Роль общения в психическом развитии человека
На ранних этапах онтогенеза все свои человеческие, психические и поведенческие качества ребенок приобретает исключительно через общение, так как вплоть до подросткового возраста лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает и благодаря которому младенец получает необходимую информацию.
Через прямое подражание (викарное научение) и словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются носителями этого опыта. Интенсивность общения, его цели, содержание и средства – важнейшие факторы развития человека.
Различные виды общения (выделенные выше) служат развитию различных сторон личности:
1. Деловое общение развивает способности к деловому и организаторскому поведению, служит средством приобретения навыков и знаний.
2. Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни.
3. Материальное общение позволяет человеку получить необходимые для жизни предметы материальной и духовной культуры.
4. Когнитивное общение выступает как фактор интеллектуального развития, обеспечивает обмен знаниями.
5. Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения.
6. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии, способствует появлению новых целей, интересов увеличивает психоэнергетический потенциал личности.
7. Деятельностное общение совершенствует, обогащает деятельность.
8. Биологическое общение способствует самосохранению организма.
9. Социальное общение развивает социальные потребности.
10. Невербальное общение делает возможным развитие до того, как усвоена речь (до 2-3 лет), развивает коммуникативные способности.
11. Вербальное общение – основа развития человека, как интеллектуального, так и личностного.
12. Непосредственное общение предполагает использование простых и эффективных средств научения: условнорефлекторного, викарного и вербального.
13. Опосредствованное – развивает способности к самообразованию, самовоспитанию.
Деятельность и общение
Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Но возникает вопрос: является ли общение частью деятельности или общение и деятельность два самостоятельных, равноправных процесса?
В совместной деятельности человек должен общаться с другими людьми, устанавливать контакты, добиваться взаимопонимания и т.д. Здесь общение выступает как часть деятельности, как важнейшая ее информационная сторона, как коммуникация (общение первого рода).
Но, создав предмет (сконструировав прибор, высказав мысль и пр.) в процессе деятельности, уже включившей общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается. Он через созданный предмет «транслирует» себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям, продолжает себя в других. Произведенный предмет – это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой – средство, с помощью которого человек утверждает себя в обществе. Этим предметом опосредствуется отношение между людьми. Это общение как продолжение себя в другом - есть общение второго рода. Здесь зависимость переворачивается, и уже деятельность выступает как часть, необходимая предпосылка общения.
Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой – общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.
Основные отличия влияний деятельности и общения на развитие человека и его личность:
1. Результат деятельности – обычно материальный или идеальный предмет (идея, мысль) – продукт деятельности. Итог общения – взаимное влияние друг на друга.
2. Деятельность развивает способности, процессы, функции личности. Общение – главным образом развивает человека как личность.
Три стороны общения
1. Коммуникативная сторона общения (общение как обмен информацией). Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть изображен как процесс обмена информацией. Однако в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому необходимо выявить специфику самого процесса обмена информацией.
Активный обмен информацией, то есть коммуникативное общение возможно, если все участники коммуникативного процесса активны, то есть выступают как активные субъекты. Важную роль в коммуникативном процессе играет значимость информации. Для этого необходимо, чтобы информация была не только принята, но и понята, осмыслена и зачтена (направляя партнеру информацию, необходимо учитывать не только свои мотивы и установки, но и мотивы, цели и установки партнера). Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально присутствуют деятельность, общение и познание.
Человека, адресующего информацию другому человеку, называют коммуникатором, а того, который принимает – реципиентом. Чехословацкий исследователь Яноушек обращает внимание на то, что смысл сообщения асимметричен: для коммуникатора смысл информации предшествует высказыванию, для реципиента смысл и высказывание представляются одновременно, после чего идет декодирование, так как мысль не всегда ровна прямому значению слов.
Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредствам системы знаков партнеры могут влиять друг на друга, то есть оказывать воздействие на поведение партнера. Эффективность коммуникации определяется именно тем, насколько удалось это воздействие.
Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно, когда коммуникатор и реципиент говорят на “одном языке”, то есть, обладают единой системой кода и расшифровки. Если значение закрепленное за знаками (словами, жестами) не известны участникам общения, информация может быть не понята или понята неверно. (Значение – это содержательная сторона знака.)
В условиях человеческой коммуникации могут возникнуть специфические коммуникативные барьеры:
- неодинакового понимания задачи;
- разного языка (социальный характер барьера: социальные, политические, религиозные различия, миропонимание разное);
- из-за индивидуально-психических особенностей (скрытность, застенчивость, некоммуникабельность, недоверие, неприязнь).
Информация, исходящая от коммуникатора, может быть нескольких типов:
1. побудительная (приказ, просьба, активизация направления),
2. запрет (интердикция),
3. дистабилизация (разрушение установок),
4. констатирующая информация (сообщение, не направленное на изменение поведения).
Любая информация передается посредствам знаков, точнее знаковых систем. Различают вербальную коммуникацию, в которой в качестве знаковой системы используется речь, и невербальную, с использованием неречевых знаковых систем.
Невербальный вид коммуникации подразделяется на несколько форм:
- Кинесика – оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика – в разных культурах имеют разное значение).
- Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков – как дополнение к вербальной коммуникации. Паралингвистика – система вокализации, интонации. Экстралингвистика – паузы, покашливание, плач, смех, темп речи.
- Проксемика – «пространственная психология» – это область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.
- Визуальное общение основано на контакте глаз (90% информации через глаза).
Можно выделить еще нос.
Четыре системы невербальных коммуникаций используют свою систему знаков, свой код, необходимость понимания кода партнерами по общению.
Эффективность общения зависит от структуры подаваемой информации:
1. Информация должна быть чуть-чуть избыточна.
2. Порядковая форма подачи информации: 1) кульминационный эффект, эффект незаконченного действия; 2) антикульминационный эффект (вся главная информация вначале – мама, я выхожу замуж); 3) пирамидальный эффект (с разных сторон).
3. Информация не должна быть жестко структурирована, так как такая информация легко входит и легко выходит.
4. Эффективность восприятия информации зависит от наличия вербальных и невербальных выводов. При работе с аудиторией нужно помнить, что явная формулировка выводов может вызвать неприязнь аудитории, аргументация противоположной точки зрения нужна только в высокоумной аудитории. Двустороннее общение предпочтительней, если часть аудитории придерживается другой точки зрения. Одностороннее – если аудитория придерживается точки зрения лектора.
2. Интерактивная сторона общения (общение как взаимодействие). Общение предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей (исключение – пустая болтовня: она бессодержательна, ее цель - сам процесс общения). Такое общение выступает как межличностное взаимодействие людей, в процессе совместной деятельности. Для участников деятельности важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями или разработать их общий план.
В реальной жизни людей связывает бесчисленное множество различных видов взаимодействия. Наиболее распространенным являются дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействия:
1. Кооперация. Этот вид способствует организации совместной деятельности, он является “позитивным”.
2. Конкуренция – этот вид ориентирован «на врозь» и представляет собой определенного рода препятствия для совместной деятельности.
Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, на основе социальных норм, принятых в обществе.
Диапазон социальных норм широк – от образцов поведения, отвечающих трудовой дисциплине, патриотизма до правил вежливости. Каждый человек в разных ситуациях выполняет разные роли, обычно эти роли ожидаются.
Необходимым условием успешного процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданием друг друга. Различные ценности, непреодолимые смысловые барьеры могут быть причинами конфликтов.
При этом нужно четко представлять, что система человеческого взаимодействия принципиально отличается от простого распределения обязанностей, функций, которые уже существуют в автоматических системах.
Психологические способы взаимодействия по Андреевой: 1) заражение, 2) внушение, 3) убеждение (аргументирование), 4) подражание.
3. Перцептивная сторона общения (общение как понимание людьми друг друга).В процессе общения между партнерами должно быть взаимопонимание. Оно включает два важных момента:
1) понимание целей, мотивов, установок партнера;
2) установление особых эмоциональных отношений: близости – привязанности, выражающихся в чувстве дружбы, симпатии, любви; установление эмпатии, в возникновении аттракции (привлекательности).
В обоих случаях важно, как воспринимается партнер по общению.
Восприятие другого человека – это восприятие внешних признаков и соотнесение их со своими стереотипами. Представление о другом человеке зависит от представлений о себе, от уровня собственного самосознания. Это связь двоякая: богатство представлений о самом себе определяет богатство представлений о другом человеке, в то же время, чем полнее раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе.
В ходе познания другого человека осуществляется несколько процессов:
1. Эмоциональная оценка этого другого;
2. Попытка понять его поступки;
3. Попытка понять стратегию его поведения;
4. Построение стратегии собственного поведения.
При построении стратегии поведения человек должен принять в расчет не только мотивы, потребности и установки другого, но и как, тот другой понимает его мотивы, установки и потребности.
Механизмы осознания себя через другого:
1. Идентификация (буквально: уподобление себя другому человеку). Предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
2. Эмпатия – сопереживание, постижение эмоционального состояния другого, сочувственное отношение к другим, эмоциональное понимание другого.
Обычно выделяют две формы эмпатии:
- Сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой, через отождествление с ним.
- Сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.
Механизм эмпатии сходен с механизмом идентификации – и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого. Однако последнее не обязательно означает отождествление себя с этим человеком. Если я проявляю эмпатию, я просто принимаю во внимание поведение другого, но свое собственное поведение могу строить совсем по-иному.
3. Рефлексия – это осознавание себя в общении и знание того, как другой понимает тебя, своеобразный сдвоенный процесс зеркального отражения друг друга.
Еще в конце 19 века Холмс описывал ситуацию диадического общения неких Джона и Генри, утверждая, что в действительности в этой ситуации присутствуют как минимум шесть человек:
1) Джон, каков он есть на самом деле (у Холмса буквально “каким его сотворил бог”);
2) Джон, каким он видит сам себя;
3) Джон, каким видит его Генри;
4) Генри, каков он есть на самом деле;
5) Генри, каким видит сам себя;
6) Генри, каким видит его Джон.
Впоследствии Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон: Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и, наоборот, для Генри.
Каждый человек при общении стремится построить определенную систему интерпретаций поведения другого, особенно причин поведения.
В условиях недостатка информации о причинах поведения другого лица (что бывает часто), люди начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и образцы поведения или какие-то общие характеристики. Существует целая система способов такого приписывания (атрибуции).
1. Каузальная атрибуция – приписывание другому человеку (по физическим чертам, по психологическим характеристикам) чувств, мыслей и мотивов, как причин его поступков. Примером проявления каузальной атрибуции может служить эксперимент с фотографией одного и того же человека, которую показывали разным людям с просьбой охарактеризовать его. Одним говорили, что это ученый и изобретатель, и эти люди приписывали ему положительные качества, другим, что этот человек - преступник-рецидивист, и они характеризовали его как грубого и жестокого.
2. Эффект Ореола – проявляется при формировании первого впечатления о человеке; его суть: общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам неизвестных качеств воспринимаемого, и наоборот, неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.
3. Эффект первичности (тесно связан с эффектом Ореола) – впечатление о незнакомом человеке точно соответствует порядку предъявления информации о нем.
4. Эффект новизны возникает в ситуации восприятия знакомого человека – последняя, то есть более новая информация оказывается наиболее значимой.
5. Явление стереотипизации (в него входят все выше перечисленные) – это штампы восприятия другого, возникает на основе прошлого опыта (например, по профессии: все вахтерши – склочные; или по этнической группе: все мусульмане – террористы)
Стереотипизация имеет два различных следствия: упрощение познания другого человека и возникновение предубеждения, если суждение строится на основе прошлого ограниченного негативного опыта.
6. Эффект самопроекции возникает при оценки другого, когда люди проецируют на других свои качества и особенности и с этих позиций объясняют их поведение. Действие этого эффекта тонко подмечено Оноре де Бальзаком: “Нам свойственно прощать людям слабости, которыми обладаем сами, и сурово осуждать их за то, что у них нет наших достоинств”.
Вывод: одна из больших проблем общения – проблема точности восприятия.