Преподаватель психологии в вузе
На сегодняшний день психология изучается в большинстве учебных заведений, никак не ограниченных лишь психологическими вузами. Ее преподают педагогам, медикам, юристам, экономистам, историкам, философам, менеджерам, представителям специальностей художественного профиля и др. Итогом изучения психологии в вузе становится приобретение студентами соответствующих знаний, умений, навыков и представлений. Во многих случаях побочным результатом оказывается психотерапевтическое воздействие на личность формирующегося профессионала, ибо само изучение психологии служит мощнейшим источником самопознания, побуждающего человека к самокоррекции и самосовершенствованию .
Преподавание психологии в высшей школе предполагает высокий уровень профессиональных знаний и педагогического мастерства. Для многих будущих специалистов в указанных выше областях изучение психологии в вузе становится на долгие годы единственным источником представлений об общей и научной психологии, о формах и способах приложения этих важнейших для человека знаний к собственной деятельности и социальному взаимодействию.
Преподавание психологии в вузе предусматривает следующие основные задачи:
- формирование у студентов научных знаний по психологии;
- развитие представлений о взаимосвязи психологии с другими науками, с осваиваемой в конкретном вузе профессией, среальными условиями жизнедеятельности общества;
- совершенствование самосознания студентов.
Профессия преподавателя психологии предъявляет высокие требования не только к исполнительской, но и к познавательной сторонам личности, к возможностям и навыкам саморегуляции. При этом обширные знания, образованность должны сочетаться с гибкостью мышления, способностью к восприятию передовых, неординарных знаний и методов. Преподавателю необходимо обладать умением пробуждать в аудитории мотивацию, поддерживать и развивать интерес к психологии в целом и к ее приложению в области конкретной специализации.
Работая со студентами психологических вузов, преподаватель должен воспитывать у них чувство ответственности за науку, правильное понимание сути профессиональной деятельности психолога, формировать профессиональную этику, должен умело приобщать их к профессиональному сообществу.
И в любом вузе, взаимодействуя с будущими специалистами разных профессий, преподаватель психологии должен добиваться логического осмысления представляемого им материала и продуманно контролировать уровень знаний студентов.
Психолог-методист
Психологи-методисты работают в окружных учебно-методических центрах города. Их профессиональные обязанности определяются сочетанием двух направлений деятельности — психологического и методического. Оказывая сопровождающую поддержку по этим направлениям профессиональной деятельности психологов различных образовательных учреждений округа, методисты прежде всего преследуют цель повышения качества этой деятельности с учетом реальных условий конкретной работы. В сферу обязанностей психолога-методиста входят следующие.
1. Сопровождение вхождения в деятельность молодых специалистов — содействие в их трудоустройстве и адаптации на рабочем месте, оценка и коррекция программ и планов их работы, содействие в реализации профессиональных умений и навыков с учетом запросов администрации и клиентов, оценка и коррекция их профессиональной деятельности.
2. Контроль и коррекция деятельности подшефных психологов, в том числе проверка грамотности ведения нормативной документации, объема и качества выполнения должностных обязанностей.
3. Оценка новых программ работы, создаваемых психологами и педагогами, формулирование рекомендаций по их доработке или их внедрению в практическую работу. Сопровождение работы городских экспериментальных площадок по специальности.
4. Участие в рассмотрении трудовых конфликтов, возникающих у психологов с педагогами или клиентами, поиск путей их преодоления в каждом конкретном случае.
5. Содействие повышению уровня профессиональных знаний подшефных психологов и педагогов, активная просветительская работа с ними.
6. Ведение нормативной документации, отражающей собственную деятельность методиста и контроль за правильностью ее ведения подшефными специалистами.
7. Участие в согласовании деятельности психологов округа, осуществление постоянной оценки ее эффективности.
В обсуждаемом случае важными качествами личности психолога являются высокие профессиональные знания и мотивация, организаторские и преподавательские навыки, уверенность в себе и самодисциплина, коммуникабельность и корректность, работоспособность и эмоциональная уравновешенность, терпимость и тактичность в отношениях с окружающими.