Современные тенденции совершенствования спортивной тренировки
Анализ практики подготовки спортсменов высокого класса в особо развитых в спортивном отношении странах, результаты многочисленных исследований в области теории и методики спортивной тренировки, проведенных в последние годы, можно охарактеризовать те основные направления, которые обусловили прогресс спорта в мире. В сфере организации спортивной подготовки в первую очередь следует выделить ряд положений, позволяющих подчинить материально-технические, кадровые, финансово-экономические и другие предпосылки реализации возможностей современной методики спортивной тренировки:
— органическую взаимосвязь организационно-методических основ тренировки в вышестоящих (сборные команды, спортивные центры) и нижестоящих (ДЮСШ, СДЮСШ, школы-интернаты спортивного профиля) структурных компонентах системы спортивной подготовки в отношении ее целей, задач, кадрового, материально-технического, научно-методического обеспечения;
— обусловленность системы спортивной подготовки и соревнований, материальной и моральной стимуляции труда тренеров и оргработников - необходимостью достижения высшего спортивного мастерства, эффективной подготовки спортивного резерва;
— создание организационных условий, обеспечивающих централизацию подготовки спортсменов, их постоянную конкуренцию в тренировочных занятиях и использование ее в качестве фактора повышения работоспособности, более полной мобилизации функциональных резервов организма и оптимизации адаптационных процессов;
— поощрение альтернативных организационных и научно-методических подходов к системе подготовки спортсменов высокого класса.
Велико влияние на рост спортивных достижений совершенствования материально-технических основ тренировочной и соревновательной деятельности. Речь в первую очередь идет о современных спортивных базах, спортивном инвентаре, тренажерно-диагностическом оборудовании. Бурный прогресс достижений, отмечавшийся в последние годы в ряде видов спорта, в значительной (если не в решающей) мере определялся факторами материально-технического порядка.
Вполне естественно, что при всей важности для роста спортивных достижений организационных и материально-технических основ современной спортивной подготовки прогресс спорта, прежде всего определяется совершенствованием системы спортивной тренировки, современные тенденции которого отражаются в следующих основных направлениях.
Таблица 1
Динамика параметров тренировочной работы у спортсменов высокого
класса в некоторых видах спорта циклического характера
Вид спорта | |||||||
Показатели трениро- вочной работы | бег на средние | бег на длинные дис- | плавание | гребля | велосипедный спорт | велосипедный спорт | |
дистанции | танции | (трек) | (шоссе) | ||||
Конец | |||||||
Объем рабо | 3000— | 4000- | 1800— | 2000— | 13000— | ||
60-х | ты, км | ||||||
годов | |||||||
Число трени- | |||||||
ровоч ных за | 200— | 190— | 200— | 200— | 220— | 200— | |
нятий | |||||||
Конец | Объем рабо- | 6500— | 8500— | 3200— | 5500— | 20000— | 35000— |
80-х | ты, км | ||||||
годов | Число трени- | ||||||
ровоч ных занятий | 500— | 550— | 550— | 500— | 550— | 500— | |
Первое, направление — резкий прирост объемов тренировочной работы.
Как видно из таблицы 1, основные характеристики отражающие объем тренировочной работы, выполняемой в течение года, увеличились практически вдвое с конца 60-х годов до начала 80-х годов. И эти величины являются далеко не предельными. Например, отдельные выдающиеся спортсмены выполняли значительно большие объемы — до 12000 км в академической гребле, до 42000 км в велоспорте, до 4000 км в плавании (длинные дистанции) и т. д.
Тенденция к дальнейшему увеличению объемов тренировочной работы сохраняется и в настоящее время. В частности, многие специалисты различных стран рекомендуют в ближайшие годы увеличить объем работы, затрачиваемой на подготовку спортсменов высокого класса, до 1700—2000 ч в год при 340—360 днях занятий и соревнований (сейчас эти цифры обычно не превышают соответственно 1100—1400 и 300—320). Вместе с тем практика подготовки спортивных команд в различных странах показала, что это направление совершенствования спортивной тренировки во многих видах спорта и отдельных дисциплинах практически исчерпало свои возможности. Многие спортсмены и целые команды, чрезмерно увеличившие объемы тренировочной работы, не достигли ожидаемых результатов; резко возросло число случаев перенапряжения функциональных систем организма; сократились сроки выступления на уровне высших достижений в силу исключительно высоких физических и психических нагрузок, исчерпания адаптационных возможностей организма спортсменов. Чрезмерные величины объема работы вошли в противоречие с другими компонентами тренировочной нагрузки, отрицательно сказались на эффективности процесса специальной физической и технической подготовки спортсменов.
Второе направление — строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса со специфическими требованиями избранного для специализации вида спорта. Это выражается в резком увеличении объема вспомогательной и особенно специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы. Общая подготовка перестала играть существенную роль в тренировке спортсменов высокого класса и используется преимущественно как средство активного отдыха.
Третье направление — постоянное увеличение соревновательной практики как эффективного средства мобилизации функциональных ресурсов организма спортсменов, стимуляции адаптационных процессов и повышения на этой основе эффективности процесса подготовки. Проявляется это в увеличении числа соревновательных дней и продолжительности соревновательного периода, числа соревнований, стартов, игр, схваток и т. д.
Четвертое направление — стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов. В настоящее время отмечаются излишнее увлечение тренировочными и соревновательными нагрузками, средствами стимуляции работоспособности и одновременно недооценка полноценного отдыха, питания, восстановительных мероприятий.
Пятое направление — расширение нетрадиционных средств подготовки: использование приборов, оборудования и методических приемов, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы, организма спортсмена; применение тренажеров, обеспечивающих сопряженное совершенствование различных двигательных качеств (например, силы и гибкости), физическое и техническое совершенствование; проведение тренировки в условиях среднегорья и высокогорья, позволяющее интенсифицировать процессы адаптации к факторам тренировочного воздействия, повысить эффективность непосредственной подготовки к главным соревнованиям.
Шестое направление — ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности. Это предусматривает не только совершенствование всех ее компонентов, значимых на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, но и создание соответствующего функционального фундамента на ранних этапах многолетней подготовки. При этом необходимо учитывать, что в структуре соревновательной деятельности на уровне высшего спортивного мастерства значимыми часто оказываются компоненты, которые на ранних этапах в силу возрастных особенностей спортсменов и закономерностей становления спортивного мастерства не влияют существенно на уровень результата. Поэтому при создании функционального фундамента на этапах предварительной и специализированной базовой подготовки необходимо ориентироваться на те составляющие, которые обеспечивают успех на уровне высших спортивных достижений. Ошибки, допущенные в этом отношении, очень трудно компенсировать на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей.
Седьмое направление — совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом как общих закономерностей становления спортивного мастерства в конкретном виде спорта, так и индивидуальных возможностей спортсменов. Здесь предусматривается ориентация на групповые и индивидуальные модельные характеристики соревновательной деятельности и подготовленности, соответствующую систему подбора и планирования средств педагогического воздействия, контроля и коррекции тренировочного процесса.
Анализ показывает, что это направление, опирающееся на возможность современной диагностической и вычислительной техники, в настоящее время является одним из основных резервов совершенствования системы спортивной тренировки, так как позволяет создать необходимые условия для рационального управления состоянием спортсмена и протекания адаптационных изменений, обеспечивающих соответствие уровня подготовленности планируемой структуре соревновательной деятельности и заданному спортивному результату.