Профессионализм. Подходы к пониманию профессионализма. Понятие и структура профессионализма
Профессионализм – новый высший уровень знаний и результаты человека в какой-либо деятельности, а также определённая организация сознания психики субъекта.
2 подхода к пониманию профессионализма: социологический и психологический
1.Социологический – профессиональная деятельность выступает противопоставлением непрофессиональной деятельности (платный характер, систематический характер)
2.Психологический (для удовольствия) – деятельность будет профессиональной, если она выражается профессионализмом в своей деятельности, который выступает как параметр.
Профессионализм выключает 2 системы: профессионализм деятельности и профессионализм личности.
1.Профессионализм деятельности – качественная характеристика субъекта, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразную эффективность профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью.
- характеристика, отражающая профессиональную компетентность, владение современными способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью.
2.Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально-важных и личностно-деловых качеств, акмиологических инвариантов профессионализма, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на профессиональное развитие.
Допрофессионализм - если затраченные ресурсы больше результата
Профессионализм - если затраченные ресурсы равны результату
Профессионализм личности - если затраченные ресурсы меньше результата.
17. Акмеологические инварианты профессионализма (АИП). Общие и специфические инварианты профессионализма.
АИП – основные качества и умения профессионала (в ряде случаев необходимые условия), обеспечивающие высокую стабильную эффективность и надёжность выполняемой деятельности практически независимо от её содержания и специфики.
У АИП есть 2 элемента: 1)качества обеспечивающие эффективность деятельности независимо от специфики: 2)внутренние побудительные причины, нацеленность на саморазвитие
АИП – набор умений, качеств характера, которые обеспечивают успешность в профессии независимо от специфики.
Специфические АИП – частично зависят от специфики деятельности, одинаковы для какой-то профессиональной сферы, группы профессий.
1) Проницательность – социально-перцептивная компетентность
2) Коммуникабельность - стремление к общению
3) Коммуникативные умения
4) Умение оказывать психологическое воздействие
5) Способность к имиджированию и самоимиджированию (выстраивать имидж)
Общие АИП – не зависят от специфики деятельности
1)Сила личности: если этого нет, то ничего не формируется, является самой размытой характеристикой и включает в себя:
· развитые волевые качества (воля – практическая сторона деятельности. Человек может достичь желанного, преодолевая препятствия; способность достигать задуманного – развитые волевые качества)
· Зрелость личности
· Способность брать на себя ответственность
· Формирование Я-концепции: представление человека о себе.
Я-концепция включает Я-идеальная (каким человек хотел быть), Я-реальная (представление о своих возможностях, способностях), Я-зеркальная (как, по-моему, меня воспринимают другие люди и как они ко мне относятся); Я-образ (каким мы хотим, чтобы нас видели люди)
· Комплексное полное эмоциональное состояние в определённый момент времени (РВД)
Эго-состояние – любой взрослый хронологический человек имеет в своей личности 3 эго-состояния, которые доминируют в конкретный момент: родитель (надо, должен, обязан, соц.нормы, ограничения, воспитание); взрослый (могу эффективно решать проблемы, адекватная самоооценка); дитё (игры, флирт, творчество, кураж, комплексы, капризы, неадекватное поведение)
· Психологическая грамотность – умение самоконтроля
· Психологическая зрелость – умение переходить в определённое состояние в любое время
2) Развитая антиципация – умение точно, далеко и надёжно прогнозировать развитие профессиональной ситуации. Развивается за счёт жизненного опыта, определённых умений, знаний – практика.
3) Высокий уровень саморегуляции – проявляется в умении управлять своим состоянием, в высокой работоспособности, в стрессоустойчивости, в постоянной готовности к экстренным действиям, в способности мобилизовать все свои ресурсы в нужный момент.
В широком смысле:
1) эмоциональный уровень
2)
Умение управлять |
3) психологическая регуляция
4) физиологическая регуляция
Саморегуляция – регулирование эмоционального состояния, способность вызвать нужные эмоции
Самоорганизация – умение организовывать время и пространство (тайм-менеджмент)
Основа планирования - деление на этапы (конкретизация цели):
-«съесть лягушку» (самое непростое дело из всех, которые нужно выполнить, нужно сделать в первую очередь)
-«есть слона по частям» (распланировать дело, выписать пункты поэтапно)
4) Умение принимать решения:
А) смелость в принятии решений
Б) умение принимать на себя риск и его последствия
В) надёжность решений
Г) своевременность решения
Д) точность решений (подход к данной жизненной ситуации)
Е) нестандартность решения и его итоговая эффективность
Ж) креативность
5)Креативность – искусственная генерация творческих вариантов мышления; наличие творческого понимания:
-высокий творческий потенциал
-специальные умения нестандартно, но эффективно решать профессиональные задачи
-2 вида мышления:
+Вертикальное (однолинейное) – логическое, очень логично выстроенное решение, оно анализирует причинно-следственные связи
+Горизонтальное (латеральное) – умение смотреть на ситуации с разных точек зрения (необычные выводы)
6)Высокая адекватная мотивация достижений (определить, развить)
Профессионал-человек, способный к самомотивации.
Адекватные мотивации-способность к правильному целеполаганию
В основе всех поступков лежит стремление к удовольствию или стремление к избеганию боли