Социальный интеллект в системе профессионально важных качеств сотрудника УИС
Деятельность в УИС протекает в сложных, зачастую экстремальных условиях, характеризуется частым соприкосновением с асоциальными проявлениями. Для успешного выполнения своих обязанностей сотрудник должен обладать определенными личностными качествами: интеллектуальными, волевыми, эмоциональными, морально-нравственными.
Профессиональная деятельность работника исправительного учреждения включает решение задач формирования и развития межличностных отношений в системах «осужденный – осужденный», «сотрудник – осужденный», «сотрудник – сотрудник», поэтому в структуре профессионально важных качеств сотрудника УИС существенное место отводится коммуникативной компетентности, общительности, умению влиять на людей, умению решать проблемы межличностного взаимодействия, т.е. качествам, относящимся к сфере социального интеллекта.
Социальный интеллект – понятие новое в психологии, находящееся в процессе развития, уточнения, верификации. В зарубежной психологии этой проблеме посвящены исследования Э. Торндайка, Г. Олпорта, Дж. Гилфорда, М. Салливена и др. В отечественной психологии работы затрагивают проблему социального интеллекта преимущественно в аспекте коммуникативной компетентности (Н.А. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, А.А. Кидрон, А.Л. Южанинова и др.). В последние годы появились работы Н.А. Кудрявцевой, М.Л. Кубышкиной, В.Н. Куницыной, В.В. Знакова, Е.В. Беляевой, в которых социальный интеллект становится предметом исследования.
Социальный интеллект относится к общим способностям человека, проявляющимся в социальной сфере, области общения и взаимодействия с людьми. Эта способность заключается в правильном понимании своего поведения и поведения других людей, прогнозировании их мыслей и поступков. Она необходима для успешной социальной адаптации и эффективного межличностного взаимодействия, позволяющих человеку в конечном итоге достигать гармонии с собой и окружающей средой. Как отмечает В.Н. Куницына, главной функцией социального интеллекта является формирование долгосрочных, длительных взаимоотношений между людьми с перспективой развития и положительного взаимовлияния.
Хорошо развитый социальный интеллект необходим любому человеку, занятому в сфере «человек – человек», в том числе и сотруднику исправительного учреждения, выполняющему значимый государственный заказ – исправление и ресоциализацию лиц, нарушивших закон. Очевидно, что эффективность деятельности сотрудника во многом зависит от того, насколько он способен понимать других людей, скрытые мотивы их поведения, понимать смысл той или иной ситуации общения, прогнозировать последствия тех или иных действий. При этом следует учитывать, что профессиональное общение сотрудников происходит в специфических условиях мест лишения свободы, ограничивается должностными рамками и отличается высокой психической напряженностью.
Социальный интеллект в психологии рассматривают в широком и узком смысле. В широком смысле это система всех познавательных способностей человека, проявляющихся в сфере общения с другими людьми, включающая межперсональную сензитивность, социальную память, социальную перцепцию, социальное мышление, социальное воображение. В узком смысле социальный интеллект можно определить как способность к решению задач в области общения и взаимодействия людей. В данной трактовке понятие «социальный интеллект» по содержанию близко к понятию «социальное мышление». Рассматривая проблему социального интеллекта сотрудников УИС, мы будем исходить из понимания данного феномена в широком смысле. В настоящей статье сосредоточим свое внимание на описании компонентов социального интеллекта и их проявлении в профессиональной деятельности сотрудника УИС.
Социальная перцепция – это процесс формирования образа другого человека, который достигается «прочтением» физических характеристик, психологических свойств и особенностей поведения. Смысл процесса межличностного восприятия состоит в «вычитывании», расшифровывании значения внешних данных объекта восприятия и раскрытии смысла получающегося таким образом «текста». В процессе межличностного восприятия сотрудником осужденного интерпретируется вербальная информация, паралингвистические средства, жесты и мимика, внешний облик, эмоционально-ситуативные реакции. Адекватность формирующегося образа осужденного зависит от знания его психологических особенностей, знаний социальной действительности в рамках всей пенитенциарной системы и конкретного учреждения, а также от того, насколько развита у сотрудника социальная сензитивность, профессиональная наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях. Значение имеет и знание сотрудником общепсихологических закономерностей социальной перцепции и феноменов, действующих в этой сфере познания. К примеру, сотрудник должен осознавать возможность появления так называемой фундаментальной ошибки атрибуции. Ее смысл заключается в тенденции объяснять собственные успехи результатом собственных усилий, наклонностей и личностных черт, а успехи других – стечением обстоятельств. Аналогично, собственные неуспехи люди склонны объяснять стечением обстоятельств, а неудачи и беды других – их личностными особенностями. Многие сотрудники убеждены, что осужденные – преступники, получающие наказание по заслугам. Они ведут себя провокационно, обладают «дурными качествами» и заслуживают дурное отношение. Это во многом может служить оправданием жестокости сотрудников по отношению к осужденным. В данном случае сотрудник не берет в расчет ситуационные факторы: жизненную ситуацию, приведшую человека к преступлению, а также ситуацию пребывания человека в социальной роли осужденного, которая диктует свои образцы поведения.
Социальное мышление определяется как способность к пониманию и оперированию информацией о взаимоотношениях людей и групп. Социальное мышление позволяет человеку эффективно решать задачи по пониманию людей и социальных ситуаций. Основные характеристики социального мышления – склонность к психологическому анализу, к объяснению поведения других людей, умение разбираться в людях. Социальное мышление сотрудника исправительного учреждения должно быть направлено на осмысление различных ситуаций, встречающихся в практике исправительных учреждений, с точки зрения их использования в целях исправления и ресоциализации осужденных, осмысление мотивов действий и поступков осужденных, понимание их психических состояний, умение взглянуть на ситуацию с позиции осужденного.
Сотруднику ИУ, к примеру, оперативному работнику, часто приходится действовать при крайней неполноте исходных данных, самом приблизительном знании того, что нужно установить и какими конкретными средствами это может быть достигнуто, т.е. он работает с недостаточной, чаще всего вероятностной информацией. Этим определяется специфика социального мышления сотрудника пенитенциарной системы. Важной частью социального мышления является диагностическое мышление, содержанием которого является постановка диагноза, т.е. определение индивидуальных особенностей осужденного, «видение» его личностных проблем и внутренних конфликтов, отнесение осужденного к тому или иному психологическому типу.
Социальное воображение – это способность адекватного моделирования индивидуальных и личностных особенностей людей на основе внешних признаков, а также способность прогнозирования поведения человека в конкретных ситуациях, точного предвидения особенностей дальнейшего взаимодействия. Прогностические способности в структуре социального интеллекта позволяют сотруднику ИУ эффективно взаимодействовать в системе «диагноз – прогноз – планирование – управление».
Сотруднику необходимо умение предвидеть проблемы в поведении и эмоциональной сфере, трудности в адаптации осужденного, которые могут возникнуть, исход развития той или иной конфликтной ситуации в среде осужденных, эмоциональные реакции осужденного на те или иные меры наказания и поощрения, умение видеть перспективы развития личности осужденного в целом. На основе социального воображения сотрудник выбирает методы и средства воздействия на личность осужденного, планирует воспитательную работу, осуществляет индивидуальный подход.
Социальная память заключается в способности человека запоминать, сохранять и воспроизводить информацию о личных качествах и свойствах людей, их действиях и поступках. Хорошо развитая социальная память – важное личностное свойство сотрудника. Ему необходимо быстро запоминать различные сведения, касающиеся осужденных, их прошлой и настоящей жизни, иметь высокую восприимчивость к информации об осужденном, поступающей из разных источников по вербальным и невербальным каналам, надолго сохранять и в нужный момент воспроизводить известную информацию. Рассмотренные компоненты социального интеллекта взаимосвязаны, образуют систему и взаимодействуют в реальном процессе общения.
Социальный интеллект сотрудников имеет различную степень выраженности. Сотрудники с высоким социальным интеллектом способны извлекать максимум информации из поведения осужденных, понимать язык невербального общения, понимать скрытые мотивы их поведения, улавливать «подтекст», высказывать быстрые и точные суждения об осужденных, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношении с ними, быстро разбираться и адекватно реагировать в сложных обстоятельствах. Высокий социальный интеллект обеспечивает возможность предотвращения конфликтных ситуаций и эксцессов, суицидов, побегов и других негативных явлений в среде осужденных.
Сотрудники с низким социальным интеллектом испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения осужденных, что усложняет взаимоотношения с ними, способствует возникновению барьеров непонимания и, в конечном счете, снижает эффективность профессиональной деятельности.
Низкий социальный интеллект является одним из факторов возникновения деформации должностного общения, основными признаками которой являются устойчивое неадекватное отношение к осужденному, преувеличенно-негативная оценка его личности, нежелание видеть в его характере положительные черты и, как следствие, крайний авторитаризм и даже деспотизм, упор на меры взыскания. Деформация общения проявляется в стереотипизации восприятия осужденных как «зеков» и «жуликов» независимо от их индивидуально-психологических особенностей, направленности личности, отношения к уголовному наказанию.
В исследовании Е.В. Беляевой показано, что высокий социальный интеллект сочетается с такими чертами характера, как активность, оптимистичность, гибкость, высокая мотивация достижения, удовлетворенность от межличностного взаимодействия. Низкий социальный интеллект связан с тревожностью, неуверенностью, обращенностью в мир внутренних переживаний, пассивной личностной позицией, большой эмоциональной вовлеченностью в межличностные отношения с другими людьми.
Социальный интеллект является профессионально значимым качеством личности сотрудника УИС, от уровня развития которого, зависит успешность выполнения его деятельности, решение задач исправления и ресоциализации осужденных. Социальный интеллект как любые другие способности человеческой психики может развиваться, если для этого создаются специальные условия.
В рамках профессиональной подготовки сотрудников УИС необходимо уделять больше внимания развитию данной способности у курсантов и слушателей юридического вуза, формированию у них необходимых коммуникативных умений и навыков, вооружению знаниями в области межличностной коммуникации и социального взаимодействия. Эти задачи частично решаются на практических занятиях по юридической и пенитенциарной психологии, пенитенциарной педагогике. Кроме этого, на наш взгляд, в учебный план целесообразно введение спецкурса «Профессиональное общение сотрудника УИС», основная цель которого – получение знаний в области общения и развитие социального интеллекта.
О.С. Желтов – старший психолог ПЛ
ФГУ ИЗ-77/1 УФСИН России по г. Москве