Структура тактической подготовки, обучение тактике и ее совершенствование
Результатом обучения тактике является обеспечение определенного уровня тактической подготовленности спортсмена или спортивной команды. Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общаятактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта. Специальнаятактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.
В последовательности обучения спортивной технике и тактике имеются некоторые особенности, зависящие от принадлежности данного вида спорта к той или иной классификационной группе. В скоростно-силовых видах спорта время между началом обучения спортивной технике и тактике колеблется в переделах от нескольких месяцев до одного года и более. В этих видах вопрос о тактике возникает, когда ведется непосредственная подготовка к участию в соревнованиях. В видах же спорта типа единоборств и в спортивных играх обучение технике и тактике ведется одновременно и непрерывно. В них технико-тактическая подготовка выступает как нераздельный процесс. В командных видах спорта, в первую очередь в спортивных играх, тактическая подготовка ведется не только с каждым спортсменом и группой спортсменов, но и с командой в целом.
На основании вышесказанного могут быть даны следующие рекомендации по совершенствованию тактической подготовленностиспортсменов и спортивных команд.
1. В тренировочном процессе гимнастов необходимо варьировать условия, сопутствующие обучению спортивной технике. После того как освоена структура изучаемого двигательного действия, ликвидированы грубые ошибки и ученик уловил ритм, присущий данному действию, следует постепенно усложнять условия его выполнения, приближая их к реальным условиям спортивной борьбы.
Периодически нужно создавать спортсменам более сложные ситуации, чем те, которые могут быть в соревнованиях по данному виду спорта. Лучшие результаты достигаются в том случае, если чередуется выполнение упражнений в усложненных, в обычных и облегченных (контрастных) условиях.
2. Необходимо повышать теоретическую подготовленность спортсменов; обучать их типичным для гимнастики тактическим схемам и вариантам, показывать, в каких условиях они оказываются наиболее эффективными; знакомить с тактическим опытом. сильнейших спортсменов, с положением о данных соревнованиях; учить правилам проведения соревнований по гимнастике.
3. Необходимо повышать уровень технической подготовленности спортсменов, развивать двигательные качества в соответствии с требованиями современной гимнастики. Особенное внимание следует обратить на развитие ловкости и специфических чувств: «чувства времени», «чувства пространства», «чувства снаряда».
Надо развивать наблюдательность спортсменов, их способность сохранять ясность мышления в сложных ситуациях, быстро и точно оценивать создавшиеся условия, быстро выбирать из нескольких возможных вариантов наиболее соответствующий данному моменту.
4. Спортсмены должны владеть приемами психологического воздействия на соперника путем демонстрации уверенности в своей готовности к соревнованиям либо, наоборот, маскировать свои возможности вплоть до решающего момента. Спортсмены должны уметь решать обусловленные технико-тактические задачи в состоянии утомления, тренировочной работы.
Необходимо участие спортсменов в большом количестве соревнований, различных по условиям, составу соперников и масштабу; спортсменам надо иметь возможность испытывать свои силы в противостоянии с различными по квалификации и манере вести спортивную борьбу противниками.
5. Преподаватель должен подготовить спортсмена к тому, что в определенных условиях целесообразно идти на рациональный риск при решении возникших двигательных задач.
После каждого соревнования необходимо анализировать действия спортсменов и спортивной команды, показывать их сильные и слабые стороны в отдельных эпизодах спортивной борьбы.
6. В годичном цикле наибольшее внимание нужно уделять тактической подготовке в конце подготовительного и в соревновательном периодах. Специальная тактическая подготовка обеспечивается путем составления плана спортивной борьбы (тактического плана), который должен отвечать на вопрос: как добиться победы или лучшего результата в ближайшем или ряде предстоящих соревнований?
Для составления плана спортивной борьбы предварительно изучаются места проведения соревнований, их климатические и метеорологические условия, накапливаются данные о количестве участвующих спортсменов и команд, сведения о соперниках, их спортивных результатах, манере ведения спортивной борьбы, приверженности к определенным тактическим схемам. Для сбора нужной информации используются все доступные средства - литературные источники, наблюдения, киносъемки, видеозапись и др. Если такой «разведкой» занимается соперник, то там, где это возможно не следует раскрывать свои технические возможности и тактические планы.
Таким образом, тактический план составляется с учетом факторов, которые влияют на спортивную тактику; задач, стоящих перед спортсменом или командой; положения о соревнованиях; особенностей противника и др.
В плане определяется общий тактический замысел, основные задачи предстоящего соревнования и в некоторых случаях намечается несколько вариантов их осуществления.
В плане должны быть предусмотрены основные действия и форма поведения спортсмена до соревнования, во время соревнования. Иногда план уточняется в ходе разминки. В это время тренер учитывает психическое состояние, самочувствие спортсмена и техническое совершенство его движений. Могут возникнуть ситуации, когда во время соревнования обнаруживается непригодность намеченного плана. В этом случае спортсмен должен постараться немедленно перестроиться и действовать в соответствии со сложившимися условиями.
7. Обучение технике и тактике, развитие физических качеств на основе положений дидактики спорта и с учетом специфики спортивной гимнастики .
Современные достижения в спортивной гимнастике стали возможными вследствие овладения спортсменами техникой исполнения самых сложных упражнений, требующих длительной и напряженной учебно-тренировочной работы. Известно, что для изучения сложной комбинации спортсмен должен иметь соответствующую силу, гибкость, выносливость, обладать умением координировать движения, хорошо ориентироваться в пространственных и временных параметрах движений.
Перечисленные основные физические качества обеспечивают все многообразие решения двигательных задач. Эти качества нужны для формирования и совершенствования двигательного навыка и могут развиваться в процессе освоения техники гимнастических упражнений. Чем сложнее двигательные навыки, тем большие требования предъявляются к развитию силы, ловкости, гибкости, выносливости.
Тактическое мастерство спортсмена теснейшим образом связано с развитием физических качеств, владением техникой, знанием правил соревнований и особенностей подготовки соперников, психической подготовленностью и опытом. В сложнокоординационных видах спорта (в спортивной гимнастике) успешность соревновательной деятельности в меньшей мере зависит от тактической подготовленности, нежели от технической и физической.Однако и здесь по мере роста спортивного мастерства значимость тактической подготовки возрастает.
12.1.1. Обучение тактике. Тактика в спортивной гимнастике не имеет большого значения, такого, как, скажем, в спортивных играх. Однако сложились тактические правила и приемы, которые применяются в зависимости от условий и обстановки соревнований. К правилам относятся заранее известные установки, используемые для достижения победы в состязаниях, к приемам - различные варианты решения задач, возникающих в ходе соревнований. Необходимо обучать гимнастов применению тактических правил и приемов.
Тактические правила:
1. Из произвольных комбинаций следует исключать те элементы, которые могут привести к срыву, неудаче, падению.
2. В самом начале соревнования команде важно произвести хорошее впечатление на судей и зрителей - это обеспечит положительное отношение к ней в дальнейшем ходе состязания.
З. В команде заранее следует намечать лидеров, на которых можно положиться; их ставят в конце списка очередности выхода участников к снарядам. Целесообразно иметь в команде хотя бы двух лидеров, чтобы в случае неудачи одного рассчитывать на успех другого.
4. Надо тактически правильно определять очередность выхода гимнастов к снаряду. Важно, чтобы первый гимнаст не сорвался со снаряда и получил высокую оценку. Это создаст хорошее настроение в команде и обеспечит успешное выступление всех остальных. Каждый последующий должен быть лучше предыдущего. Если в команде имеется гимнаст, недостаточно хорошо подготовленный в данном виде многоборья, то его выпускают к снарядам примерно в середине выступления команды.
5. Необходимо стремиться опередить ближайшего противника уже в первый день соревнований, на первом же снаряде. Наличие такого преимущества повышает моральный дух команды, создает в ней спокойную и уверенную обстановку.
Тактические приемы.
В состязаниях по гимнастике допускается только одна попытка, поэтому в любом случае гимнаст должен продолжать начатую комбинацию. Чтобы подготовиться к этому, следует иметь резервные варианты продолжения упражнения в тех его частях, где возможны срывы и неудачи.
В соревновательном периоде нужно тренироваться особенно систематически и упорно, добиваясь стабильных результатов. Однако гимнасту необходимо заранее подготовиться ко всяким неожиданностям, возможным в ходе соревнования.
В ходе выполнения упражнения на оценку гимнаст должен иногда молниеносно определить вариант продолжения комбинации и сразу же перейти к нему, несмотря на то, что был намечен несколько иной вариант. К этому необходимо готовить гимнаста на первых тренировках.
1. Показ своих возможностей при опробовании снарядов и разминке. Ряд сильнейших гимнастов прибегают к приему, который позволяет морально воздействовать на своих противников и даже на судей: во время разминки, опробования снарядов, а также в день соревновании во время разминки они выполняют те упражнения, которые у них особенно хорошо получаются. Этим они заранее завоевывают симпатию судей, обычно наблюдающих за опробованием и разминкой, и деморализуют противника. Однако такая тактика чревата и неприятными последствиями, особенно тогда, когда при выполнении упражнения на оценку гимнаст не может выполнить его с тем же блеском, как прежде. В этом случае, как показала практика, судьи довольно строго наказывают гимнаста.
Другие гимнасты используют прямо противоположный прием. При опробовании снарядов и в разминке они стараются не показывать самых сильных элементов своих упражнений, приберегают их для того, чтобы блеснуть в зачетных попытках и получить высокую оценку.
Трудно сказать, какой из этих двух противоположных вариантов эффективнее. По-видимому, в различных случаях гимнаст должен поступать по-разному.
2. Составление произвольной комбинации с учетом сил противника. В ряде случаев гимнаст ставит перед собой конкретную задачу: выиграть состязание у конкретного гимнаста из другой, а иногда даже из своей команды. В этом случае гимнаст стремится к тому, чтобы его произвольная комбинация на каждом снаряде была выигрышнее, нежели комбинация противника.
Гимнастам, готовящимся к состязаниям, полезны специальные занятия по тактической подготовке. Им рекомендуется самостоятельно решать тактические задачи: a) выставлять себе оценки за выполнение упражнений; б) находить варианты продолжения произвольных комбинаций; в) составлять список очередности выхода членов команды к снарядам для выполнения упражнений на оценку и др. Внимательное отношение гимнастов и тренеров к элементам тактики соревнований положительно сказывается на их спортивных успехах.