Вербально-невербальные методы восстановления речи при афазии
Оречевление жестов и мимики; метод мелодекламации (художественное чтение с музыкальным сопровождением. Как концертно-эстрадный жанр мелодекламация распространена в России с 1870-х гг.), сопровождаемой жестами, метод интонации, метод ритмико-мелодической струтктуры фразы.
Для невербальных и вербально-невербальных методов.
Психологическая сущность:
- переключение внимания больного с нарушенной речи на сохранную невербальную деятельность,
- связь слова с предметным действием
- организация общего и вербального поведения больного
- включение невербальных форм поведения (мимика, музыка) в коммуникацию
Роль в востановлении речи при афазии:
- используются на начальных этапах восстановительной работы для растормаживания или затормаживания (при сенсорной) речи.
- Включение невербальных форм поведения в коммуникацию
- Решение определенных задач:
o Работа со зрительно-предметными образами (акустико-мнестическая, амнестическая)
o Работа с пространством (семантическая)
o Работа со структурой фразы (поражения передней речевой зоны)
o Борьба с персеверациями (эфферентная моторная)
29. Метод введения в контекст – психологический анализ метода и сферы его применения.
Описание метода:
Больному сообщается, о чем будет текст, который ему сейчас прочитают. Это повышает у больного чувствительность, остроту восприятия, уменьшает альтернативы выбора, повышает вероятность узнавания. Задача больного – выбрать соответствующую тексту сюжетную картинку.
Постепенно увеличивают длину текста, количество картинок. На заключительных этапах отказываются от предварительной подготовки (собственно введение в контекст) и работа уже ведется в обычной обстановки.
Метод создает условия, облегчающие организацию и селекцию материала. Или задает готовый способ организации.
Контекст дает дополнительную информацию о том, что будет представлять собой предстоящее задание для больного путем подачи той конкретной информации, которую он должен будет воспринять и понять или осознать.
Инструкция: м.б. вербальной или вербально-невербальной (с опорой на жест, рисование и пр.) ® устный рассказ логопеда ® пересказ больным путем вопросно-ответного диалога ® выбор сюжетной картинки.
Метод направлен на создание условий для реализации:
1. общего и слухового внимания
2. направленного слушания
3. попытки дифференцированного восприятия речи: введение в контекст снимает альтернативы, создает определенное смысловое поле, внутри которого больной может понять не только общий смысл, но и выделить отдельные речевые единицы (слова, предложения) и указать их значение.
Выделенные единицы закрепляются в упражнениях:
- записывание слов, подчеркивание картинок
- чтение этих слов
- их нахождение в тексте
- придумывание предложений с этими словами
Сферы применения:
1. Восстановление понимания речи
ü обучение умению слушать и слышать текст при сенсорной афазии.
ü При акустико-мнестической афазии
ü При семантической афазии
Модифицированные формы метода используются при:
2. Восстановление предметного восприятия при оптической агнозии.
3. Восстановление памяти разной модальности.
Кроме того метод применяется для установления контакта.
30. Общая и методическая организация нейропсихологической реабилитации больных с локальными поражениями мозга.
Структура:
1. Динамическое нейропсихологическое обследование
2. Установление контакта с больным и близкими ему людьми
3. Общие методы воздействия на дефект (общий методический подход)
4. Дифференцированный методический подход (в зависимости от формы афазии)
5. Формы организации восстановительного обучения (индивидуальный урок, групповые занятия, методы организации урока и свободного времени и пр.)
Нейропсихологическое обследование
Задача – анализ синдрома, выделение центрального механизма и центрального дефекта, психологический анализ дефекта, описание клинической картины, вычленение и анализ сохранных психических процессов и форм деятельности больного, уточнение степени тяжести дефекта. От этого зависит выбор методов и стратегия восстановительной работы.
Нейропсихологическое обследование необходимо не только на начальных этапах работы, но и в процессе восстановления. Цель – дальнейшее уточнение механизмов и формы афазии, коррекция начального нейропсихологического диагноза, коррекция восстановительной работы.
Для этого применяется методика оценки динамики речи (Цветкова, Ахутина, Пылаева), которая включает пробы, учитывающие:
- форму афазии
- центральные механизмы нарушения речи при каждой форме афазии по классификации Лурия
- ее центральные симптомы (дефекты)
- степень выраженности.
Методика способна выявлять разные уровни нарушения речи (сенсомоторный и семантический), оценивать динамику речи на уровне слова, фразы, высказывания. Методика решает задачи объективной количественной оценки состояния и динамики речи при афазии на основе качественного анализа дефекта.
Методика отвечает на следующие вопросы:
1. какова эффективность применяемых методов восстановительного обучения
2. какова роль специального восстановительного обучения в восстановлении речи при афазии
3. имеются ли другие факторы и какие, способные влиять на эффективность восстановления
4. какие функции речи, ее виды и формы лучше восстанавливаются
5. какова зависимость восстановления речи от формы афазии и степени ее выраженности и пр.
Пробы на экспрессивную речь:
1) диалог: 10 вопросов – 5 с ответами да-нет-хорошо, 5 с более развернутыми ответами
2) называние: называние предметов и действий по картинкам (30 шт)
3) составление предложений по картинкам (15 шт)
4) составление рассказа по картинке
Пробы на импрессивную речь:
5) понимание диалога: 5 простых коротких вопросов (голова болит?), 5 более сложных (что вы сегодня кушали на завтрак?)
6) понимание слов: предметов и действий по картинкам (30 шт)
7) понимание предложений: выбрать картинку, соответствующую предложению (15 шт.)
8) понимание вербальных конструкций: 10 инструкций, предъявляемых на слух («закройте глаза», «положите ручку слева от тетради»)
К методике предложен стандартизированный набор стимульного материала, существует алгоритм для количественной оценки результатов методики.
Установление контакта
На первой стадии – метод многоключевой (Hatfield) или полимодальной (Цветкова) стимуляции. Многоключевой метод направлен в большей степени на изучение самого больного – его личности, системы отношений, установок, эмоционально-волевой сферы. Полимодальный метод предусматривает исследование психических процессов в различных аспектах и модальностях. Все делаем в малых дозах, тихонько, ласково: «малая беседа» - диалог, классификация по простейшему признаку, узнавание и рисование предметов по образцу и слову, метод введения в контекст и пр. Полимодальная стимуляция – один из методов растормаживания речи, ведет к восстановлению интенции, активности – общей и речевой.
Общие методы восстановительного обучения (№26)
Метод – целенаправленная система взаимообусловленных приемов, направленная на восстановление конкретного действия или умения. Прием – это способ реализации того или иного метода, выполнение которого и ведет к выполнению действия. Упражнение – это способ закрепления восстанавливаемых действий больного по реализации нарушенной функции.
1. Методы восстановления невербальной коммуникации при афазии.
Использование мимики, жестов, пантомимы, интонации. Метод шарад. Опознание эмоций.
Афазия снижает способность больных к точному распознаванию эмоциональных реакций партнера по общению. Больные с поражением передней речевой зоны (эфферентная моторная, динамическая) предпочитают интонационный способ общения, больные с поражением височных отделов левого полушария – мимический и речевой.
2. Невербальные методы восстановления вербальной коммуникации.
Настольные игры (шашки, шахматы, домино, лото), конструктивная деятельность, классификация предметов, «четвертый лишний», ходьба под музыку, пантомимы, рисунок, шарады и т.д.
Общение с помощью рисования или подбора соответствующих картинок, или метода пиктограмм.
Работа над жестовой речью (больной должен выразить свои пожелания с помощью жестов). Оречевление жестов и мимики; метод мелодекламации.
Метод мимики – распознавание эмоциональных состояний по фотографиям.
3. Метод ритмико-мелодической структуры речи.
Использование автоматизированной, непроизвольной речи: ряды, стихи, песни.
4. Метод введения в контекст (см. № 29)
5. Методы предметной и мотивированной деятельности
Использование мотива взаимопомощи, соревнования и пр. в групповых занятиях. Трудотерапия, музыкотерапия и пр. (подробнее см. № 31, 32)
6. Метод стимулирования активности больных
Основной метод – организация самостоятельной деятельности больных.
Приемы в рамках индивидуального занятия:
- замедление темпа урока
- периодическая передача инициативы больному (предложение темы, ведение диалога)
- создание проблемных ситуаций
- стимуляция к самостоятельному выбору тем беседы, форм и видов работы
- ненаправленные общие беседы с больным
- общение вне занятий и пр.
+ групповые занятия.