Восприятие как психический процесс
Восприя́тие, перце́пция (от лат. perceptio) — чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.
Восприятие представляет собой основную форму психического отражения мира. Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни возникающие практические задачи, человек воспринимает окружающее. Он часто активно выбирает установку, которая обеспечит адекватное восприятие предмета, производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое в силу того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание [9, стр. 201].
Восприятие – это не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную отличительную черту восприятия. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество как свойство определенного предмета. Таким образом, восприятие является непосредственным отражением предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств,в его объективной целостности [10, стр. 75].
Восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающегомира – не результат простого раздражения органов чувств и доведение до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз; пропевание или проговаривание звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как перцептивную деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.
Целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т. д.) основных, с одновременным отвлечением от несущественных. На данном этапе восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. Следующий этап восприятия требует объединения группы основных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, то есть в процессе восприятия участвует намять. Из этого следует, что восприятие знакомых предметов и их узнавание происходит очень быстро — человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. Однако при восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их протекает гораздо сложнее. Скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько активен процесс восприятия, то есть насколько активно идет отражение этого объекта, а это значит, что огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность.
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе [9, стр. 202]. Под действием раздражителей в органах чувств возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры, а затем и в кору головного мозга. Далее оно поступает в проекционные зоны коры, а оттуда - в интегративные зоны коры головного мозга. Там происходит завершение формирования образов явлений реального мира.
Восприятие тесно связано с двигательной деятельностью, эмоциональными переживаниями, мыслительными процессами. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения переходят в нервные центры. Они охватывают различные зоны коры, вступают во взаимодействие с другими нервными возбуждениями. При обработке вызванного возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза. Анализ и синтез обеспечивают выделение объекта восприятия из окружающей среды, и на этой основе все его свойства объединяются в целостный образ. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия [9, стр. 203].
Теперь мы рассмотрим основные свойства восприятия как познавательного психического процесса. К основным свойствам восприятия относят следующие: предметность, целостность, категориальность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.
Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения [12, стр. 182]. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется посредством контакта ребенка с предметом, т.е. на основе движений.
Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов [12, стр. 182]. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.
Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия [12, стр. 182].
Следующее свойство восприятия — структурность. Оно связано с целостностью восприятия и заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.
Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия, например, изменения освещения и положения объекта в пространстве. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов [16, стр. 234].
Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называетсяапперцепцией.
Огромную роль в апперцепции играет предшествующий опыт. Например, если предъявить человеку ряд незнакомых фигур, то он постарается найти какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия мы выдвигаем и проверяем гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.
Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Как уже упоминалось выше, восприятие человека тесно связано с мышлением, так как перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Эта связь прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, то есть отнести к определенному классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных [9, стр. 201]. Сначала идет выделение комплекса стимуловиз потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту, затем происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков,по которым можно идентифицировать объект, после происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории и поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения, и после этого, наконец, формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.
Не менее существенным свойством рассматриваемого психического процессаявляестя активность (избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или группу предметов. Остальные же объекты реального мира в это время являются фоном нашего восприятия, то есть не отражаются в сознании [9, стр. 211]. Мы можем полагать, что природа активности восприятия обусловлена самой природой нашего сознания: чтобы получить образ действительности, нужно предпринять какие-то действия и применить их к отображаемому объекту.