Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов

Анализатор Абсолютный порог Дифференциальный порог Степень исполнения в технических системах, %
    Единицы измерения Примерная величина Единицы измерения Примерная величина    
Зрительный (постоянный точечный сигнал) ЛК 4-1Q-9—1<И ЛК угл. мин 1% ОТ ИСХОДНОЙ интенсивности 0,6—1,5
Слуховой 3,ина/сма 0,0002 ДБ 0,3—0,7
Тактильный мг /мм2 3—300 мг/мм2 7% от исходной интенсивности
Вкусовой мг /л 10—10000 мг/л 20% от исходной концентрации крайне незначительные
Обонятельный мг/л 0,001 — 1 мг/л 16—50%, то же 2,5—9%от исходной величины  
Кинестетический кг кг    
Температурный с0 0,2—0,4 с0    
Вестибулярный (ускорение при вращении и прямолинейном движении) м/с- 0,1—0,12      

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. VIII.21. Ход темновой адаптации глаза после предварительной адаптации к яркому свету (по Кравкову)

теля соответствующие рецепторы приспосабливаются к нему, вследствие чего начинает снижаться интенсивность нервных возбуждений, передаваемых от рецепторов к коре, что и лежит в основе адаптации. Благодаря адаптации ощущения, бывшие резкими и сильными при первоначальном раздражении рецептора, при непрерывном действии того же раздражителя ослабевают и могут даже совсем исчезнуть. В от-

дельных случаях адаптация выражается, наоборот, в повышении чувствительности.

Адаптация особенно проявляется в сфере зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса и свидетельствует о большой пластичности организма, его приспособлении к условиям среды.

Хорошо известно, что при переходе от яркого света в темноту мы сначала не видим предметов, но постепенно начинаем различать их очертания (адаптация к темноте). Если измерить чувствительность, то окажется, что она возрастает, причем сначала очень быстро, потом все медленнее и, наконец, устанавливается на определенном уровне.

Производя последовательные замеры чувствительности, можно построить график, отражающий ход изменения чувствительности во времени — так называемую кривую темновой адаптации.

Примечание. Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля даны в конце темы «Восприятие».

IX. ВОСПРИЯТИЕ

Узловые вопросы темы

1. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий.

2. Зависимость восприятия от направленности личности и других психических процессов. Восприятие и прошлый опыт человека.

3. Предметность, целостность, константность, избирательность и осмысленность как основные особенности восприятия.

4. Восприятие пространства, времени и движений. Иллюзии.

Основные психологические понятия по теме

Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности.

Аудиовизуальное восприятие — одновременное восприятие слухом и зрением.

Восприятие — форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Избирательность — качество восприятия, определяемое направленностью или опытом личности.

Иллюзии восприятия — искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.

Константность восприятия — относительное постоянство образов предметов, в частности их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия.

Наблюдательность — свойство личности, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали.

Осязание — вид восприятия,

складывающийся на основе тактильного и двигательных ощущений.

Перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти.

Перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.

Предметность восприятия — отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.

Сенсорика — понятие, обобщающее ощущения и восприятия.

Целостность восприятия — особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств; ц. в. формируется в предметной деятельности человека.

Восприятие — это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостио-г о предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.

В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных.

Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

Физиологической основой восприятия является условнорефлек-торная деятельность внутрианализа-торного и межанализаторного комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений.

Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы (см.), т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета.

Исследования П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна показали, что сформированные перцептивные образы, становясь акцепторами действия, обуславливают обратную афферентацию и регулируют протекание исполнительной деятельности.

Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом.

Восприятие — результат сложной аналитико-синтетической деятельности.

В исследованиях установлено, что в акте восприятия начинается управление действием.

Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т. д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта.

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX. 1. Общая модель распознавания образов

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX.2. Дополнение данных ощущения в восприятии

Во всех видах восприятия моторный компонент способствует вычленению объекта из окружающего фона. Так, зрительное восприятие связано со зрительно-моторной координацией, слуховое восприятие начинается с фиксации раздражителя путем обращения слухового анализатора к источнику звука, а осязание определяется сложным взаимодействием тактильно-моторных анализаторов.

И. М. Сеченов отмечал, что сенсорный и двигательный аппараты в процессе приобретения опыта соединяются в единую отражательную систему.

При изучении зрительной деятельности, приводящей к формированию зрительного образа, обнаружены различные уровни перцептивного действия.

На начальной стадии формирования перцептивного образа отмечено развернутое взаимодействие ориентировочно-исследовательских, познавательных и исполнительных действий.

На высших стадиях развития восприятия взаимоотношение основных компонентов действий происходит неявно, а преобразование зрительного образа совершается в соответствии с поставленной задачей.

Глаз в процессе зрения совершает своеобразные движения поиска объекта. При рассматривании различных предметов можно зафиксировать многочисленные и очень сложные движения глаз. Исследования показали, что характер движений зависит от степени осведомленности об объекте, его сложности, значимости для личности.

Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из сле-

и его свойства

Восприятие — познавательный психологический процесс, в результате которого происходит отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Предметность   Целостность
Выражается в отношении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.   Восприятие есть всегда целостный образ предмета. .
Структурность   Константность  
Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.   Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. д.  
Осмысленность   Избирательность  
Восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.   Проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.  
             


Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX.3. Рисунки испытуемого после первичного (а) и повторного (б) ощупывания объекта

дующих перцептивных действии:

поиск объекта;

выделение наиболее характерных его признаков;

опознание объекта, т. е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений.

В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания и чувства человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции (см.).

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. 1Х.4. Установка в зрительном восприятии

Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия (см.). Избирательность восприятия зависит от интересов и в значительной степени от установок личности.

Восприятие человека предметно (см.) и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение.

Швейцарским психологом Pop-шахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро...). Опыты Роршаха доказали,

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX.5 (а, б, в, г). Огимульный материал теста Роршаха

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. 1Х.6. Силуэтный рисунок

Рис. IX.7. Незавершенные фигуры

что только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна именно как таковые.

Восприятие характеризуется константностью (см.). т, е. относительным постоянством. Эта особенность объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет огромное практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом повороте, движении, из-

менении освещенности мы сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее.

Восприятие взаимосвязано с речью. Слово позволяет глубже познать и отнести воспринимаемый объект к определенной категории.

На рисунке IX.6 показан типичный пример узнавания на основе словесной опоры. С первого взгляда в наборе пятен можно не опознать что-либо определенное. Но стоит только сказать, что это собака, как все они сразу объединяются в определенную фигуру. Слово как бы восполняет то, что отсутствует в рисунке.

Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее определенную структуру на данном рисунке. Мы воспринимаем не отдельные обрезки прямых линий или. определенную совокупность штрихов, а видим сразу же квадрат, окружность, треугольник. Незавершенность рисунка восполняется нашим опытом, знаниями.

Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета и протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос «Что это такое?».

Восприятие не определяется просто набором раздражителей. Показательными с этой точки зрения являются так называемые «двойственные изображения».

В рисунках IX.8 —10 выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием.

К факторам восприятия, обеспечивающим выделение фигуры из фона(по М. Вертхаймеру), относятся (примеры на рисунках):

1. Сходство. В фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, величине, текстуре и т. д.

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. 1Х.7а. Вазы и лица

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX.8. Лицо и дерево

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX.9. Сосчитайте, сколько кубиков

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX.10. Где фигура, а где фон?

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX.П.

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX.13 (а, б, в).

Рис. IX.12.

(на рис. IX.11 — столбики крестиков и ноликов).

2. Близость. В фигуру объединяются элементы, близко расположенные (на рис. IX.12 — две узкие вертикальные полосы).

3. «Общая судьба». Если группа воспринимаемых элементов смещается или движется относительно других в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то они объединяются в фигуру (фактор можно подтвердить опытом с точками, нанесенными на два стекла).

4. «Вхождение без остатка». На рис. IX.12 — три широкие вертикальные полосы.

5. «Хорошая линия». Фактор определяет избирательность восприя-

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. 1Х.14.

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX.15. Треугольник Пенроуза: поэлементно (А) — все правильно, но целостное восприятие (Б) обнаруживает нереальность изображенного

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX.16. Присоска А. Л. Ярбуса в разрезе

тия двух и более пересекающихся или касающихся линий (на рис. IX.13а воспринимается, как правило, прямая и изогнутая, хотя их можно воспринять как две изогнутые, показанные на рис. IX.136 и в).

6. Замкнутость. Из двух или серии взаимосвязанных замкнутых и разомкнутых фигур воспринимаются замкнутые (на рис. IX.14 — квадраты и окружности).

7. Установка или поведение наблюдателя.

8. Прошлый опыт. Так, хорошо понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в ее истинном смысле (например: собакаестмясо или: кошкаловит-мышей).

Каждая часть образа восприятия приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.

Процесс движения глаз при зрительном восприятии можно зафиксировать на фотопленке с помощью киносъемки зрачка одного глаза или отражаемого луча в зеркале специальной присоски. Результаты этой, фиксации на примере рассматривания изображения Нефертити с помощью присоски А. Л. Ярбуса изображены ниже.

Глаз — подвижный орган, способный совершать движения относительно воспринимаемого объекта.

Движения глаз разнообразны по форме. Выделяют два основных типа движений глаз:

прослеживающие — слаженные, плавные движения, они помогают глазу непрерывно фиксировать перемещающийся объект;

саккадические — быстрые скачки глаз, наблюдаемые при рассматривании наблюдаемых объектов.

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

фовеа — обоих глаз или в точки, удаленные от середины центральных ямок на одно и то же расстояние и в одном и том же направлении. Эти пары точек называются корреспондирующими; любые другие точки — диспаратными (изображения в этих точках двоятся).

По закону идентичных зрительных направлений, сформулированному И. Мюллером и Э. Герингом, в одном направлении воспринимаются все объекты, проецирующиеся на корреспондирующие точки сетчаток. Для центральных ямок сетчаток это направление совпадает с

Рис. IX.17. Нефертити и запись движения глаз при ее рассматривании

Важнейшим механизмом зрительного восприятия пространства является механизм фузии, лежащий в основе бинокулярного зрения (зрения двумя глазами).

Объединение сетчаточных изображений левого и правого глаза в единый образ происходит лишь в том случае, когда объекты проецируются примерно на центральные ямки —

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX.18. Запись движений глаз в процессе чтения: а) на неподвижную; б)чна движущуюся фотобумагу

линией, проведенной через точку фиксации и середину линии, соединяющей правый и левый глаз, т. е. центр так называемого циклопического глаза.

Совокупность точек пространства, которые при данном угле конвергенции (сведения оптических осей левого и правого глаза) проецируются на корреспондирующие точки сетчатки, называется гороптером и представляет собой окружность, проходящую через центры обоих глаз и точку фиксации (исследования И. Мюллера).

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Циклопический глаз

Рис. IX. 19. Закон идентичных зрительных направлений (по Э. Герингу)

Рис. IX.20. Теоретический гороптер (по

И. Мюллеру): углы ее и р равны между собой, а углы р и у — не равны

Бинокулярная фиксация развивается в течение первых трех месяцев жизни ребенка (исследования М. Н. Денисовой и Н. Л. Фигурина).

Э. Гибсон и Р. Уорк провели опыт с детьми от 6,5 до 14 месяцев на восприятие глубины. Ребенок помещался в центре стола, покрытого толстым стеклом с клетчатой подстилкой. При этом стекло наполовину свешивалось со стола на высоте 1,5 м над полом, покрытым той же клетчатой подстилкой. Из 36 испытуемых на зов матери подползали к безопасному краю стола 75% детей, к краю с «обрывом» — лишь 8%, 62% детей оставались при этом

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. 1Х.21. Воздушная перспектива

на месте, а 30% — уползали в противоположном направлении.

Опыт говорит о раннем развитии механизмов зрительного восприятия глубины.

Для восприятия глубины немалое значение имеют мускульно-двигательные ощущения, возникающие при сокращении и расслаблении глазных мышц.

В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов.

При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаимоположение светотеней, которые зависят от расположения предметов. Человек подмечает эти особенности и научается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.

Форма — один из более информативных и устойчивых признаков предметного мира. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, т. е. границы пространственных элемен-

тов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре. В ряде случаев, наоборот, контур выявляется лишь как элемент данной фигуры. На рис. IX.23 (а и б) в равной мере намечены контуры равностороннего треугольника. Вместе с тем воспринимаются эти фигуры по-разному.

При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).

Восприятие времени — это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности. Время, заполненное значимыми для человека событиями, течет быстро. Если же событий мало или они малосущественны, время тянется медленно. При воспоминании событий прошлого, наоборот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоминаются как длительные, не наполненные событиями — как короткие.

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX.22. Линейная перспектива

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX.23. Восприятие формы. Фигура и контур (по В. Метцгеру)

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX .24. Схема ^нокулярно™ зреИи Пр фи а = г™*^ А«о

ГГа^7лТ5Г^^^^ 6У№ падаТь „а не_,енНЬ

точки сетчаток

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис IX.26. Иллюзия неравенства сторон (перенос размеров площади на длину сторон)

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX.25. Какая линия является продолжением линии АБ?

Рис. IX.27. Почему вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных?

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. 1Х.28. Почему линия АБ кажется короче линии АС?

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX.29. Иллюзия контраста яркостей предмета и фона

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX.30. Какая палуба длиннее?

Рис. IX.33. Является ли окружностью замкнутая кривая?

Рис. IX.32. Какая из горизонтальных линий

длиннее?

Рис. iX.al. Какое расстояние длиннее: между клювами верхней пары птичек или клювами нижней пары?

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. 1Х.34. Параллельны ли горизонтальные линии?

На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного кажется, что желанное долго не наступает.

Восприятие движений — это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей среде.

Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные иллюзии. Иллюзии имеют самые различные причины; практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр.

Вопросы и задания по теме

1. Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие — результат сложной аналитико-синтетической деятельности?

2. Исследования показали, что при рассматривании объекта глаз никогда не остается в покое: он совершает скачкообразные движения, останавливаясь на отдельных деталях воспринимаемого образа и фиксируя их, а затем переходя к следующим деталям. Если человек рассматривает портрет, его взор скачкообразно перемещается по отдельным частям этого портрета, выделяя те де-тели, которые несут максимальную информацию.

Объясните, какую роль играют движения глаз в сложном зрительном восприятии. Почему процесс .восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта?

3. Объясните: почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом?

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX.35. Правый верхний угол квадрата кажется не прямым, а острым

4. Расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, какое-то животное и т. д.). Какая важная особенность человеческого восприятия в этом проявляется?

5. Какие основные требования с точки зрения психологии восприятия следует предъявлять к демонстрации наглядного материала? Какое значение для восприятия имеет словесное указание?

6. Объясните следующий факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?

7. Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом. От какой закономерности восприятия зависит эта способность человека?

8. При одновременном восприятии белого круга на черном фоне и черного круга на белом фоне последний кажется меньше. Какая закономерность восприятия проявляется в этом примере?

9. Известно, что один и тот же отрезок времени в разных ситуациях воспринимается по-разному. Объясните некоторые закономерности субъективной оценки времени человеком.

10. Чем объяснить, что слепорожденные, прозревшие после удачно сделанной операции, вначале не различают ни формы, ни величины, ни удаленности предметов?

11. Возьмите какую-нибудь тему из преподаваемого вами учебного предмета и постарайтесь установить:

1) Какое влияние на восприятие учащимися нового материала оказывает знание ранее пройденного? Объясните с позиций психологии необходимость систематического приготовления домашних заданий.

2) Как проявляется целостность, осмысленность, константность и избирательность восприятия школьников?

3) Какие требования с точки зрения психологии восприятия необходимо предъявлять к показу наглядных пособий и к самим наглядным пособиям?

Для выявления индивидуальных различий восприятия испытуемым можно по-

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX.36. Прямолинейные стороны квадрата кажутся изогнутыми

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX.37. Равные кубы по мере удаления по законам линейной перспективы кажутся больше

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. 1Х.38. Горизонтальные прямые линии за счет фона искривляются

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

РисЛХ.39. На фоне концентрических окруж- Рис. IX.40. Оцените на глаз размеры окружностей прямые кажутся изогнутыми ностей и кругов в центрах фигур

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX.41. Иллюзия искажения формы квадратов

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX.42. Иллюзия смещения. Прямо ли нарисованы буквы?

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. 1Х.44. Роль группировки при подсчете объектов

казать ряд сюжетных картинок и предложить составить рассказ по следующей форме: что было до данного момента, что происходит в данный момент, что переживают и думают люди, изображенные на картинке, чем закончится событие. На составление рассказа по каждой картинке отводится 5 минут.

Обратите внимание на смысловое содержание рассказов и сделайте вывод об индивидуальных особенностях восприятия.

12. Наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие. Наблюдательность — качество личности, необходимое для успешной деятельности вообще, а для учебной — особенно.

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX.45. Восприятие перечеркнутых фигур больными со зрительной агнозией

Подберите конкретные примеры проявления наблюдательности у учащихся вашего класса на уроке и во внеклассной работе.

Подумайте:

1) Какие условия, по вашему мнению, способствуют развитию наблюдательности у школьников?

2) Чем вызвана необходимость словесных указаний и фиксации результатов наблюдений (записей, чертежей, схем)?

3) С какими ошибками при восприятии учащимися учебного материала вы чаще всего встречаетесь в своей педагогической практике и чем они обусловлены?

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. IX.46. Исследование оптического гнозиса. Таблицы Поппельрейстера с перечеркнутыми и наложенными друг на друга фигурами (по А. Р. Лурия)

fi X. ПАМЯТЬ

Узловые вопросы темы

1. Понятие о памяти. Физиологический, биохимический и психологический подход к раскрытию механизмов памяти.

2. Виды памяти: словесно-логическая, образная, двигательная и эмоциональная.

3. Индивидуальные особенности и типы памяти.

4. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Условия, способствующие успешному хранению информации.

5. Представления.

Основные психологические понятия по теме

Амнезия — отсутствие памяти.

Воспроизведение — процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее.

Забывание — процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти.

Запоминание — психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

Мнемоника — совокупность приемов, облегчающих запоминание.

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Память механическая — память, основанная на повторении материала без его осмысливания.

Память оперативная — вид памяти, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности.

Память смысловая — вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

Память непроизвольная — запоминание без специальной установки.

Память произвольная — память, основанная на запоминании со специальной установкой.

Представление — образ ранее воспринятого.

Проактивное торможение —

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Рис. Х.1, Память в системе познавательной деятельности

ухудшение воспроизведения материала под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию.

Реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.

Узнавание — проявление памяти как воспроизведение образа при повторном восприятии объекта.

Эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека.

Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.

В свете марксистско-ленинской теории познания память рассматривается как отражение прошлого опыта.

Успешность памяти зависит:

от степени завершенности действий запоминания;

от интересов и склонностей личности;

от отношения личности к той или иной деятельности;

от эмоционального настроя;

от волевого усилия.

Многочисленные исследования показали, что нервная система мо-

жет с большой точностью сохранять длительное время следы различных раздражителей. Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда наук — физиологии, биохимии, психологии.

Физиологи связывают процесс хранения информации с образованием нервных связей (ассоциаций);

биохимики — с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур;

психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности.

Процессы памяти нельзя рассматривать как протекающие независимо от особенностей и свойств личности. Мнемические процессы тесно связаны прежде всего с направленностью и мотивацией личности.

Направленность личности характеризуется многими более или менее устойчивыми целями и мотивами деятельности, склонностями, интересами. Все это в существенной мере определяет своеобразие памяти. То, что является объектом интереса, запоминается быстрее и более прочно. Память зависит от различных сторон личности: уровня ее развития, развития волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер. Профессиональная память в той или иной мере присуща каждому человеку, и, чем значимее для человека профессиональная деятельность, тем богаче и его профессиональная память. Данные исследований показывают развитие различных сторон памяти. Существует некоторая генетическая последовательность в возникновении и проявлении разных видов памяти. Так, например, установлено, что узнавание генетически предшествует свободному воспроизведению представлений. Моторная память предшествует памяти на образы и мысли.

Уровни развития памяти в значительной мере зависят от возраста человека, общего состояния организма и т. д.

Большое влияние на память человека оказывает направленность деятельности, осуществляемой при запоминании и воспроизведении.

Различают два вида направленности, оказывающих влияние на успешность работы памяти. В одних случаях деятельность человека прямо направлена на то, чтобы запомнить воспринимаемое в данный момент, воспроизвести или узнать воспринятое ранее.

В других случаях деятельность человека бывает направлена на достижение иных целей, не имеющих прямого отношения к работе памяти. Тем не менее и тогда может иметь место тот или иной мнемический эффект. Мы можем в процессе выполнения деятельности что-либо запомнить, воспроизвести или указать, хотя соответствующая задача не ставилась.

Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.

В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается:

в различной скорости запоминания;

в прочности сохранения;

в легкости воспроизведения.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти.

Индивидуальные различия в па-

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов - student2.ru

Наши рекомендации