Тема 1.1. Становление и развитие психодиагностики. Предмет психодиагностики
Модуль 1. Общая психодиагностика
Психологическая диагностика в мифах и легендах
Каждое научное направление имеет, по крайней мере, два этапа в своем развитии – донаучный и научный. Первый отражает историю развития человечества, второй – историю развития науки.
Что касается психодиагностики, то еще древние люди заметили, что, наблюдая за человеком можно узнать о нем гораздо больше, чем он расскажет о себе сам. Как правило, это наблюдение позволяло выявить определенные закономерности индивидуальных особенностей поведения и развития людей. В древнем Китае и в древней Англии существовали сходные способы проверки виновности преступников. Их заставляли разжевать и проглотить либо горсть сухого риса (Китай), либо черствый сухарь (Англия). Тот, кто мог это сделать, признавался невиновным, кто не мог - подвергался наказанию. Сейчас, когда нам хорошо известна роль симпатической и парасимпатической нервной системы в реагировании на стресс-фактор, эти пробы легко объяснить.
Опираясь на результаты наблюдения, наши древние предки разрабатывали целые системы диагностики в целях «профессионального отбора». Так, в Китае была разработана система проверки кандидатов на должность государственного чиновника, в древнем Египте – на должность жреца, в древнем Вавилоне – на должность писца. У древних греков существовали тесты для оценки степени овладения физическими и умственными навыками. В средние века в европейских университетах существовали экзамены, по результатам которых присваивались ученый степени и звания.
В концентрированной форме знания о психодиагностике представлены в народной мудрости. Известна «психодиагностическая» притча о крестьянине, который для определения «профессиональной пригодности» своего единственного сына применил своеобразный тест. Он дал сыну книгу, яблоко и монету и подумал так: если сын начнёт читать книгу, то он станет учёным, если же прежде возьмёт яблоко, то будет заниматься сельским хозяйством, если же заинтересуется монетой, то станет торговцем. Однако сын поступил несколько неожиданно: взял книгу и стал её читать, при этом жуя яблоко и играя монетой. Крестьянин задумался и решил отправить ребёнка учиться дипломатии. По сути, народная мудрость запечатлела один из принципов тестов предпочтения, которые широко применяются в современной психологической диагностике.
Одно из первых упоминаний о применении психодиагностических процедур для решения актуальных проблем практики можно было найти в литературе о Древнем Египте. Оказалось, что в жрецы посвящался лишь тот, кто был способен выдержать ряд длительных проверочных процедур. На первом этапе «диагностики» большое внимание уделялось внешнему виду кандидатов. С помощью беседы выяснялись не только важные биографические данные, но и уровень культуры, общий уровень развития, кругозор, оценивалось умение говорить. На втором этапе следовало испытание смертью. Если сознание новичка сохранялось в норме и если желание посвятить себя тайнам жреческого искусства не пропадало, то следовало испытание умением трудиться, слушать и молчать. Затем претендент испытывался огнём, водой и полным одиночеством. Решающим этапом было испытание красивой женщиной. Тот, кто поддавался соблазну, лишался свободы и под страхом смерти оставался в храме в качестве раба. Если же кандидат в жрецы отталкивал искусительницу, то вступал на путь долгого обучения.
За много лет до нашей эры в Древнем Китае существовала система тестирования способностей и отбора правительственных чиновников. Каждые три года сам император экзаменовал чиновников по шести видам искусства: музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению читать, умению писать, знанию ритуалов и церемоний. Кроме того, оценивалось поведение чиновника в быту. Подобная система «профессиональной диагностики» просуществовала довольно долго и затем была усложнена. В неё дополнительно включили обязательные знания гражданского права, военного дела, финансов, сельского хозяйства и географии.
Любопытна и в определённой мере поучительная система диагностики религиозно-философского учения чань-буддизма. Для проверки знаний учителя использовали различные загадки, вопросы, парадоксы. Например, ученика спрашивали: «Была ли борода у бородатого?». Отвечать надо было немедленно. При этом один из наставников целился в ученика из лука. Или наставник мог схватить своего оппонента, трясти его и кричать: «Говори! Говори! Отвечай немедленно!» В результате создавалась довольно драматичная ситуация. Даже самый простой или нелепый вопрос превращался в проблему жизни и смерти. В зависимости от того, как ученик отвечал на загадки, определялись уровень знаний чань-буддизма. С помощью такого приёма учителя выявляли симулянтов, которые маскировали свою некомпетентность.
Строгая система диагностики к обучению в школе существовала у Пифагора. Пифагор с большим трудом принимал в свою школу новичков. Он считал, что не из каждого дерева можно выточить Меркурия. Учёный внимательно относился к рекомендациям родителей и учителей, скрыто наблюдал за поведением претендентов. Особое значение Пифагор придавал походке и смеху молодых людей. Он утверждал, что манера смеяться и ходить может многое сказать о характере человека. Испытания Пифагора состояло из двух этапов. Прежде всего «диагностировалась» стрессоустойчивость претендента. Он должен был переночевать один в пещере. Затем проводилось тестирование интеллекта. При этом предлагалась заведомо нерешаемая задача. Обескураженного новичка вводили в зал, где все, кто уже учился в школе, оскорбляли неудачника и смеялись над ним. Если поведение «жертвы» отличалось присутствием духа, умением держать себя и с достоинством отвечать на выпады, то испытание заканчивалось приёмом в школу.
Одно из первых тестирований в нашей стране было проведено в 1666 году царём Алексеем Михайловичем с целью получения общественного мнения о русской церкви. Перед церковным собором царь поодиночке вызывал к себе всех участников и предлагал письменно ответить на три вопроса: имеют ли право восточные патриархи вершить дела русской церкви; достоверны ли печатные греческие книги; правильны ли решения предыдущего собора 1654 года.
С развитием естественно-научных направлений постепенно возникал интерес в выявлении более сложных психических явлений: дарования у детей (Хуан Хуарт, 1530-1589гг.), разделения умственной отсталости от психической задержки (Жан Эстироль, 1772-1840гг.), выраженности способностей (Френсис Галь, конец 18-начало 19 в.), роли речевого развития ( Эдуард Саген, 1812-1880).
Развитие науки с одной стороны, рост потребности в выявлении тех или иных индивидуальных особенностей человека с другой стороны и, наконец, накопление фактического материала, постепенно привело к развитию психодиагностики как самостоятельной области психологии.
Если проанализировать все рассмотренные «прошлые» психодиагностические процедуры, то можно увидеть в них признаки, которые использует современный психолог-диагност. Своеобразная преемственность наблюдается в следующем.
· Целостный подход к изучению человека. Человек воспринимался диагностами в целом, включая внешний вид, личные свойства и профессионально важные качества. Сегодня психологическая диагностика продолжает ориентироваться на целостность личности.
· Создание экстремальной ситуации. Напряжённые условия экзаменов, испытания, ставящие человека на грань между жизнью и смертью, ослабляли психологические защиты и позволяли более точно диагностировать личностные свойства и возможности человека. Современные психодиагностические процедуры также включают в себя элементы напряжения и стрессогенности.
· Тестирование имело социальную направленность и никогда не использовалось для развлечения. Психодиагностика всегда оперативно реагировала на актуальную потребность общества и выступала одним из возможных рычагов влияния на общественную и хозяйственную жизнь.
Наивная психологическая диагностика
Научной психологической диагностике предшествовала наивная психологическая диагностика, содержание которой определяется физиогномикой, френологией, графологией, хиромантией.
Физиогномика (от двух греческих слов – «природа» и «знающий»). Физиогномика основывается на представлении о том, что по внешним признакам человека могут быть установлены его психологические характеристики. В частности, в выражениях лица отражаются некоторые особенности личности. Существует объясняющая эти связи теория, основанная на примитивных аналогиях между внешним видом животных и соответствующих характеристиках людей. Если лицом похож на лису, то он хитёр, как лисица, и т.п. В течение длительного времени физиогномика служила предпосылкой для многих типологий характера. Однако в первой половине XIX века физиогномика была практически забыта.
Френология (в переводе с греческого означает «нрав», «характер» и «учение») – учение Галя о связи психических особенностей человека с наружной формой черепа. Основная идея френологии заключается в том, что кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определённая способность человека. При сильном развитии этой способности соответствующий центр мозга также очень развит, что отражается на конфигурации черепа. Это позволяет составить с помощью специальных измерений френологическую карту. В ХIХ веке френология пользовалась большой популярностью как метод психологической диагностики. Френология постулирует возможность диагностики особенностей личности на основе выступов черепа.
В первой четверти XIX века френология была популярна не меньше, чем сто лет спустя – психоанализ. Увлекался этими идеями и А.С. Пушкин, анализируя по Галю «милые черты» знакомых дам. И в 1825 г. предлагал в письме к Анне Керн бросить мужа и приехать к нему, поскольку у неё сильно развит «орган полёта». Этот орган полёта, любви к путешествиям значился в сочинении Галя под номером 13 и характеризовался двумя выпуклостями, расположенными от корней носа к середине лба. Людям, у которых выражены эти бугры, якобы свойственно стремление путешествовать или «летать».
Графология (от двух греческих слов «пишу» и «учение») – это учение о почерке, который признавался разновидностью выразительных движений, отражающих психологические свойства и психофизиологические состояния пишущего. Идея о связи почерка с душевными качествами человека возникла давно. На их существование указывали Аристотель, Феофаст и многие другие мыслители. В 1622 году итальянский врач Вальдо опубликовал работу с описанием способов определения особенностей личности по почерку. Широкое распространение графология получила в XIX веке (во второй его половине термин был введён аббатом Мишоном).
Сегодня наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности пишущего. При некоторых психических заболеваниях почерк приобретает специфические признаки. Например, почерк больных шизофренией нередко отличается вычурностью, нарочитой стилизованностью. В силу этого изучение почерка может иметь диагностическое значение. В криминалистике почерк анализируется с целью выявления признаков, позволяющих идентифицировать преступников. Существует судебное почерковедение. Отдельные приёмы графологического анализа в сочетании с другими методами применяются в исследованиях по дифференциальной психологии и психофизиологии.
Хиромантия (от двух греческих слов «рука» и «пророчество») – одно из наиболее древних учений об индивидуальных особенностях человека, чертах его характера, пережитых им событиях, определяемых по кожному рельефу ладоней. Рисунок на поверхности ладоней называется папиллярным (кончики пальцев) и флексорным (ладони). В своих истоках хиромантия тесно связана с астрологией. Изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок к возникновению новой отрасли знаний – дерматоглифика (от греческих слов «кожа» и «гравировать»).
Папиллярный рисунок индивидуален. Его уникальность, персональный характер используется в криминалистике. Такому практическому применению помог случай, к которому причастен Вильям Хершель – англичанин, служивший в британской армии в одном из районов Индии. В течение 15 лет Хершель выплачивал жалование индийским солдатам. Для европейца это было настоящей проблемой, т.к. все индийцы казались на одно лицо. Писать они не умели, имена повторялись. Часто, получив один раз жалование, они требовали ещё как не получавшие его. Иногда посылали друзей и родственников.
Хершель знал, что в ряде стран существовал обычай использования отпечатков пальцев в качестве удостоверения личности. Так, в Китае разводы между супругами удостоверялись отпечатком руки мужа. У подкидышей в сиротских домах также брали отпечатки пальцев. Эти знания британский военнослужащий использовал в собственной практике. У работающих у него индийцев Хершель стал брать отпечатки пальцев для того, чтобы удостоверять контракты. Сначала он дела это, чтобы индийцы чувствовали свою ответственность. Постепенно тайна линий на отпечатках пальцев увлекла его. В 1877 году у него была целая записная книжка, заполненная отпечатками пальцев индийцев, которые он снимал в течение 19 лет через определённые промежутки времени. Хершель с удивлением заметил, что папиллярные линии одного человека никогда не оказываются идентичными папиллярным линиям другого. Пытливый британец получил возможность отличать истинных служащих от мнимых.
В последующие годы он пришёл к выводу, что рисунок линий на пальцах не меняется ни через 5 лет, ни через 15 лет. Человек мог постареть, могли измениться его фигура и лицо. Рисунок же кончиков пальцев оставался неизменным.
Подход Хершеля помог раскрыть не одно преступление, хотя и был применён не сразу. Торвальд – автор книги «Сто лет криминалистики» - приводит сведения о том, что даже когда преступникам делали за большие деньги операции по пересадке кожи на пальцах, через некоторое время исходный папиллярный рисунок восстанавливался. Можно говорить, что кожный рельеф не подвержен изменениям в процессе жизни, что обеспечивает надёжность его использования для идентификации личности.
В середине прошлого, то есть ХХ века усилился интерес антропологов и медиков к изучению дерматоглифики. Причиной этому послужили успехи в области исследования хромосомных болезней человека. Появляются работы, в которых указывается на связь между отдельными особенностями рисунков кожных покровов и хромосомными аномалиями. Установлено типичное расположение сгибательных борозд ладоней при болезни Дауна. При аномалии по половым хромосомам, например, болезни Клайнфельтера, наблюдаются отклонения в дерматоглифике.
Интерес к психологическим аспектам дерматоглифики возник сравнительно недавно. Тем не менее уже сейчас психологи утверждают, что у здоровых людей разнообразие папиллярных и ладонных рисунков очень велико. Акинщикова в комплексном лонгитюдном исследовании установила взаимосвязь между некоторыми дерматоглифические признаками и интеллектом, измеряемым по тесту Векслера. Выраженная расплывчатость паппиляров характерна для эпилептоидов и т.д.
Наивная психология пользовалась преимущественно методом наблюдения.
Зарождение научной психологической диагностики
Собственно психологическая диагностика впервые появилась в рамках психиатрического обследования. Первоначально она была представлена обычными вопросами относительно возраста, место жительства, даты рождения, несложных математических операций. Таким образом, первым предметом, к которому обратилась психодиагностика, явились умственные способности человека.
Более точным средством диагностики умственных способностей можно считать задачи, похожие скорее на ребусы, требующие проявления находчивости, критичности, предвидения, чем задачи, связанные с описанием предметов повседневной жизни, или задачи, направленные на проверку памяти. Такие задачи-головоломки были сформулированы уже Аристотелем.