По степени структурированности

а) структурированная дискуссия, в которой задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозговой атаки"); крайний вариант – жестко структурированная дискуссия по типу опроса (регламентируется тема, время высказывания, порядок высказывания);

б) неструктурированная («свободноплавающая») дискуссия, в которых ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается.

Чем более зрелая группа, тем менее структурированной со стороны ведущего становится дискуссия.

2.Формы дискуссий выделяют, опираясь на характер обсуждаемого материала(Семилет Н. В.):

а) тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы;

б) биографические, ориентированные на прошлый опыт;

в) интеракционные, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.

Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. Групповая дискуссия используется также как способ активизации динамики. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы.

Ролевая игра

Ролевая игра в контексте тренинга – это форма организации группового взаимодействия, основанная на распределении ролевых позиций между участниками группы в рамках заданного сюжета.

Целииспользования игровых методов в тренинге:

1. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия "психологической защиты".

2. Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем.

3. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения.

4. Игра как никакой другой метод эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством.

Вследствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и психокоррекционным средством не только для детей, но и для взрослых.

Функции ролевой игры (М. Ван Ментс):

1. Демонстрация какого-либо поведения, способов взаимодействия для осознания, для дальнейшего обсуждения.

2. Тренировка (отработка навыков).

3. Рефлексия своего поведения.

4. Сенсибилизация и десенсибилизация.

5. Творчество, самовыражение. Способствует личностному росту в целом.

Преимущества ролевой игрыкак метода работы в группе вообще и в тренинговой группе в частности были максимально полно выделены Чеслером и Фоксом (Chesler and Fox):

1. Помогает участнику выразить скрытые чувства.

2. Помогает участнику обсуждать личные вопросы и проблемы.

3. Помогает участнику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.

4. Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.

5. Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального.

6. Позволяет живо и непосредственно представить теоретический описательный материал.

7. Подчеркивает важность невербальных, эмоциональных реакций.

8. Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.

9. Обеспечивает быструю обратную связь, как участнику, так и тренеру.

10. Центрирована на участнике и обращается к его нуждам и заботам; группа может контролировать ее содержание и темп.

11. Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.

12. Изменяет установки.

13. Учит контролировать чувства и эмоции.

Типы ролевых игр:

1. Ролевые игры делятся в зависимости от целей проведения:

а) игры, которые касаются практики навыков и умений; цель – отработать на практике тот материал, который был только что дан в теории (в лекционной форме)

б) игры, касающиеся изменений в понимании, чувствах и установках; цель – поставить участника в такую ситуацию, в которой проявятся его эмоции и чувства.

2. По тому, насколько жестко задан сюжет, игры делятся на:

а) жестко регламентировано все: сюжет, роли, поведение участника в роли;

б) задается сюжет, исходная ситуация и схематично задаются роли

в) задается только сюжет (максимально условно)

3. Ролевые игры делятся также по степени реалистичности сюжета:

а) игры с абсолютно фантастичным сюжетом (например, «мы летим на луну»)

б) игры с максимально реалистичным сюжетом, в которых схематично разыгрывается некая реальная деятельность (например, «покупатель и продавец»)

в) промежуточные варианты (например, «необитаемый остров»).

Наши рекомендации