V . постконфликтный синдром
Необходимо учитывать, что частичное разрешение конфликта, как правило, приводит к возникновению постконфликтного синдрома, выражающегося в напряженных взаимоотношениях бывших оппонентов конфликта. Он заключается в следующем:
· Сохраняется эмоциональная напряженность в форме обоюдных обид, подозрительности и недоверия, переживаний, обусловленных понесенными потерями и неудачами.
· Осуществляется коррекция самооценок и притязаний, отношения к оппоненту.
· Обострение чувства вины, горечи.
· Отношения восстановлены, но обусловлены в большей степени функциональной зависимостью – то есть в рамках совместной деятельности.
· При обострении противоречий постконфликтный синдром может стать источником нового конфликта, с другим объектом, на новом уровне и с новым составом участников.
Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию, по устранению причин конфликта.
Разрешение конфликта – как результат повышения профессионализма, активизации собственной мыслительной деятельности учителя, осознание реальных причин конфликтных ситуаций с учащимися. Разрешить – исследуя, найти правильный ответ; найдя решение чего-нибудь, устранить, разъяснить.
Отсюда, понятие «разрешение конфликта» предполагает активную деятельность ученика, направленную на прекращение конфликтных действий, осознание причины и прекращение проблемы, которая привела к столкновению с педагогом.
Разрешение конфликта приводит к разрядке, спаду напряженности, переключению внимания на свои обязанности и дела; повышению активности учащихся в учебной деятельности, в результате чего происходит восстановление душевного равновесия, углубление понимания жизненных ситуаций, возникновение нового ценностного сознания школьников; учащиеся стремятся сохранить единство в системе отношений «учитель-ученик».
Анализ психолого-педагогической литературы (О.В. Галустова, А.Б. Добрович, М.М. Рыбакова, К.С. Лисецкий, И.Г. Атаянц, Л.М. Ломджария, Е.И. Кокконен и др.) позволил выделить следующие Условия, при которых разрешение конфликтов имеет конструктивный (продуктивный) характер:
· прекращение конфликтного взаимодействия;
· поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях и интересах;
· изменение эмоционального отношения к противоборствующей стороне; объективное обсуждение проблемы;
· выбор оптимальной стратегии разрешения конфликтной ситуации.
I. Прекращение конфликтного взаимодействия означает, что в ходе общения (в процессе учебной деятельности) должно быть изменено поведение обеих сторон или одной из них. Известно, что это условие выполнимо при наличии определенного набора личностных характеристик конфликтующих в диаде «учитель-ученик». В самом общем виде набор личностных характеристик представляется как интеграция социального и биологического: возрастные и половые особенности, тип нервной системы (темперамент), волевые качества, коммуникативные умения и навыки, уровень конфликтологической грамотности, эмоциональность, активность, мотивационная сфера.
Прекращение конфликтного взаимодействия также возможно при:
· осознании (признании) обеими сторонами существовании конфликта;
· правильной оценке, анализе конфликтной ситуации;
· прогнозировании ее дальнейшего развития.
Учет личностных характеристик конфликтующих сторон, прогнозирование развития конфликта, оценка и анализ ситуации способствуют продуктивному разрешению конфликтной ситуации между учителем и учеником.
II.Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях и интересах учителя и ученика является процессом двусторонним и предполагает анализ каждой стороной не только своих целей и интересов, но также и целей и интересов другой стороны. Примером этого условия в нашем случае может служить период подготовки учащихся старших классов к выпускным экзаменам – точкой соприкосновения может быть результат подготовки учащегося, т.е. заинтересованность обеих сторон в положительном результате. Здесь, с одной стороны учитель, желающий получить высокий процент качества знаний ученика, который является показателем его успешной работы с этим учеником, с другой стороны учащийся, нацеленный на высокую оценку или экзаменационный балл, обеспечивающий ему дальнейшую учебу после школы. Таким образом, в этом случае для разрешения конфликтной ситуации возникает необходимость сосредоточения не на личностях (учитель-ученик), а на интересах и целях.
III. Изменение эмоционального отношения к противоборствующей стороне означает деятельность сторон в направлении смягчения негативного отношения друг к другу, т.е. перевод отношений в системе «учитель-ученик» на уровень взаимоприемлемых для обеих сторон, переключение внимания с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых отношений учебной работы. Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает общающихся, позволяет открывать новые, дополнительные способы преодоления трудностей и неприятностей, связанных с разрешением конфликтов. Среди приемов уменьшения негативных эмоций противоположной стороны также выделяют такие, как положительная оценка некоторых действий взаимодействующих, готовность идти на сближение позиций, обращение к третьей стороне, критичное отношение к самому себе, уравновешенное собственное поведение и др.
IV.Оптимальной стратегией разрешения конфликтной ситуации является использование медиации, то есть третьей стороны– психолога, который сможет грамотно провести психологический анализ конфликтной ситуации и поможет участникам найти не только варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения и погашения конфликта.
При разрешении конфликта в школьной среде необходимо проанализировать:
· что предшествовало возникновению конфликта (место возникновения, деятельность участников);
· какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступке;
· ситуация с позиции учителя и ученика;
· личностные позиции учителя и ученика;
· содержание конфликта (конфликт деятельности, поведения или отношений);
· варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения сторон;
· перспективы дальнейшего взаимодействия.
К наиболее эффективным стратегиям, применимым для разрешения школьного конфликта относятся компромисс и сотрудничество. Компромисс состоит в желании обеих сторон завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Для его достижения можно применить технику «открытого разговора», которая заключается в: 1) обоснованном заявлении, что конфликт невыгоден обtим сторонам; 2) предложении закончить конфликтовать; 3) признании своих ошибок; 4) без негативных эмоций обсудить взаимные уступки и при необходимости откорректировать их.
Подводя итоги сказанному, необходимо отметить, что каждый конфликт носит неповторимый, индивидуальный характер. Поэтому определение существа конфликта важно для нахождения средств эффективного поведения, которые в целом и составляют условия конструктивного разрешения конфликтов между учителем и учеником, а единство и общность мотивов и целей в системе отношений «учитель-ученик» становятся залогом сохранения и утверждения норм поведения конструктивного взаимодействия.
Лекция 9.