Роль физического воспитания в укреплении здоровья

Физическое воспитание на­правлено на укрепление здоровья, на овладение жизненно важ­ными двигательными навыками и умениями, на достижение вы­сокой работоспособности. Оно имеет важное значение в подго­товке человека к производительному труду. Кроме физических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость), развиваются при этом ценные психические качества (настойчивость, воля, це­леустремленность, решительность, самообладание). Средствами физического воспитания являются разнообразные физические упражнения, подвижные игры, спорт. Ими занимаются в домаш­них условиях (утренняя гимнастика—зарядка), в школе (уроки физической культуры), в спортивных и туристических секциях, в детских и юношеских спортивных школах.

Регулярное упражнение различных групп мышц, суставов и связок усиленно развивает их "функции и координацию, физическая нагрузка тренирует органы и системы организма (сердечно-сосудистую, ды­хательную), обеспечивает нормальную деятельность двигатель­ного аппарата, процессы обмена веществ. Ежедневное выполне­ниеопределенного количества разнообразных упражнений, стремление делать их правильно и в заранее намеченном объеме, не давая себе никакого послабления, формирует привычку, а затем и потребность твердо соблюдать правила поведения. Бла­годаря этому возрастает дисциплинированность человека, укреп­ляется его воля.

В разном возрасте физическое воспитание имеет разные задачи. Школьники I—III классов совершенствуют мышечное чувство — способность различать темп и размах движений, степень напряжения и расслабления мышц. Они овладевают правильной техникой движений, т. е. учатся выполнять упражнения в нужных направлениях, ритме и темпе, с соответствующим напряжением мышц. Если школьники не научены правильно выполнять основные элементы движений (прыжки, метания, гимнастические и акробатические упражнения и др.), не стремятся довести движения до конца, во-первых, они никогда не достигнут в спорте хороших результатов, во-вторых, у них не разовьются дисциплинированность и самоконтроль. Совершенствование техники движений связано с формированием личности человека.

Школьники IV—VII классов, помимо закрепления достиг­нутого, овладевают основными видами движений, выполняемых в различных по сложности условиях, и спортивной техникой (лы­жи, коньки, плавание, легкая атлетика, игры с мячом). В этом возрасте формируется и закрепляется привычка систематически заниматься физическими упражнениями. В целом физическая нагрузка у школьников подросткового возраста может быть больше, чем у младших школьников, но силовые упражнения должны быть ограничены, так как большая силовая нагрузка в этом возрасте может помешать нормальному развитию орга­низма. Не случайно, например, в группах начальной спортивной подготовки к занятиям спортивной гимнастикой, плаванием, фи­гурным катанием, теннисом приступают с 7 лет, футболом, хок­кеем, современным пятиборьем, коньками, борьбой—с !0 лет, боксом—с 12 лет. Школьники среднего возраста нередко склонны переоценивать свои физические возможности. Вот тогда не­удачи, срывы, низкие результаты в различных видах физических упражнений могут вызвать у них потерю уверенности в себе и вместе с тем отрицательное отношение к занятиям физическими упражнениями.

Школьники VIII—Х классов совершенствуют основные ви­ды движений, освоенные ранее, развивают силовой, статический и скоростной виды выносливости, овладевают знаниями по осно­вам спортивной тренировки, методикой самостоятельных занятий физическими упражнениями, формируют умения подбирать и выполнять физические упражнения, вырабатывают способность вес­ти самонаблюдения за качеством движений, анализировать их. В этом возрасте может быть увеличена силовая нагрузка, но не­обходимо. помнить важную особенность организма старших школьников: выносливость их отстает от силы. Кроме того, воз­можности опорно-двигательной системы в этом возрасте неред­ко превышают возможности сердечно-сосудистой системы. По­этому физическая нагрузка должна быть такой, чтобы не возни­кало каких-либо нарушений деятельности сердца.

Фи­зические возможности мужского и женского организмов не оди­наковы. Мужчины легче справляются с интенсивной физической нагрузкой, обладают большей силой, амплитудой движений. Женщины выносливее, хорошо переносят длительную монотон­ную работу. Поэтому методы физического воспитания мальчи­ков и девочек несколько различаются. Упражнения на развитие выносливости, быстроты, точности движений одинаково полезны школьникам обоего пола, но мальчикам упражнения необходимы для развития силы, а девочкам—для развития гибкости.

Многие девочки-подростки и девушки недооценивают роль физических упражнений. Они недостаточно активны физически, и не случайно, по многим показателям, физические возможнос­ти девочек 10—12 лет порой оказываются выше, чем девушек 16—17 лет, что отрицательно сказывается на формировании жен­ского организма.

Мальчикам, подросткам и юношам свойственны переоценка своих физических возможностей и определенное безрассудство, что нередко побуждает их, например, поднимать непосильные для них тяжести, спрыгивать с большой высоты, таким образом показывая неуместные силу, храбрость и т. д. Они нередко пе­реоценивают физическую силу и недооценивают менее демон­стративные, но жизненно более важные качества, особенно вы­носливость. Именно подросткам и юношам в первую очередь следует помнить, что уважение окружающих можно завоевать лишь полезными делами, а не демонстрацией физических ка­честв, какими бы привлекательными они ни казались.

Физическое воспитание оказывает на организм развивающее, совершенствующее и исправляющее (корригирующее) воздейст­вие. Оно позволяет устранить дефекты осанки — искривление позвоночника, сутулость; с помощью физических упражнений .можно исправить такие недостатки фигуры, как впалая грудь, узкие плечи, слабо развитая мускулатура. Существуют специ­альные комплексы упражнений для мужского и женского пола, которые учитывают особенности организма и эстетические требования к мужской и женской фигуре. Кроме того, физические упражнения улучшают психическое состояние, внешний вид и на­строение человека, повышают общий жизненный тонус.

Зарядка является важ­ным фактором сохранения и укрепления здоровья. Она способ­ствует быстрому переходу организма от состояния сна к бодрст­вованию, так как тонизирует центральную нервную систему, ак­тивизирует работу всех внутренних органов, в первую очередь сердечно-сосудистой системы. Зарядка имеет также и воспита­тельное значение, так как регулярное ее выполнение требует определенного волевого усилия, особенно поначалу. Благодаря зарядке человек привыкает точно рассчитывать время, что тоже весьма полезно.

Делать зарядку следует ежедневно через 10—15 мин после подъема, в хорошо проветриваемом помещении. Продолжитель­ность зарядки обычно не превышает 10—20 мин. Начинают ее с легких разминочных упражнении, ходьбы, постепенно увеличи­вая нагрузку и следя за равномерностью вдоха и выдоха. После зарядки не должно быть признаков утомления и значительного учащения пульса. Можно использовать самые разнообразные упражнения — потягивания, наклоны, вращения, повороты туло­вища и конечностей, ходьбу в разном темпе, прыжки, умеренный по темпу бег. Всего за одну зарядку выполняют 5—8 упражне­ний, которые повторяют в зависимости от их сложности от 2—3 до 8—10 раз. Среди упражнений не должно быть таких, которые сопровождаются значительным напряжением, задержкой дыха­ния. Делают зарядку в трусах и тапочках, для упражнений в положении лежа необходим небольшой коврик.

Роль физического воспитания в укреплении здоровья - student2.ru

Вопросы и задания

1. Понятие о физическом воспитании.

Наши рекомендации