Роль физического воспитания в укреплении здоровья
Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, на овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособности. Оно имеет важное значение в подготовке человека к производительному труду. Кроме физических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость), развиваются при этом ценные психические качества (настойчивость, воля, целеустремленность, решительность, самообладание). Средствами физического воспитания являются разнообразные физические упражнения, подвижные игры, спорт. Ими занимаются в домашних условиях (утренняя гимнастика—зарядка), в школе (уроки физической культуры), в спортивных и туристических секциях, в детских и юношеских спортивных школах.
Регулярное упражнение различных групп мышц, суставов и связок усиленно развивает их "функции и координацию, физическая нагрузка тренирует органы и системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную), обеспечивает нормальную деятельность двигательного аппарата, процессы обмена веществ. Ежедневное выполнениеопределенного количества разнообразных упражнений, стремление делать их правильно и в заранее намеченном объеме, не давая себе никакого послабления, формирует привычку, а затем и потребность твердо соблюдать правила поведения. Благодаря этому возрастает дисциплинированность человека, укрепляется его воля.
В разном возрасте физическое воспитание имеет разные задачи. Школьники I—III классов совершенствуют мышечное чувство — способность различать темп и размах движений, степень напряжения и расслабления мышц. Они овладевают правильной техникой движений, т. е. учатся выполнять упражнения в нужных направлениях, ритме и темпе, с соответствующим напряжением мышц. Если школьники не научены правильно выполнять основные элементы движений (прыжки, метания, гимнастические и акробатические упражнения и др.), не стремятся довести движения до конца, во-первых, они никогда не достигнут в спорте хороших результатов, во-вторых, у них не разовьются дисциплинированность и самоконтроль. Совершенствование техники движений связано с формированием личности человека.
Школьники IV—VII классов, помимо закрепления достигнутого, овладевают основными видами движений, выполняемых в различных по сложности условиях, и спортивной техникой (лыжи, коньки, плавание, легкая атлетика, игры с мячом). В этом возрасте формируется и закрепляется привычка систематически заниматься физическими упражнениями. В целом физическая нагрузка у школьников подросткового возраста может быть больше, чем у младших школьников, но силовые упражнения должны быть ограничены, так как большая силовая нагрузка в этом возрасте может помешать нормальному развитию организма. Не случайно, например, в группах начальной спортивной подготовки к занятиям спортивной гимнастикой, плаванием, фигурным катанием, теннисом приступают с 7 лет, футболом, хоккеем, современным пятиборьем, коньками, борьбой—с !0 лет, боксом—с 12 лет. Школьники среднего возраста нередко склонны переоценивать свои физические возможности. Вот тогда неудачи, срывы, низкие результаты в различных видах физических упражнений могут вызвать у них потерю уверенности в себе и вместе с тем отрицательное отношение к занятиям физическими упражнениями.
Школьники VIII—Х классов совершенствуют основные виды движений, освоенные ранее, развивают силовой, статический и скоростной виды выносливости, овладевают знаниями по основам спортивной тренировки, методикой самостоятельных занятий физическими упражнениями, формируют умения подбирать и выполнять физические упражнения, вырабатывают способность вести самонаблюдения за качеством движений, анализировать их. В этом возрасте может быть увеличена силовая нагрузка, но необходимо. помнить важную особенность организма старших школьников: выносливость их отстает от силы. Кроме того, возможности опорно-двигательной системы в этом возрасте нередко превышают возможности сердечно-сосудистой системы. Поэтому физическая нагрузка должна быть такой, чтобы не возникало каких-либо нарушений деятельности сердца.
Физические возможности мужского и женского организмов не одинаковы. Мужчины легче справляются с интенсивной физической нагрузкой, обладают большей силой, амплитудой движений. Женщины выносливее, хорошо переносят длительную монотонную работу. Поэтому методы физического воспитания мальчиков и девочек несколько различаются. Упражнения на развитие выносливости, быстроты, точности движений одинаково полезны школьникам обоего пола, но мальчикам упражнения необходимы для развития силы, а девочкам—для развития гибкости.
Многие девочки-подростки и девушки недооценивают роль физических упражнений. Они недостаточно активны физически, и не случайно, по многим показателям, физические возможности девочек 10—12 лет порой оказываются выше, чем девушек 16—17 лет, что отрицательно сказывается на формировании женского организма.
Мальчикам, подросткам и юношам свойственны переоценка своих физических возможностей и определенное безрассудство, что нередко побуждает их, например, поднимать непосильные для них тяжести, спрыгивать с большой высоты, таким образом показывая неуместные силу, храбрость и т. д. Они нередко переоценивают физическую силу и недооценивают менее демонстративные, но жизненно более важные качества, особенно выносливость. Именно подросткам и юношам в первую очередь следует помнить, что уважение окружающих можно завоевать лишь полезными делами, а не демонстрацией физических качеств, какими бы привлекательными они ни казались.
Физическое воспитание оказывает на организм развивающее, совершенствующее и исправляющее (корригирующее) воздействие. Оно позволяет устранить дефекты осанки — искривление позвоночника, сутулость; с помощью физических упражнений .можно исправить такие недостатки фигуры, как впалая грудь, узкие плечи, слабо развитая мускулатура. Существуют специальные комплексы упражнений для мужского и женского пола, которые учитывают особенности организма и эстетические требования к мужской и женской фигуре. Кроме того, физические упражнения улучшают психическое состояние, внешний вид и настроение человека, повышают общий жизненный тонус.
Зарядка является важным фактором сохранения и укрепления здоровья. Она способствует быстрому переходу организма от состояния сна к бодрствованию, так как тонизирует центральную нервную систему, активизирует работу всех внутренних органов, в первую очередь сердечно-сосудистой системы. Зарядка имеет также и воспитательное значение, так как регулярное ее выполнение требует определенного волевого усилия, особенно поначалу. Благодаря зарядке человек привыкает точно рассчитывать время, что тоже весьма полезно.
Делать зарядку следует ежедневно через 10—15 мин после подъема, в хорошо проветриваемом помещении. Продолжительность зарядки обычно не превышает 10—20 мин. Начинают ее с легких разминочных упражнении, ходьбы, постепенно увеличивая нагрузку и следя за равномерностью вдоха и выдоха. После зарядки не должно быть признаков утомления и значительного учащения пульса. Можно использовать самые разнообразные упражнения — потягивания, наклоны, вращения, повороты туловища и конечностей, ходьбу в разном темпе, прыжки, умеренный по темпу бег. Всего за одну зарядку выполняют 5—8 упражнений, которые повторяют в зависимости от их сложности от 2—3 до 8—10 раз. Среди упражнений не должно быть таких, которые сопровождаются значительным напряжением, задержкой дыхания. Делают зарядку в трусах и тапочках, для упражнений в положении лежа необходим небольшой коврик.
Вопросы и задания
1. Понятие о физическом воспитании.