее время является одним из узловых направлений деятельности и исследований пенитенциарных психологов. Однако недоукомплектованность и чрезмерная загруженность психологов все чаще ставят на первый план проблему поиска резервов эффективности за счет освоения технологий, дающих максимальный эффект в кратчайшие сроки. Не случайно широкое распространение в деятельности пенитенциарных психологов последних лет получили методы нейролингвистического программирования (НЛП).
Нейролингвистическое программирование обладает уникальными возможностями. Это целая концепция консультирования, ориентированная на достижение реального результата, причем, максимально быстро и «безболезненно» для клиента. Некоторые техники НЛП способны очень быстро дать позитивный результат и в свое время произвели сенсацию. Например, техника быстрого лечения фобий. Оказалось, что с ними можно справиться даже за 15 минут.
Что же скрывается за названием«нейролингвистическое программирование»? Поведение человека берет начало в неврологических процессах (видения, слушания, ощущения и др.) и включает в себя не физиологические реакции на окружающие события. На это указывает часть «нейро». Кроме того, совершенно особым образом используется речь для того, чтобы упорядочивать мысли и поведение для достижения своих целей («лингвистическое»). Благодаря всему этому можно научиться управлять состоянием своего разума, своей психики, приводить свои убеждения и ценности в соответствие с желаемыми результатами, организовывать определенным способом свои идеи и действия, чтобы получить желаемый результат («программирование»).
Одним из базовых положений НЛП является утверждение, что каждый человек несет в себе скрытые, неиспользованные психические ресурсы. Отсюда основные задачи психолога-консультанта – обеспечить доступ консультируемого (осужденного или сотрудника учреждения) к этим скрытым ресурсам, извлечь их из подсознания, довести до уровня сознания, а затем научить клиента ими пользоваться.
Нейролингвистическое программирование – продукт частичной интеграции различных психотерапевтических подходов. Модель НЛП (Р. Дилтс, Р. Бэндлер, Д. Делозье) построена вокруг понятия поведенческих стратегий, использует элементы гештальт-терапии, когнитивной и экзистенциальной терапии[40].
Техники НЛП позволяют работать с широким диапазоном проблем: страхами, фобиями, автоматизмами в поведении, навязчивыми действиями и состояниями, убеждениями, ценностями, целями, учат решать проблемы межличностного взаимодействия, формировать навыки принятия решений и моделировать поведение. Обучая продуктивным реакциям, НЛП изменяет мышление, учит человека ставить реальные цели, достигать их и формирует тем самым компоненты эффективного поведения.
Владение техниками НЛП позволяет психологу выявить ведущую репрезентативную систему консультируемого (визуальную, аудиальную, кинестетическую) и выбрать на этой основе оптимальную форму и технологический инструментарий работы с ним. НЛП ориентированно на изменения, которые могут быть легко определены и измерены. Преимущественно это индивидуальное консультирование. Реже используются групповые формы работы (трудности межличностного взаимодействия).
Не стоит забывать, что главная проблема психологического консультирования в пенитенциарных учреждениях состоит в том, что люди, лишенные свободы, не склонны к рефлексии и оценочному восприятию себя и своих поступков, часто недоверчиво относятся к тем, кто интересуется их проблемами. Такое негативное отношение часто обусловливается их искаженным отношением к назначенной мере наказания как к несправедливой, непониманием целесообразности запретов, ограничений и возлагаемых обязанностей в силу их специфики, известной новизны и неповторимости, а также определяется установками пенитенциарной среды.
В этих условиях НЛП – психотехника, не требующая обязательного озвучивания проблемы и обращения к прошлой, возможно травмирующей ситуации, значительно выигрывает по сравнению с остальными консультационными моделями.
Использование невербальных элементов психотерапии, когда работа идет на уровне образов, метафор и переживаний, предполагает, что конкретные события и факты могут не сообщаться, а потому у консультируемых сохраняется ощущение безопасности, снимаются психологические защиты. Это дает хороший эффект в работе с осужденными, неохотно раскрывающими свои проблемы и иногда подозрительно относящимися к персоналу, в том числе психологам.
Если психологи и психотерапевты других школ видят свою задачу в том, чтобы оказать помощь в осознании проблем, причин их возникновения и сознательном поиске путей их решения, то НЛП-консультанты считают главным «присоединиться к подсознанию клиента, минуя его сознание, коммуницировать именно с подсознанием, попытаться изменить стратегию поведения», не вникая в содержание проблем данного конкретного человека. Они основываются на убеждении, что «люди имеют ресурс, необходимый им для того, чтобы измениться» И надо им лишь помочь в обеспечении доступа к этим ресурсам.
Другое преимущество НЛП – ее оптимистичность и акцент на позитивном. Направленность его техник на поиск собственных резервов и решений способствует формированию адекватной оценки и предупреждает стрессовые расстройства, конфликты, деструктивные явления. С точки зрения НЛП, ресурс – это все, чем мы можем воспользоваться для достижения наших целей и, прежде всего, ресурсное состояние – то, в котором мы обладаем наибольшим количеством выборов.
В работе с осужденными и персоналом пенитенциарных учреждений нейролингвистическое программирование не только помогает устанавливать контакт, без которого невозможна дальнейшая коррекционная работа. НЛП-консультирование фокусируется на изменении или устранении недостаточно адаптивных форм поведения демонстрируемых клиентами, помогая, таким образом, им усвоить здоровые, конструктивные способы действия.
Цепь психических процессов, ведущих к той или иной форме поведения, называется в НЛП стратегией поведения. Если у человека есть опыт реагирования в определенной ситуации, он выбирает определенный стереотип поведения, исходя из имеющегося у него опыта. Социально незрелый человек для каждой ситуации обычно имеет одну стратегию поведения, социально зрелый – две-три. Чем больше стратегий, тем больше выбор и тем лучше адаптация. Психолог, используя техники НЛП для доступа к скрытым психическим ресурсам человека, создает возможность для формирования новых стратегий поведения в условиях изоляции от общества, которым учит своего клиента и из которых осужденный (или сотрудник учреждения) может сам выбрать для себя нужную модель поведения. Таким образом, реализуется основной принцип НЛП: человек может сам выбрать для себя нужную модель поведения, используя при этом собственные ресурсы. Психологу же предоставляется уникальная возможность применять техники НЛП, как способ коррекции.
И еще одна сильная сторона этого подхода НЛП – сосредоточенность на симптомах и событиях, происходящих «здесь» и «сейчас». Поэтому, поскольку большинство клиентов нуждается в помощи при разрешении конкретных проблем, пенитенциарные психологи, обращаясь непосредственно к симптомам, часто могут оказать клиентам экстренную помощь.
Среди психологов УИС формируется устойчивая профессиональная группа, накапливающая опыт использования данных психотехнологий в работе с осужденными. За последние 4 года в Московском центре НЛП в образовании (директор А.В. Герасимов, научный руководитель А.А. Плигин) прошли подготовку и получили сертификат более 40 психологов УИС. Многие из них успешно используют полученные знания и навыки в своей профессиональной деятельности.
Методы НЛП используются в работе с различными категориями подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Это «группа профучета» (ИК-5 УИН Минюста России по Челябинской области); лица молодежного возраста (ИК-3 УИН Минюста России по Волгоградской области) и др.
В подразделениях Челябинской области проведен эксперимент (2004 г.), в ходе которого изучали эффективность применения техник НЛП в коррекции агрессивного поведения женщин (Чернова Е.А.). Экспериментальное исследование проходило в естественных условиях пенитенциарного учреждения. При решении задачи снижения уровня агрессии осужденных женщин с целью их социальной адаптации, применялась техника «Переключатель»[41]. Она позволила в короткие сроки определить и сделать минимально значимым стимул или образ, запускающий нежелательное поведение осужденных, выработать положительную реакцию в ситуации, провоцирующей негативные реакции осужденных. Испытуемые экспериментальной группы приобрели опыт социального взаимодействия, который служит основополагающим моментом в установлении позитивных социальных отношений с окружающими. Наличие достоверных различий между результатами первичного и повторного тестирования доказано методами математической статистики.
Психологи Республики Хакасия оказывают психологическую помощь осужденным в преодолении психологической дезадаптации, разрешении информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических трудностей и проблем, используя в работе эклектический подход, элементами которого являются отдельные техники и элементы НЛП.
При решении личностных и ряда социальных проблем осужденных в подразделениях Республики Мордовия, Московской, Ростовской и Сахалинской областей, методы НЛП также показали высокую эффективность.
Учитывая специфику пенитенциарных учреждений, широкий спектр практических задач и особенности взаимодействия в криминогенной среде, многие пенитенциарные психологи часто объединяют изначально различные точки зрения в творческом, системном и эклектическом процессе, если хотят работать эффективно и разносторонне.
В этом плане интересен опыт исправительных учреждений Московской области (Емельянова Р., ИУ-6 г. Коломна). В работе с посттравматическими стрессовыми расстройствами осужденных, депрессиями, навязчивыми состояниями (фобиями) здесь сочетают методы поведенческой (условно-рефлекторной) терапии с техниками НЛП.
При этом в процессе переработке травмирующей информации задействуются все репрезентативные системы (аудиальная, визуальная, кинестетическая) человека, шкалируется и закрепляется положительная реакция осужденных методом «якорения». Якорь – это метка в сознании человека, которая отвечает за вызов у него конкретного состояния, а «якорение» – процесс постановки (фиксации) такой метки. Она может отличаться у разных людей в зависимости от его ведущей репрезентативной системы. То есть это может быть звуковой сигнал, определенное прикосновение, предмет (образ) или сочетание перечисленных компонентов различных репрезентативной систем, вызывающих за собой определенное состояние, позитивно или негативно окрашенное.
Насколько изменилось эмоциональное состояние осужденного позволяет выяснить метод шкалирования, осуществляемый на основе самооценки клиента. В процессе переработки травмирующей информации меняется не только состояние, но и активность, настроение человека. Их изменение является наглядным доказательством того, что актуальное чувство осужденного подвергнуто серьезной трансформации и приобрело позитивную окраску.
Обмен опытом и проведение с сотрудниками психологической службы занятий по специальной подготовке позволяет все более широкому кругу пенитенциарных психологов знакомиться с общими положениями, принципами и техниками нейролингвистического программирования и использовать их на практике. Такие занятия успешно проводились в УИН Минюста России по Саратовской области, УИН Минюста России по г. Москве.
Технологии нейролингвистического программирования стали основой работы по профилактике и коррекции синдрома профессионального выгорания среди сотрудников пенитенциарных учреждений Кемеровской области (УН-1612/ 22 г. Кемерово). Здесь психологами (Е.В. Костылева) разработана серия занятий, обучающих использованию собственных ресурсов в преодолении переживаний, вызывающих эмоциональный дискомфорт, в том числе обучение саморефреймингу внешних и внутренних проблем и созданию эффективной мотивации достижений.
Техники рефрейминга и саморефрейминга активно используют в работе с категориями сотрудников, которые по долгу службы постоянно находятся в системе отношений «человек-человек» (кадровые и оперативные работники). Именно эта категория персонала учреждений УИС подвергается ежедневному эмоциональному перенасыщению вследствие огромного количества профессиональных контактов с людьми (осужденными, сотрудниками, кандидатами на службу, администрацией). Хроническое состояние эмоционального напряжения может привести к деперсонификации личности (негативное отношение к объекту своей профессиональной деятельности) и отражаться на качестве работы, физическом здоровье сотрудников. Чтобы избежать негативных последствий специфики работы, психологи не только устраняют последствия эмоционального напряжения, но и обучают персонал приемам и методам регуляции своего эмоционального состояния и использования собственных ресурсов, предупреждая тем самым эмоциональные срывы и другие негативные последствия. Технике саморефрейминга в этом деле отводится одно из ведущих мест. Саморефрейминг – это позитивное изменение переживания личного опыта или расширение восприятия конкретной ситуации. Он позволяет увидеть скрытые ценностные достоинства конкретной ситуации и используется как способ изменения видения проблем с неблагоприятного на благоприятный (при разрешении объективных внешних проблем). Несмотря на то, что данная работа проводится психологами Кемеровской области недавно, уже сейчас она дает положительный эффект.
Подразделения Республики Алтай и Ростовской области (ОСН) используют методы НЛП в оказании психологической помощи сотрудникам подразделений в вопросах семейного, профессионального, кризисного консультирования, работают с посттравматическими стрессовыми расстройствами (ПТСР).
Но НЛП имеет свои ограничения. Этот вид консультирования включает большое число элементов и упражнений телесно-ориентированной терапии и лучше всего подходит для людей, ориентированных на действие, заинтересованных в изменении отдельных поведенческих реакций или определенных видов деятельности.
Методы НЛП позволяют оказывать экстренную помощь в кризисных ситуациях и быстро обучить подозреваемых, обвиняемых и осужденных (или персонал) продуктивным реакциям, решая актуальную проблему. Но при этом основное внимание направлено на поведение, а не на целостную личность. Клиента программируют «на минимальный или толерантный уровни поведения, поощряется конформизм, не развивается творческий потенциал и игнорируются потребности клиента в реализации своих способностей, самоактуализации и чувстве собственного достоинства»[42]. То есть положительный эффект может быть кратковременным. Он не привносит глубоких личностных изменений, не подразумевает глубокой проработки проблемы на уровне осознания.
Оказание психологической помощи подозреваемым и обвиняемым – это не только конкретные цели либо экстренные проблемы, связанные с адаптацией к условиям изоляции от общества или специфическим условиям несения службы. Это еще и реализация перспективных целей, связанных с личностным ростом клиента: его развитием, принятием исправительного воздействия, восстановительными идеями, требующим длительной, кропотливой, глубинной работы. Ведь пенитенциарные психологи не только ориентируются на оказание психологической помощи в критических ситуациях, но еще в силу гуманистической направленности своей профессии всегда отстаивают возможность повышения «человеческого в человеке» (Достоевский Ф.М.).
Поэтому, если клиент обращается за помощью в критической ситуации, надеясь обрести избавление от страданий, пенитенциарный психолог, следуя за актуальными потребностями человека (будь то осужденный или сотрудник), помогает ему решить его промежуточные задачи. Но постепенно в процессе консультирования психолог продвигается к итоговым целям– профилактике и стимулированию личностного роста. Таким образом, реализуется главная цель консультирования – помочь своему клиентупонять,что именноон сам и есть тот человек, который должен решать,действовать, изменяться,актуализировать свои способности.
Современные психотехнологии и психопрактики представляют собой достаточно разнообразные приемы, методы и средства воздействия на человека. Выбор модели консультирования всегда связан с общей теоретической ориентацией и подготовкой консультанта-психолога, с целями, которые он ставит перед собой. Овладение методами НЛП повышает профессиональную компетенцию сотрудников психологической службы, увеличивая диапазон решаемых им проблем, формируя многочисленные эффективные стратегии поведения, которыми он может пользоваться сам и научить этому других. Одновременно это позволяет ему проявлять максимальную гибкость в общении и с сотрудниками, и с осужденными и тем самым работать эффективно и разносторонне, помогая людям.
И. А. Матвеева – старший инспектор по особым поручениям ОПС УСПВРО ФСИН России