Тема 2. ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ 2,1. Биологические причины

В картине отклоняющегося развития выделяются биологические и со­циально-психологические причины, вызывающие первичное нарушение, рассматриваются специфика их влияния и взаимодействие на разных возрас­тных этапах онтогенеза. А.Н.Леонтьев писал о том, что проблема биологиче­ского и социального имеет для научной психологии решающее значение.

Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия выделили 4 условия нормального развития ребенка:

1) нормальная работа головного мозга и его коры. При наличии пато­логических состояний, возникающих вследствие различных патологических воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тор­мозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между бло­ками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;

2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;

3) сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;

4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

По времени воздействия патогенные факторы делятся на пренатальные (внутриутробные); интранатальные (в период родовой деятельности и первые семь дней жизни); постнатальные (после родов, имевшие место в период до трех лет).

Согласно клинико-психологическим материалам, наиболее грубое недо­развитие психических функций возникает вследствие воздействия повреж­дающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т. е. на ранних этапах эмбриогенеза, в начале бере­менности.

В зависимости от характера биологического патогенного фактора Е.М.Мастюкова выделяет семь основных форм нарушений.

1. При гипоксической форме вследствие асфиксии или клинической смерти ребенка во время рождения наступает кислородная недостаточность мозга с гибелью нервных клеток и малообратимыми изменениями ЦНС. Это может проявиться в детском церебральном параличе, нарушениях речи, ин­теллекта.

Дети, родившиеся в асфиксии, страдают задержками психомоторного и речевого развития, становления личности. Но, как показывают исследования, в большинстве случаев причина лежит не в самой асфиксии. Известны при­меры, когда, несмотря на перенесенную асфиксию, последующее развитие ребенка может идти без осложнений, а некоторые дети (по-видимому, в зави­симости от наследственных задатков) достигают высокого интеллектуального развития.

Анализ публикаций по этой проблеме показывает, что не продолжи­тельность асфиксии, а действие патогенных факторов в предшествующем периоде в конечном счете определяет прогноз развития.

2. Травматическая форма наблюдается при механических травмах мозга и внутричерепных кровоизлияниях. При этом происходит локальная гибель нервных клеток с последующим замещением их рубцовой тканью или гидро­цефалия с повышением внутричерепного давления и атрофией участков моз­га.

Особое место занимает родовая травма, когда наряду с механическими повреждениями наблюдается нарушение мозгового кровообращения и кисло­родное голодание плода. Такое повреждение вызывает отклонения в психомоторном развитии ребенка: двигательные и речевые расстройства, наруше­ния памяти и внимания, умственной работоспособности, эмоциональной сфе­ры и поведения. Эти отклонения могут сопровождаться головными болями и судорожными припадками.

3. Воспалительную форму нарушения вызывают нейроинфекиии - ме­нингиты и энцефалиты, а также вторичные воспалительные заболевания моз­га, возникающие в виде осложнений при кори, ветряной оспе, гриппе, воспа­лении легких и т.д.

В постнатальном периоде заболевание менингитом может привести к развитию гидроцефалии, глухоте, двигательным нарушениям, задержке пси­хического развития. Перенесенный в раннем детском возрасте энцефалит бы­вает причиной глубоких задержек психического и моторного развития, аф­фективных вспышек, неустойчивого настроения.

Воспалительные поражения мозга могут возникать в разные периоды его развития. Наиболее тяжелые последствия наблюдаются обычно при внут­риутробном поражении вследствие различных инфекционных заболеваний матери (краснуха, грипп, инфекционный гепатит и другие инфекции).

4. Токсические формы нарушений развития чаще всего обусловлены внутриутробными интоксикациями. Причиной может быть прием матерью во время беременности лекарственных препаратов - антибиотиков, сульфанила­мидов и др. Действие ядовитых продуктов на ЦНС вызывает задержки разви­тия, умственную отсталость с нарушениями сенсорной сферы и др.

Другая распространенная причина — алкоголизм родителей, употребле­ние алкоголя матерью во время беременности. В результате наблюдается сложное сочетание различных отклонений: структурные изменения в ЦНС, костной системе, внутренних органах сопровождаются неврологическими, психическими и нейроэндокринными нарушениями.

Эта своеобразная системность нарушений обусловливает характерные клинические проявления - алкогольный синдром плода. Установлено, что у детей, родившихся от матерей, употребляющих алкоголь, наблюдается за­держка внутриутробного развития, микроцефалия, черепно-лицевой дисмор-физм. Для новорожденных типичен синдром гипервозбудимости, моторная дискоординация, иногда отмечаются судороги, проходящие после дачи ре­бенку 0,5 г алкоголя. У ребенка диагностируется синдром алкогольной абсти­ненции. В дальнейшем для таких детей характерны отставание в нервно-психическом развитии, низкий коэффициент интеллекта, агрессивность, рас­стройства слуха, речевого аппарата, неврозы, эписиндромы, нарушения пове­дения.

К токсическим причинам относится и прием наркотических средств, в том числе никотина. Установлено, что если женщина выкуривает более 20 сигарет в день, то вес ее ребенка при рождении на 200 г меньше нормы, рост меньше в среднем на 1 см, меньше и окружность головы.

Токсическое поражение мозга бывает у детей с наследственными забо­леваниями обмена веществ, например с фенилкетонурией (ФКУ). Около 12% умственно отсталых детей имеют в истории болезни именно этот диагноз. Для ФКУ характерно поражение ЦНС и прогрессирующее снижение интел­лекта, хотя ранняя диагностика и раннее лечение диетотерапией способствует предупреждению тяжелых нарушений психомоторного развития у этих детей.

5. Эндокринные заболевания также могут стать причиной интоксикации и поражения ЦНС, изменений в костной и соматической сферах, задержек психомоторного развития. Одна из причин этого — недостаточность функ­ций щитовидной железы. Эндокринная система вырабатывает гормоны, по­ступающие в кровь, лимфу, и регулирует протекание обмена веществ в орга­низме. При нерезком понижении функции щитовидной железы возникает гипотериоз, приводящий к замедлению психического развития. Резко выра­женное понижение приводит к снижению интеллекта от легкой дебильности до идиотии.

6. Хромосомные синдромы как причины нарушений в развитии ребенка подразделяются на две основные формы:

- аберрации - изменения числа или структуры хромосом, порождающие генный дисбаланс. Хромосомные болезни отличаются, как правило, сложным или осложненным дефектом (в 50% случаев это умственная отсталость в со­четании с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, синдром Дауна);

-генные заболевания, когда число и структура хромосом остаются не­изменными, а ген, представляющий собой локус (микроучасток) хромосомы и контролирующий развитие определенного наследственного признака, под влиянием радиации, токов высокой частоты и других неблагоприятных фак­торов внешней среды мутирует и начинает программировать развитие изме­ненного признака.

7. Наследственные заболевания и синдромы с неуточненным типом на­следования. Предполагаются очень тонкие изменения небольших участков хромосом, влекущие за собой множественные врожденные аномалии лица, конечностей, соматические и неврологические повреждения, интел­лектуальную недостаточность, чаще глубокую, с тяжелыми нарушениями речи.

Признаки, передающиеся по наследству, могут проявляться в первом поколении (прямая наследственность), последующих (перепрыгивающая), у родственников второй-третьей степени родства или не обнаруживаться во­обще (латентное или скрытое состояние).

Согласно статистическим данным, частота повреждений головного мозга у новорожденных составляет около 7 %. Из них около 3 % - умственно отсталые дети, способные обучаться по специальным программам; 0,5 % -глубоко умственно отсталые; около 2 % - дети с органическим поражением мозга без снижения интеллекта, но с нарушениями поведения, речи, мотори­ки; около 2 % - дети с ДЦП и интеллектуальными расстройствами.

Наши рекомендации