Профессиональное сознание и самосознание учителя
Основополагающим условием профессионального и личностного развития учителя является самосознание.
В чём разница между сознанием и самосознанием? Сознание — это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему.
Сознание — необходимая предпосылка для мышления, поскольку только благодаря ему мы вообще отличаем себя от окружающего нас мира, говорим о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли, «Я» мышления и чувства. Но само сознание есть не только мышление. Сознание включает в себя мышление как необходимую часть
Самосознание. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я» .
Категории сознания и самосознания являются наиболее сложными для изучения и понимания в психологической науке. Эти феномены были в центре научных дискуссий на всем протяжении развития философско-психологического знания. Для античных философов Платона, Сократа, Аристотеля самосознание означало самопознание.
В современной психологии наибольший интерес у исследователей вызывают проблемы возникновения самосознания, его структуры и уровневой организации.
В отечественной психологии общепринята точка зрения, согласно которой развитие самосознания личности происходит, прежде всего, под влиянием общественного сознания, преобладающих в обществе мировоззрения, нравственных и этических норм (Л.И. Божович, И.С. Кон, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.).
Несмотря на отсутствие единства в терминологии и разнообразие определений, большинство исследователей понимают под самосознанием осознание человеком себя как личности и индивидуальности.
Самосознание характеризуется своим продуктом – представлением о себе, Я-концепцией или Я-образом.
Я-концепция или Я-образ – это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.
Я-концепция является установкой человека по отношению к себе самому. Как всякая установка она включает в себя три компонента.
Во-первых, когнитивный компонент– знание, представление о самом себе: своей внешности, способностях, социальной значимости и т.д.
Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент–отношение к самому себе («нравлюсь» – «не нравлюсь»), включающее самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.
В-третьих, поведенческий (волевой) компонент– стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение окружающих, повысить свой статус или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки.
Психологи фиксируют у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга Я-образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. Я-образ – не статическое, а динамическое образование личности.
Я-концепция или Я-образ может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как Я-реальное.
Я-идеальное – представление о том, каким человек должен стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. Я-идеальное выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности.
Я- фантастическое – представление о том, каким человек желал бы стать, если бы это оказалось возможным. Конструирование своего фантастического Я свойственно не только подросткам и юношам, но и взрослым людям. Фантастическое Я, являясь мечтой, фантазией, выступает для человека стимулом самосовершенствования. Однако, важно, чтобы не происходила подмена фантастическим Я объективного понимания своего положения и места в жизни.
Я-концепция или образ Я – возникает у человека в процессе социального взаимодействия как уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает отпечаток на все жизненные проявления человека с самого детства и до глубокой старости.
В процессе взросления в профессиональном обучении и трудовой деятельности у личности на основе самосознания развивается профессиональное самосознание. Являясь частным случаем самосознания личности, профессиональное самосознание характеризуется теми же, перечисленными выше свойствами и качествами, хотя и имеющими свою специфику.
В отечественной психологии существуют различные взаимодополняющие определения этого термина. Например, одни авторы (Б.Д. Парыгин и др.) вкладывают в это понятие осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессии, другие (В.Д. Брагина и др.) делают основной акцент на познании и самооценке профессиональных качеств и отношении к ним, третьи (П.А. Шавир и др.) трактуют его как осознание себя как субъекта своей профессиональной деятельности.
Согласно этим интерпретациям, можно определить профессиональное самосознание педагога следующим образом.