Понятие речи, функции и виды речи
Одним из основных отличий человека от животного мира является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь — это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.
В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Всякий язык имеет определенную систему значащих слов, названную лексическим составом языка. Язык также имеет определенную систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику языка, а также имеет определенный звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку.
Основное предназначение языка заключается в том, что он обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. Любое значение слова — это всегда обобщение.
Виды речи.Внешняя речь делится на устную ( диалогическая и монологическая) и письменная (это речь с использованием письменных знаков, например, книги, газеты, письма и т.д.).
Диалогическая-речь, активно поддерживаемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы.
Монологическая речь представляет собой речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют.
Существует еще одно общее деление видов речи на два основных вида: внутренняя и внешняя речь. Внешняя речь связана с процессом общения, обмена информацией.
Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мышления. Это очень сложное с психологической точки зрения явление, которое обеспечивает взаимосвязь речи и мышления.
Внутренняя речь в отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.
Основной синтаксической характеристикой внутренней речи является предикативность. Человек, размышляя во внутреннем диалоге, как бы общается с самим собой. Естественно, что для себя ему тем более не нужно обозначать предмет разговора.
Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая речь. Это речь, направленная на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека. Эгоцентрическая речь — это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры. Элементы этой речи можно встретить и у взрослого, который, решая сложную интеллектуальную задачу, размышляя вслух.
При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает.
Любой вид речи, в том числе устная и письменная речь, имеет свое предназначение, т. е. выполняет определенные функции. Основными функциями речи являются выражение, воздействие, сообщение, обозначение.
Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек высказывает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе. Как правило, при высказывании нашего отношения к чему-либо речь имеет определенную эмоциональную окраску, что способствует пониманию окружающими нашего отношения к предмету, о котором идет речь.
Функция воздействия заключается в том, что с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или формируем у слушателей определенную точку зрения на что-либо. Как правило, данная функция речи осуществляется через приказ, призыв или убеждение.
Функция сообщения заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов. Данная функция обеспечивает осуществление контактов между людьми. В процессе этих контактов мы организуем не только обмен информацией, но и наше взаимодействие. Можно предположить, что именно данная функция в историческом плане явилась основным первоисточником развития речи человека.
Функция обозначения заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Благодаря данной функции мы в состоянии мыслить отвлеченно с помощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим человеком.
Современные ученые считают, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности
Л.С.Выготский считал, что слово, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления. Но слово — это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Именно в значении слова, говорит Л.С.Выготский, завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением.
Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная функция. В свою очередь есть виды мышления, которые не связаны с речью, например наглядно-действенное, или практическое, мышление у животных. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.
Л.С.Выготский полагал, что в возрасте примерно около 2 лет, в отношениях между мышлением и речью наступает критический переломный момент: речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление — речевым. Одним и тем же словом он начинает называть разные предметы, и это есть прямое доказательство того, что ребенок усваивает понятия. Решая какие-либо интеллектуальные задачи, он начинает рассуждать вслух, а это признак того, что он использует речь уже и как средство мышления, а не только общения. Практически доступным для ребенка становится значение слова как таковое.
Настоящее усвоение научных понятий ребенком происходит относительно поздно, примерно к среднему возрасту от 11—12 до 14—15 лет.
Исследования процесса речевого развития у детей, принадлежащих разным народам, показывает, что в целом процесс усвоения ребенком своей родной речи везде идет по общим законам. Так, например, дети всех стран и народов с
легкостью усваивают в детстве язык и овладевают речью, причем этот процесс у них начинается и завершается примерно в одно и то же время, проходя одинаковые стадии. К возрасту около 1 года все дети начинают произносить отдельные слова. Около 2 лет от роду ребенок уже говорит двух-трехсловными предложениями. Примерно к 4 годам все дети оказываются в состоянии разговаривать достаточно свободно.
Понятие личности
Личность - это понятие, обозначающее, во-первых, человека как субъекта отношений и сознательной деятельности и, во-вторых, устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности.
Личность - это конкретный человек в совокупности принадлежащих ему психических свойств и качеств, характеризующих его как члена определенного общества и как индивидуальность.
Для характеристики человека в психологии наряду с понятием «личность» используются понятия «индивид» и «индивидуальность».
В понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека к человеческому роду (у животных - особь). Любой человек – это индивид. Понятия "личность" и "индивид" находятся в тесном единстве, однако, они не тождественны. Поэтому возможны факты существования индивида, который не является личностью. Это обстоятельство подтверждается опытом изучения людей, воспитанных животными.
Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого, и мыслителя, и идиота, и представителя дикого племени, и жителя цивилизованной страны.
Человек появляется на свет как индивид, но еще в детстве включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений. Дальнейшее его развитие в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность. Личность каждого человека, в свою очередь, наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность.
Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей.
Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, интересах, способностях и т.д. Личность каждого человека неповторима и уникальна. Но понятие личности шире понятия индивидуальности.
Эти три понятия образуют единство, но они не тождественны: каждое из них раскрывает свой специфический аспект.
В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Ведущей характеристикой личности, которая определяет ее психологический склад, является направленность.
Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность определяет особенности каждой личности. Формируется путем воспитания.
В структуру направленности входят:
1) Интерес – активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление и деятельность, связанная с положительным отношением к ним. Интересы различают по:
а) содержанию – оно определяется теми объектами, на которые они направлены (интерес к технике, к музыке и т.д.);
б) широте: широкий (человек с разносторонними интересами при наличии одного центрального) и узкий (наличие одного-двух интересов при полном равнодушии к остальному);
в) глубине: глубокий интерес (потребность основательно изучить объект во всех деталях) и поверхностный (наличие поверхностных знаний и отсутствие настоящего интереса);
г) устойчивости: устойчивый интерес (интерес, который долго сохраняется и играет важную роль в жизни) и неустойчивый (быстро возникает и быстро гаснет);
д) действенности: интерес действенный (который побуждает к действиям) и пассивный (не побуждает к действиям, например, спорт по телевизору).
Различают также прямые и косвенные интересы. Прямой вызываются самим содержанием области знаний. Косвенный вызывается не содержанием, а тем значением, которое он имеет по отношению к другому объекту, которым интересуется человек (например, математика для авиамоделирования).
2) Убеждения - это суждения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается и стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни). Если убеждения образуют систему воззрений, упорядоченную и организованную, то они становятся мировоззрением.
4) Установки - это складывающаяся на основе прошлого опыта предрасположенность индивида к определенной форме реагирования, побуждающая его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми оно связано. Установки бывают бессознательные (психологические) и социальные (предрасположение индивида и группы определенным образом реагировать на те или иные явления социальной действительности).
5) Ценность – это понятие, с помощью которого характеризуется социально-историческое значение для общества и личностный смысл индивида определенных явлений действительности. Ценности выделяются:
а) по предмету или содержанию объекта, на который они направлены: материальные, морально-политические, социально-экономические и духовные (образование, наука, культура);
б)по объекту отношения: общечеловеческие (мир, экология) и общенациональные (общественно-политический строй, права, народные традиции).
Различают также ценности личности и ценности общества. Но все ценности личности – это присвоенные ценности общества. Ценности личности, в свою очередь, могут быть истинными и ложными.
Ценностные ориентации – это направленность личности на те или иные ценности. Ценностные ориентации личности имеют иерархическую структуру: одни ценности выступают как ведущие, другие имеют второстепенную роль.