Интрапсихическая интерпретация Конфликта
- Психоаналитическая традиция обогатила психологию конфликта уникальными описаниями и клиническим опытом изучения тонких взаимосвязей между внутренним миром личности и ее существованием в реальности отношений.
То есть, «внутренний психический конфликт» есть постоянный элемент душевной жизни человека, характеризующийся беспрерывным столкновением влечений, желаний, психических систем и сфер личности.
З. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Из всех потенциально возможных конфликтов, которые может переживать человек, для психоанализа первичным является внутренний, «психический конфликт», который является постоянным элементом душевной жизни человека и его развития. Поведение человека детерминировано скорее его собственными внутренними особенностями, нежели внешней ситуацией. Идея о преобладании личностной обусловленности социального поведения. Межличностные трудности и конфликты, переживаемые человеком, имеют интрапсихическое происхождение.
Конфликты — часть внутренней жизни индивида, их возникновение естественно сопутствует его развитию.
· Таким образом, конфликтность присуща человеку перманентно.
· Более того, в основе всех последующих конфликтов лежат интрапсихические причины – то есть конфликты человеческой души.
· Причинами этого неизживаемого конфликта души видится следующее:
1. Это состояние «конфликта души» вызвано впечатлениями и состояниями из детства: на всех конфликтах лежит отпечаток опыт детства - отношения с родителями, конфликты в детстве. Т есть Истоки межличностных конфликтов находится в детстве. - Известно суждение Л. С. Выгодского по поводу взглядов Фрейда: «Человек как бы раб своего раннего детства, он всю жизнь разрешает и изживает те конфликты, которые создались в первые месяцы его жизни».
2. К внутренним конфликтам приводит отказ от своих желаний из–за норм общества => патогенный конфликт между сознанием и совестью.
То есть, получается, что поведение человека детерминировано скорее его собственными внутренними особенностями, нежели внешней ситуацией:
Карен Хорни: Человек невротического склада действует сразу в двух несовместимых направлениях.
Альфред Адлер проблемность во взаимодействии индивида с обществом связывает с «невротическим стилем жизни», который является следствием «трудного» детства и характеризуется такими особенностями, как эгоцентризм, отсутствие сотрудничества, нереалистичность.
Гарри Салливен: под влиянием раннего опыта отношений у человека возникают т.н. «динамизмы» и «персонификации», которые начинают играть роль регуляторов межличностного взаимодействия, сводя к минимуму значение последующих интерперсональных ситуаций.
Эрик Эриксон: каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий.
Интрапсихическая интерпретация Конфликта:
Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей
Увеличение фрустрационной напряженности в случае несоответствия потребностейресурсам индивидуума и особенностям микросоциального взаимодействия, повышения требований, предъявляемых к адаптационным механизмам, в значительной мере обусловлено возрастанием вероятности рассогласования в системе потребностей. Возникновение в указанной системе сравнимых по силе, но противоположных по направленности потребностей делает невозможным устранение, поскольку независимо от выбора стратегии этого поведения одна из конкурирующих потребностей неизбежно блокируется.
Такой тип фрустрации представляет собой интрапсихический конфликт.
1. Конфликт типа желаемое—желаемое (аппетенция—аппетенция) имеет место в том случае, если индивидуум должен выбирать одну из двух равно желаемых возможностей. Субъект при этом испытывает одинаково выраженную потребность реализовать обе возможные линии поведения. Хотя обе они оцениваются как желаемые, необходимость пожертвовать одной из них обусловливает фрустрирующий характер ситуации.
2. Конфликт типа нежелаемое—нежелаемое (аверсия —аверсия) связан с необходимостью выбора между двумя равно нежелательными возможностями. При этом имеются конкурирующие потребности избежать каждой из альтернатив, одна из которых неизбежно фрустрируется.
3. Конфликт желаемое—нежелаемое (аппетенция — аверсия) обычно описывается как стремление индивидуума к какой-либо цели, от достижения которой его удерживает страх или иной отрицательный стимул, ассоциирующийся с желаемой целью или ее окружением, т. е. как конкуренция между равно выраженными потребностями достичь цели и избежать связанного с ней же отрицательного стимула.
2. Ситуационные подходы:
Оппозицией понимания конфликтов как явления интрапсихического происхождения – внутреннего - стал перенос акцента на внешние причины их возникновения.
В рамках ситуационных подходов выполнено огромное число экспериментальных исследований, в которых изучались различные аспекты поведения участников конфликтов в их зависимости от бесконечно варьировавшихся внешних ситуации.
Ситуационные подходы в изучении конфликта представлены, прежде всего, бихевиористской традицией.
Как известно, бихевиоризм находит принципиально невозможным исследование каких бы то ни было факторов психической жизни человека, поскольку исходил из того, что научный статус психология может обрести только при наличии такого предмета своего изучения, который поддается объективному описанию. В качестве такого предмета бихевиористы рассматривали поведение.
В соответствии с бихевиористской теорией, основной методический принцип изучения поведения предполагал поиск связей между воздействиями («стимулами») и ответной поведенческой реакцией человека.
Отсюда основная схема бихевиоризма «стимул —► реакция» звучит применительно к конфликтам как «ситуация —► конфликтное поведение».
Следовательно, если речь идет о конфликтном поведении или взаимодействии, то источники его происхождения можно обнаружить, прежде всего, проанализировав ситуации – внешнюю ситуацию.