Формы и специфика психологического знания
Термин "психология", образованный от греческих слов psyche – душа, психика и logos – знание, осмысление, изучение, имеет несколько значений.
Так, в первом, дословном своем значении психология – это знание о психике или наука, изучающая психику или внутренний, как сказали бы в древности, душевный мир человека.
Во втором, наиболее распространенном значении, слово "психология" относят и к самой психической, "душевной" жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии ребенка или подростка, рабочего или ученого, женской психологии и т. п.
Различив психологию как особую реальность и как знание о ней, заметим, что и понятие "психолог" – обладатель этого знания – тоже неоднозначно. Конечно, прежде всего, психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Так, в обыденной жизни психолог – это человек, "понимающий душу", разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом фактически является каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений – видных мыслителей, писателей, педагогов.
Итак, есть две разных формы психологического знания – научная и житейская, обыденная психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Бытовая или обыденная психология развивается как система житейских знаний о психических явлениях и детерминантах поведения, а также знаний, пришедших из других наук и художественной литературы. Житейская психология помогает ориентироваться во внешнем и внутреннем мире, но не обладает глубиной и доказательностью научной психологии.
Появление психологии как специальной научной дисциплины связано с формированием собственного понятийного аппарата и методических процедур.
Годом рождения научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты сначала лаборатория, а затем институт психологии в Лейпциге, основателем которого был Вильгельм Вундт (1832-1920). В.Вундт считал предметом психологии сознание и строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин – физики, химии, биологии. Используя элементарный прибор, хорошо знакомый каждому начинающему музыканту, он выделил элементы сознания, пытаясь изучить его структуру и объем.
Современная психология далеко ушла от механицизма Вундта, однако принцип научного абстрагирования и упрощения предмета исследования не потерял своей актуальности.
Основное отличие научной психологии от житейской заключается в том, что поле исследовательской деятельности последней формирует сама жизнь и разнообразие жизненного опыта. В науке происходит резкое сужение, ограничение предмета и объекта исследования, зафиксированное в специальном языке. Научный психолог теряет для изучения (не всегда безвозвратно) целые пласты житейского опыта, однако вводимые ограничения создают новые преимущества. Так, у Вундта точное предметное определение сложного для изучения объекта связано с умением с помощью простых методических процедур в специальной экспериментальной ситуации выделять его элементы, воспроизводить их в заданных условиях, измерять (и привлекать количественные методы для обработки полученных данных), и, в конечном счете, устанавливать закономерности, которым они подчиняются.
С ограничением предмета и появлением специальных методов его исследования связаны и остальные различия научной и житейской психологий, которые хорошо описаны в рекомендованных здесь учебниках и изучаются также в учебном курсе «Введение в профессию».
В разделе 1.1.1 настоящего пособия говорилось и о такой форме психологического знания как «практическая психология» или психологическая практика. Квалифицированный психолог на практике часто поступает, не опираясь на известные ему концепции и подходы, а иногда – даже противореча им. В то же время действия хорошего психолога-практика часто весьма эффективны, так как главную роль в них играет мастерство, можно сказать, искусство или магия, харизма и уникальный опыт Мастера. Цели практической психологии – достижение результата и помощь людям – частично расходятся с целями научной психологии, которая в конечном итоге направлена на поиски истины и смысла. Поэтому в 21 веке уровнем развития психологической науки недовольны, прежде всего, сами психологи, которые часто выполняют сложные социальные заказы и решают практические проблемы (например, комплектования совместимых команд или оптимизации эмоциональных состояний), но не имеют единой психологической концепции, объясняющей эффективность их действий. Можно сказать, что сейчас психологи-практики больше умеют, чем знают. Именно психологическая практика дает психологической науке неисчерпаемый материал для своего развития. В тоже время теория помогает увидеть реальность под новым углом зрения и чем оригинальнее разработанная концепция, тем она эвристичнее для практики, тем больше она способствует поиску новых приемов и способов взаимодействия с психологической реальностью.
В последние десятилетия появилась новая форма психологического знания – так называемая поп-психология. Это - не научно-популярная психология, которая направлена на объяснение научных достижений доступным для простых людей языком и тем самым – на популяризацию психологии. Поп-психология это – элемент общества потребления и массовой культуры - упрощенные советы для всех и во всех ситуациях, которые так нравятся людям, стремящимся получить желаемое быстрее и легче. Такие советы можно в большом количестве обнаружить на прилавках современных магазинах – например, как стать богатым, как выйти замуж и т.д.. Это схематизированные, вульгарные эрзац-знания, которые не решают психологических проблем человека, а заводят его в тупик самообмана. Понятно, что если советы не предполагают учета ваших личностных качеств и индивидуальной ситуации, то и помогать они будут с вероятностью – 50 на 50%. Поп-психология подрывает авторитет психологической науки, так как выступает от её имени. Человек, один раз доверившись шарлатану, перестает доверять психологам вообще. Конечно, здоровая конкуренция в конечном итоге выправит ситуацию на рынке психологических услуг, однако в современной ситуации психологическая наука сталкивается с определенными трудностями, связанными с уровнем культуры некоторых слоев населения.
Итак, научная психология является системой теоретических, методических и экспериментальных средств познания психических явлений, она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. О методах психологии мы будем говорить в следующем параграфе. А сейчас необходимо обратиться к специфике психологической науки по сравнению с другими отраслями научного знания.
1) Особенность психологии, как мы уже отметили в предыдущем разделе, состоит в соединении и использовании знаний других наук для разработки психологической проблематики. При этом психология использует стратегии и парадигмы как естественных, так и гуманитарных наук. А самое интересное знание и новые прикладные отрасли рождаются на стыке наук – психофизиология, психолингвистика, психофизика и т.д.
2) Предмет психологии – психические закономерности и явления, особенности поведения – является самым загадочным и малоизведанным. Как говорил А.Эйнштейн, «решение физических проблем – это детская игра по сравнению с психологическими исследованиями детской игры». Несмотря на то, что психологи до сих пор расходятся в определении предмета своей науки и подходах к его исследованию, психология является самостоятельной фундаментальной наукой, имеющей множество прикладных отраслей.
3) Единой психологии фактически не существует, есть различные направления, школы, течения.
4) Особенностью психологического изучения является то, что объект познания в некоторых случаях одновременно является и познающим субъектом (так как познание является одним из видов человеческой деятельности). Определение субъекта и объекта также приводилось выше. Здесь мы только подчеркнем специфические для психологической науки сложные и неоднозначные субъект-объектные отношения. Спецификой психологии является способность объекта изучения к внутреннему отражению своих состояний. Обыденные представления человека о себе, являясь средствами и результатами разрешения реальных жизненных задач, могут быть устойчивыми и существовать независимо от их научных объяснений. Психологический факт зависит от его интерпретации исследователем. Гуманитарный аспект психологии заключается не только в изучении, но и в практике создания этих представлений как способов преодоления конфликтных ситуаций, осмысления и продуктивного развития жизненного опыта.
5) Знания, получаемые в научной психологии (в отличие от физики, химии и т.п.) могут использоваться не только для ускорения культурного или технического прогресса, для взаимодействия с миром и людьми, но и для радикального самосовершенствования. Можно научиться управлять вниманием и памятью, развить логические и образные компоненты мышления, научиться преодолевать внутренние барьеры на пути к оригинальным решениям, организовать и дисциплинировать свои эмоции, - то есть встать на путь сознательного преодоления своих недостатков, чтобы самоактуализироваться как личность, не потерять вкус к жизни
1.2. Структура психологической науки и общая характеристика её методов