Итоги обработки результатов
Показатели активности вербального и образного мышления
По параметрам беглости и гибкости
Таблица
llдата | ||||
Обработка результатов. Испытуемые составляют матрицу, рассчитывая на повторяемость задания, в которой они обобщают полученные результаты.
Имеющиеся экспериментальные данные позволяют предполагать , что для возрастной выборки данной группы детей стабильными показателями активности мышления являются показатели вербальной беглости, равные 4 именам, образной беглости 4 рисункам, вербальной гибкости - 3 предложениям, образной гибкости – 4 рисункам. Естественно, что при учитывании показателей возрастных и образовательных особенностей.
Гораздо больший интерес приобретают собственные изменения показателей в разные периоды времени – утром, днём, вечером, а также при разных эмоциональных и психофизиологических состояниях субъектов. В таком случае можно, получить показатели активности мышления в разное время, а также найти свои лучшие биоритмические зоны.
Итоги обработки результатов.
Показатели активности мышления помогают рациональней использовать биоритмические зоны в практической деятельности, чем улучшают работоспособность и достигают более высоких результатов.
Собственные изменения показателей активности мышления помогают в разные периоды времени понимать биоритмические зоны повышенной активности мышления.
РАБОТА №3.
Исследование наглядно-образного мышления с помощью
Методики «пиктограмма»
Цель работы:
Данная методика относится к числу наиболее распространённых, причём она позволяет получить достаточно обширные сведения, касающиеся не только особенностей наглядно-образного мышления, но и особенностей эмоционального состояния испытуемых, направленности их сознания, личностных свойств. Это позволяет использовать методику для самых разнообразных целей, например при арт-терапии, оценке межличностных отношений, при установлении иерархических ценностей.
Методика была предложена отечественным нейропсихологом А. Р. Лурия в 1936г. В начале эта методика предназначалась только для клинических испытаний, но её простота и информативность до сих пор позволяют расширять сферу её применения.
Сущность методики состоит в передачи какого-либо вербального обозначенного понятия через его образ.
Само название – пиктограмма - обозначает рисуночное письмо, когда предметы, события и действия обозначаются рисунками или условными знаками. Это характерно для неграмотных людей, детей, некоторых народностей например, американских индейцев, некоторых народностей севера. Иногда такой способ коммуникации признаётся самым аффективным в некоторых службах, например. УВД, где достаточно скрупулёзно конструируется различные типы запрещающих или разрешающих знаков. Испытуемому не даётся никаких ограничений по поводу полноты и содержания
таблица
При обработке экспериментальных данных учитывают не только показатели всех четырех критериев, но и процедурные вопросы (лёгкость выполнения задания, эмоциональное отношение к нему, потребность в более широком пространстве и пр.).
Для получения основных экспериментальных результатов учащиеся обмениваются тетрадями и экспертным способом оценивают пиктограммы. Самый важный критерий – это критерий адекватности. Иногда для оценки достаточно одного рисунка, иногда необходимо получить дополнительные сведения у его автора. В таких случаях обоснованности связи между предложенным понятием и его пиктограммой, эксперт ставит знаки «+», при отсутствии связи – «-«. Норма - высокие показатели по критерию адекватности – от 70% и выше.
Итоги обработки результатов
В ходе работы проверяется способность испытуемого восстановить список исходных понятий по его собственным пиктограммам. Обычно для этого закрывается список понятий и испытуемому в случайном порядке предлагается восстановить их. Если испытуемый использовал для передачи разных понятий одни и те же пиктограммы, он допускает ошибки и всевозможные неточности типа синонимии, сокращения сложного понятия, перепутывания.
Как и первый критерий, второй критерий – восстанавливаемости понятий спустя отсроченный период – в норме достаточно высок, от 80% и выше. Поэтому показателю можно судить о роли памяти в мышлении. Некоторые исследователи считали её роль столь важной, что например, Блонский определял ум как память, т.е. он в мышлении ориентировался, прежде всего на запоминаемость признаков.
Третий критерий – конкретность – абстрактность – также оценивается экспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объекту. Если это соответствие максимально конкретно (например, весёлый праздник изображается в виде застолья с конкретными гостями и сервировкой стола), то эксперт оценивает пиктограмму в один балл. Если же образ носит достаточно абстрактный характер (например, тот же весёлый праздник изображается в виде восклицательных знаков), то пиктограмма оценивается в три балла. Могут быть и смешанные образы, которые трудно отнести к крайним типам. В таком случае они получают оценку в два балла. Экспертные оценки далее суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме составляют величине в два балла.
Четвёртый критерий – стандартность – оригинальность пиктограмм – также оценивается экспертом, во-первых, по своему субъективному представлению, и, во-вторых, по степени совпадения образов у разных испытуемых.
Совпадения уже говорят о стандартности выполнения задания, и такие пиктограммы получают низший балл, равный . уникальные, неповторяющиеся пиктограммы получают оценку – 3 балла, промежуточные варианты получают оценку, равную 2 баллам. Результаты суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют 2 баллам.
Как уже указывалось ранее, по методике «пиктограммы», можно получить сведения и более широкого характера, сводящегося не только к оценке наглядно-образного мышления, но и, например, направленности сознания, межличностным предпочтениям, эмоциональному состоянию испытуемого.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКА (РЕЧИ)
Язык – это система словесных знаков, общих для всех членов социума, регулятор их совместной деятельности, средство коммуникации, оформления и формулирования мыслей, передачи и закрепления общественно-исторического опыта. Любые знаки, в том числе и словесные заменяют собой предметы и явления реальной действительности, расширяют сферу взаимодействия, выходя за пределы конкретного времени и пространства, обеспечивают наибольшие экономичность и комфортность для пользователей. Знаки по своей природе искусственны, в отличие от естественных сигралов и признаков. Так, трепещущий под ветром флаг корабля может быть признаком ветреной погоды, но знаком государственной принадлежности. В случаях универсально широкого использования знаки превращаются в символы. Так. Скрещённые кости и череп из конкретного знака опасности превращается в символ всего смертельно опасного и трагического. Знаки различаются между собой по модальности (сравните между собой зрительную систему знаков дорожного движения, слуховые знаки азбуки Морзе, жестовые знаки глухонемых), длине и сложности алфавита (сравните знаки светофора и жесты регулировщика), степени конкретности – абстрактности (пиктограммы) в местах международных спортивных соревнований и абстрактная живопись).
Знаковость поведения – сущность человеческого бытия, человеческого сознания. Ещё древний философ Конфуций утверждал, что знаки и символы правят миром. Понимать, использовать, самим создавать знаки учатся с детства, родители учат детей, учителя – учеников. Проблемы семиотики – науки о знаках и знаковых системах – постоянно находятся под пристальным вниманием философов, лингвистов, психологов, этнографов, т.к. есть очень много доказательств того, что знаки связаны с особенностями отражения мира данной этнической общностью и конкретным индивидом.
Среди всех знаков особое место занимают вербальные, языковые знаки. Иногда их называют знаками знаков, т. к. с их помощью можно объяснить или создать любую систему знаний. Их можно перевести в любую сенсорную модальность (пишу, читаю, слушаю, говорю, осязаю пальцами по слепому методу), при необходимости можно заменить одни знаки другими без существенных потерь в понимании (например, при недостаточном знании языка).
Любой знак обладает двумя важнейшими характеристиками: внешним планом выражений «Я» и внутренним планом содержания, иначе говоря – значение. Проблемы значения изучаются семантикой (от греческого – обозначающий), довольно часто – психосемантикой, поскольку знаки создаются людьми в целях удобства общения. Самыми важными критериями эффективности знака, в том числе вербального, является знание его плана содержания (значения) и частота использования. Невостребованный знак постепенно переходит в разряд мёртвых, а плохое знание плана содержания приводит к ошибкам взаимодействия, иногда – к невозможности его.
Конкретный процесс использования вербальных знаков в целях общения, формулирования мыслей, оценки различных жизненных проявлений называется РЕЧЬЮ. Речь теснейшим образом связана с человеком и особенно – с его мышлением. Она отражает его индивидуальные, возрастные, половые интеллектуальные и профессиональные особенности (сравните людей мало и неохотно говорящих и разговорчивых, интересных и оригинальных собесеждников и надоедливых, скучных постоянно читающих эрудитов и людей, засыпающих на первой странице).
Классификация видов речи, также как и видов языка, разнообразна. Речь может быть внешней, внутренней и эгоцентричной, пассивной (аудирование – слушание и понимание – и чтение) и активной (говорение и письменная речь), монологической и диалогоческой, короткой и длинной, быстрой и медленной, понятной, отчётливой и сумбурной, эмоционально выразительной и монотонной, естественной и манерной, тихой и громкой, яркой и тусклой, интеллигентной и вульгарной, грамотной и неграмотной и т.д.
Речь имеет не только различные формы, но и выполняет различные функции – от экспрессивной до интеллектуальной. Разнообразие функций речи определяют возраст, пол, этническая и социальная принадлежность, уровень интеллектуального развития, профессиональные занятия, эмоциональное состояние.
Основным показателем хорошей речи является адекватное использование языковых средств, поэтому, прежде чем переходить к оценке различных речевых процессов, следует убедиться в том, что испытуемый достаточно хорошо ориентируется в системе языковых знаков, т.е. в системе семантических связей.
Существуют два основных метода оценки: прямой и косвенный. С помощью прямого метода испытуемый даёт осознанные ответы по поводу самых важных и существенных признаков различных языковых знаков. Например, в «словарном субтексте» Векслера испытуемые должны последовательно определять значения различных слов, от более простых и конкретных – «фабрика», «завтрак», «пещера» до более сложных и абстрактных – «стойкость», «периметр», «тирада», «пародия». Ответ, содержащий необходимый набор признаков. Оценивается высшим баллом – 2, менее точные ответы – более низким баллом – 1, случайные и субъективные признаки оцениваются 0.
Например, на слово «завтрак», распределяются следующим образом: утренний приём пищи, утренняя еда – 2, еда – что-то едят – 1. Кофе, бутерброд – 0 баллов. Подсчитывается общая сумма баллов по всему субъекту, на основании которой экспериментатор делает вывод в соответствие индивидуальных данных групповым нормам.
К прямым методам относятся также различные задания аналитического типа: найти в предложении главные члены, перенести предложение, ответить на вопросы, задать вопросы, обобщить содержание текста в одном предложении.
Косвенные методы, в отличие от прямых не требуют или в гораздо меньшей степени требуют осознанных реакций. Среди косвенных методов выделяются группы психофизических, ассоциативных, игровых и методов семантического дифференциала (С. Д).
Психофизиологические методы основываются на соотнесении первосигнальных и второсигнальных реакций, например, на регистрации работы слюнных желёз в ответ на предъявляемые слова – стимулы типа «лимон», «клюквы», «клубника». Совпадения реакций указывают на адекватное понимание семантических стимулов, отсутствие реакций на их появление на словесные стимулы типа «лиман», «клюка» указывает на искажённое искажение о признаках слов.
Ассоциативные методы в экспериментальной психологии зарекомендовали себя достаточно прочно ещё с конца Х1Х в.
Они показывают не столько семантические характеристики отдельных слов – стимулов, сколько наличие определённых связей между группами стимулов. Испытуемый, достаточно хорошо знающий систему языковых связей и взаимозависимостей, в условиях ассоциативного эксперимента подтверждает это. Рассмотрим некоторые виды ассоциативного эксперимента.
РАБОТА № 1.