Развитие мотивационной сферы дошкольника
Активно развивается в дошкольном возрасте мотивационная сфера ребенка. Поведение младшего дошкольника еще мало чем отличается от поведения детей раннего возраста: он действует большей частью под влиянием ситуативных эмоций и желаний, вызываемых самыми разными причинами, Кроме того, совершая тот или иной поступок, он не отдает себе ясного отчета, зачем, почему он его совершает, ему трудно объяснить, мотивировать свое поведение. Поступки же, отношения к окружающему старших дошкольников — более осознанны. Разные мотивы побуждают детей разного дошкольного возраста к выполнению одного и того же действия. Так, например, трехлетний ребенок моет игрушки, «стирает», чтобы поплескаться в воде, поиграть с пеной, шестилетний — чтобы вещи стали чистыми, чтобы помочь маме.
К числу новообразований в мотивационной сфере дошкольника относится и проявление новых, типичных для дошкольного возраста мотивов. Среди них — мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением быть похожими на них. Это стремление походить на взрослых нередко успешно используют родители, воспитатели в своей работе с детьми («Ты ведь большой, Андрей, а большие обуваются сами»; «Молодцы, все шагаем красиво, легко, как настоящие физкультурники»).
Среди значимых для детей мотивов и интерес их к содержанию и процессу новых, осваиваемых ими видов деятельности, в первую очередь кигре. Игровые мотивы, как правило, переплетаются у ребенка со стремлением быть похожим на взрослых.
«Сережа (6, 4, 27) сегодня преподал нам урок о роли игры. В его обязанности входит влажная уборка (протирать шваброй полы, вытирать пыль). Лена (4, 2, 28) обычно помогает ему в этом, но сейчас она после больницы, еще не совсем здорова. Сережа принялся за работу сам, но выполняет на этот раз свои обязанности не очень-то охотно, медленно, поглядывает на Лену, прерывает дело, отвлекается (протирал пыль на книжной секции —стал смотреть (минуты 2) на книгу). Лена в это время затеяла игру в больницу. Увидев это, Сережа вдруг (радостно) мне:
— Мама, я придумал! Я тоже в больницу играю. Мы работаем в больнице. Лена санитарка, а я, ну кем папа работал раньше?
Стала перечислять — врач, фельдшер, медбрат.
— Да, медбрат! Мы сначала уберем там, где больные (комната, где Леночкина кровать, где она играет сейчас).
Сережу как подменили. Работа пошла. Включилась и Лена (стала вытирать пыль на подоконнике, вытерла). С особым же интересом, увлечением действует Сергей» (из дневника Е. А. Панько).
Другая важная группа мотивов, которой руководствуются дошкольники,— установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми в семье, в детском саду делают ребенка особенно чувствительным к их оценке, мнению, вызывают желание выполнить их требования, правила, устанавливаемые ими.
Большое значение для ребенка в дошкольный период начинает приобретать (как мы уже отмечали) такая подструктура его личностной микросреды, как «ребенок — ребенок». Положение ребенка, эмоциональный климат в его группе в большой степени теперь уже определяются и отношением к нему сверстников. Дети стремятся завоевать симпатию, «благосклонность» тех, кто им нравится, кто пользуется популярностью.
Особую роль в развитии личности играет появляющаяся в процессе общения потребность в признании, которая «ориентирует ребенка на достижение того, что является значимым в культуре, к которой принадлежит ребенок»[148]. Мотивы личных достижений, стремление к самоутверждению, самовыражению нередко побуждают дошкольника к действиям. О степени удовлетворения этой важной человеческой потребности — потребности в признании говорят детские чувства, эмоции: радость при достижении успехов в нелегкой и значимой для них деятельности, от высокой оценки их авторитетным лицом, огорчения (желанная роль в игре не досталась), обида («А мне не дали стихи учить на утренник») и т. п.
Различные формы самоутверждения дошкольника. Среди негативных форм — капризы, упрямство. Капризами пытаются утвердиться, как правило, дети ослабленные, безынициативные, которые не могут другими средствами обратить на себя внимание окружающих.
На основе стремления к самоутверждению у дошкольников возникает и мотив соревновательный — выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление проявляется у старших дошкольников, что связано с овладением ими играми с правилами, спортивными играми, которые включают в себя соревнование. Этот мотив старшие дошкольники вносят и в другие виды деятельности. Они любят сравнивать свои успехи с другими, не прочь прихвастнуть, остро переживают свои неудачи.
Дошкольники поражают окружающих своими вопросами, своей пытливостью, любознательностью. Поведение детей этого возраста часто определяют познавательные мотивы. Однако эта потребность развивается и проявляется по-разному: у одних она имеет ярко выраженную «теоретическую» направленность, у других — «практическую» (Л. И. Божович, Л. С. Славина).
Особенно важное значение в формировании поведения дошкольника имеют нравственные мотивы. Они возникают и развиваются в связи с усвоением и осознанием норм поведения человека в обществе и выражают отношения ребенка к людям. К концу дошкольного возраста в этой группе мотивов все большее место занимают общественные мотивы — желание сделать приятное, нужное другим людям, облегчить их положение, принести им пользу.
« — Мамочка, ты завтра разбуди меня пораньше, а то я завтра дежурный по группе.
— Папа, наши часы показывают время так же, как часы в детском саду? Мне нельзя опаздывать, надо успеть все подготовить к завтраку» (по материалам 3. Н. Борисовой).
О зарождающихся еще в дошкольные годы общественно ценных мотивах деятельности советских детей свидетельствуют и мечты дошкольников. «Когда я вырасту, я буду...» — такая тема для рисования была предложена старшим дошкольникам г. Минска. Дети рисовали свое будущее, себя как представителей самых разных профессий, пользующихся почетом и уважением в нашей стране.
Таня: «Я хочу быть воспитательницей, как Капитолина Александровна. Она добрая и справедливая, она говорит детям, что надо делать, а что нельзя».
Сергей: «Я буду космонавтом, как Юрий Гагарин и Петр Климук. Юрий Гагарин смелый, он первый полетел в космос, я тоже буду смелым*.
Саша: «Я хочу быть шофером. Я нарисовал, что у меня испортилась машина и я ее чиню. Я очень тороплюсь, потому что надо отвезти песок на стройку, меня там ждут, и день уже кончится к вечеру».
Толя: «Я буду солдатом потому, что он очень смелый, храбрый, защищает Родину».
Игорь: «Я буду таксистом. Таксист очень нужен людям, когда они спешат, может, у них заболела дочка, например. Я и вас подвезу (в адрес экспериментатора). Бесплатно. Мне денег ненадо» (по материалам Л. И. Кубанской).
Специальные исследования (Я. 3. Неверович и др.) показывают, что общественные по своему содержанию мотивы уже в дошкольном возрасте могут приобрести значительную побудительную силу, большую, чем мотивы личной пользы или интерес к внешней, процессуальной стороне деятельности. Однако мотивы этого типа возникают не спонтанно, а благодаря воспитательному воздействию взрослых.
Итак, в дошкольном возрасте появляются новые мотивы поведения. Мотивы эти, однако, не рядоположны, они вступают в определенные взаимоотношения, соподчинения. Соподчинение, иерархия мотивов является важнейшим новообразованием в развитии мотивационной сферы дошкольника. «Только в дошкольном возрасте мы можем впервые обнаружить эти более высокие по своему типу соотношения мотивов, устанавливающиеся на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие»[149].
Если поведение ребенка раннего возраста вызывается определенной ситуацией, доминирующим в данный момент чувством, то дошкольник уже умеет сдерживать себя. Однако эта способность формируется постепенно.
Н. М. Матюшиной было проведено исследование с целью выявления возможности детей 3—7 лет сдерживать свои непосредственные желания. Испытуемым предлагалось в течение некоторого времени не смотреть на определенный предмет. В первой серии опытов в качестве ограничителя выступал запрет взрослого в чистой форме; во второй — получение поощрительной награды; в третьей — наказание в форме исключения из игры; в четвертой — «собственное слово» (обещание) ребенка. Данные этого эксперимента представлены в табл. 2.
Таблица 2