Преподаватель психологии в вузе

На сегодняшний день психология изучается в большинстве учеб­ных заведений, никак не ограниченных лишь психологическими вузами. Ее преподают педагогам, медикам, юристам, экономис­там, историкам, философам, менеджерам, представителям спе­циальностей художественного профиля и др. Итогом изучения психологии в вузе становится приобретение студентами соответ­ствующих знаний, умений, навыков и представлений. Во многих случаях побочным результатом оказывается психотерапевтическое воздействие на личность формирующегося профессионала, ибо само изучение психологии служит мощнейшим источником самопознания, побуждающего человека к самокоррекции и самосо­вершенствованию .

Преподавание психологии в высшей школе предполагает вы­сокий уровень профессиональных знаний и педагогического мас­терства. Для многих будущих специалистов в указанных выше областях изучение психологии в вузе становится на долгие годы един­ственным источником представлений об общей и научной психо­логии, о формах и способах приложения этих важнейших для че­ловека знаний к собственной деятельности и социальному взаи­модействию.

Преподавание психологии в вузе предусматривает следующие основные задачи:

- формирование у студентов научных знаний по психологии;

- развитие представлений о взаимосвязи психологии с други­ми науками, с осваиваемой в конкретном вузе профессией, среальными условиями жизнедеятельности общества;

- совершенствование самосознания студентов.

Профессия преподавателя психологии предъявляет высокие требования не только к исполнительской, но и к познавательной сторонам личности, к возможностям и навыкам саморегуляции. При этом обширные знания, образованность должны сочетаться с гибкостью мышления, способностью к восприятию передовых, неординарных знаний и методов. Преподавателю необходимо об­ладать умением пробуждать в аудитории мотивацию, поддержи­вать и развивать интерес к психологии в целом и к ее приложе­нию в области конкретной специализации.

Работая со студентами психологических вузов, преподаватель должен воспитывать у них чувство ответственности за науку, пра­вильное понимание сути профессиональной деятельности психо­лога, формировать профессиональную этику, должен умело при­общать их к профессиональному сообществу.

И в любом вузе, взаимодействуя с будущими специалистами разных профессий, преподаватель психологии должен добиваться логического осмысления представляемого им материала и проду­манно контролировать уровень знаний студентов.

Психолог-методист

Психологи-методисты работают в окружных учебно-методиче­ских центрах города. Их профессиональные обязанности опреде­ляются сочетанием двух направлений деятельности — психологи­ческого и методического. Оказывая сопровождающую поддержку по этим направлениям профессиональной деятельности психоло­гов различных образовательных учреждений округа, методисты прежде всего преследуют цель повышения качества этой деятель­ности с учетом реальных условий конкретной работы. В сферу обязанностей психолога-методиста входят следующие.

1. Сопровождение вхождения в деятельность молодых специа­листов — содействие в их трудоустройстве и адаптации на рабо­чем месте, оценка и коррекция программ и планов их работы, содействие в реализации профессиональных умений и навыков с учетом запросов администрации и клиентов, оценка и коррекция их профессиональной деятельности.

2. Контроль и коррекция деятельности подшефных психологов, в том числе проверка грамотности ведения нормативной документа­ции, объема и качества выполнения должностных обязанностей.

3. Оценка новых программ работы, создаваемых психологами и педагогами, формулирование рекомендаций по их доработке или их внедрению в практическую работу. Сопровождение работы городских экспериментальных площадок по специальности.

4. Участие в рассмотрении трудовых конфликтов, возникаю­щих у психологов с педагогами или клиентами, поиск путей их преодоления в каждом конкретном случае.

5. Содействие повышению уровня профессиональных знаний подшефных психологов и педагогов, активная просветительская работа с ними.

6. Ведение нормативной документации, отражающей собствен­ную деятельность методиста и контроль за правильностью ее ве­дения подшефными специалистами.

7. Участие в согласовании деятельности психологов округа, осу­ществление постоянной оценки ее эффективности.

В обсуждаемом случае важными качествами личности психоло­га являются высокие профессиональные знания и мотивация, организаторские и преподавательские навыки, уверенность в себе и самодисциплина, коммуникабельность и корректность, рабо­тоспособность и эмоциональная уравновешенность, терпимость и тактичность в отношениях с окружающими.

Наши рекомендации