Природные факторы и социальные условия, влияющие на воображение

Каким образом воображение человека связано с про­цессами, происходящими в организме.На первый взгляд кажется, что воображение выступает как чисто идеальное явление, не имеющее ничего общего с органическими про­цессами. Такой вывод напрашивается потому, что человек может фантазировать, придумывать что угодно, где угодно и в какой угодно момент, при этом мы не замечаем особенных изменений, которые происходили бы в его организме. Это как будто бы говорит о том, что между воображением и ра­ботой организма никакой зависимости не существует. Но есть интересные, правда, до сих пор еще не получившие удо­влетворительного научного объяснения, факты, свидетель­ствующие о реальных связях между процессами воображе­ния и процессами, происходящими в организме человека. Рассмотрим эти факты.

Представление человека о чем-то, возникшее в виде образа воображения, может повлиять на физиологическое состояние организма. Если, например, человек представляет себе нечто, ему угрожающее, то у него начинает учащенно биться серд­це. Если человеку кажется, что на него кто-то нападает, то у него напрягаются мышцы, как если бы он отражал вполне реальную угрозу. Если человек с богатым воображением представляет себя находящимся на холоде без одежды, мож­но зафиксировать, что у него на самом деле сужаются сосу­ды так, как если бы он реально чувствовал холод.

Известен и многократно описан в научной и научно-попу­лярной психологической литературе так называемый идеомоторный акт. Он заключается в том, что всякая мысль че­ловека о движении, вернее, любое мысленное представление о совершаемом движении обязательно вызывает едва замет­ные микродвижения тех частей тела, которые участвуют в воображаемом человеком движении. Это могут быть движе­ния рук, движения глаз, сокращения и расслабление соот­ветствующих им мышц.

На умелом использовании идеомоторного акта построены, в частности, разного рода фокусы, демонстрируемые арти­стами со сцены, когда они быстро и точно находят предмет, спрятанный у кого-нибудь из зрителей в зале. При этом че­ловек, сопровождающий артиста в его, казалось бы, хаотич­ных (на самом деле — продуманных и целенаправленных) перемещениях по залу, обязательно должен думать о спря­танном предмете и том месте, в котором этот предмет нахо­дится. Думая о предмете, человек невольно выдает свои мысли в бессознательно совершаемых им микродвижениях рук или глаз, и по ним опытный артист безошибочно нахо­дит спрятанный в зале предмет.

Как органические процессы влияют на воображение человека.Между воображением и органическими процесса­ми существует не только прямая, односторонняя связь (вли­яние воображения на органические процессы), но и обрат­ная, то есть двухсторонняя связь (воздействие органических процессов на воображение человека). В виде разного рода фантазий и грез человеку часто приходят в голову эмоциогенные1 образы, связанные с его актуальными, не вполне удовлетворенными органическими потребностями.

1 Эмоциогенным называется то, что вызывает эмоции и оказывает влияние на эмоциональное состояние человека.

К такого рода случаям относятся, например, разнообразные фантазии на эротические темы.

Нередко бывает так, что человек начинает заболевать, но еще реально не чувствует себя больным. В этом случае он может увидеть себя больным во сне до того, как в состоянии бодрствования почувствует, что болен. Органические сигна­лы, свидетельствующие о начинающемся заболевании, пона­чалу являются настолько слабыми, что не сразу доходят до сознания; вместе с тем, уже в это время они отражаются в работе мозга, и это может проявиться в содержании сновидений. Если человек плотно поест перед сном, то это также часто отражается на содержании его сновидений. Спящий организм плохо справляется с перевариванием пищи, осо­бенно тяжелой, и в этих случаях людям с нарушенной дея­тельностью желудочно-кишечной системы нередко снятся кошмарные сны.

Какова связь воображения с тем, что происходит в жизни человека, вокруг него.На воображение человека влияют и как-то с ним связаны не только природные факто­ры (процессы, происходящие в организме), но и социальные факторы (процессы, происходящие в обществе). Хотя мы го­ворили о том, что образы, рождаемые воображением челове­ка, в отличие от образов, возникающих в результате воспри­ятия действительности, несут в себе нечто, отсутствующее в этой действительности, данное утверждение не следует по­нимать буквально.

Строго говоря, в воображении человека не может оказать­ся ничего такого, чему в реальной действительности не бы­ло хотя бы приблизительных аналогов. Содержание вообра­жения человека, живущего в определенную историческую эпоху и в определенных социальных условиях, диктуется этой эпохой и этой действительностью. Фантазии древнего человека, человека Средневековья, эпохи Возрождения и со­временного человека различаются столь же радикально, как и сами эти эпохи. Люди мечтают, грезят о том, что они хо­тя бы немного знают. Почти всегда то, о чем мечтает кон­кретный человек, то, что входит в его реальные планы, то, что оказывается содержанием его сновидений, более или ме­нее соответствует времени, в котором живет данный чело­век. Современные люди в своих снах практически не видят сцен из жизни древних людей, точно так же, как древние люди вряд ли могли в своих снах видеть сцены из жизни со­временного человека. Следовательно, воображение, сколь бы странным и оторванным от реальности, на первый взгляд, ни казалось, всегда прямо или косвенно связано с этой ре­альностью.

Этот вывод касается не только взаимодействий между фантазиями больших групп людей и социальными события­ми соответствующего времени, выраженными в сказках, ми­фах, верованиях и т.п., но также продуктов воображения конкретного человека и условий его личной жизни Голодный человек мечтает о пище. Сытый человек мечта­ет о том, чего он не имеет и что имеют другие люди, нахо­дящиеся вокруг него. Интеллигентный, культурный и вос­питанный человек мечтает об ином, чем умственно отста­лый, слаборазвитый, невоспитанный и грубый человек.

В связи с этим по содержанию фантазий и грез человека можно судить о его психологии, об уровне его интеллекту­ального и личностного развития. Эта идея нашла отражение во многих психологических тестах, предназначенных для изучения психологии человека и определения уровня его психологического развития.

Помимо индивидуального воображения существует и так называемое групповое, или коллективное, воображение. Оно отражено в произведениях народного искусства, в рассказах, сказках, легендах и т.п. Если сравнивать между собой сказ­ки, существующие в разное время у разных народов, то по мечтам героев этих сказок можно судить о том, к чему стре­мились и о чем мечтали люди соответствующего поколения. По мере того как изменяется психология народов, меняется и содержание фольклора. Это также свидетельствует о зави­симости, существующей между воображением и реальными процессами, происходящими в обществе.

Развитие воображения

Можно ли развивать воображение.И да, и нет. Да — по­тому, что фантазия людей творческого труда, безусловно, развивается, так как их произведения обычно раз за разом становятся все интереснее, причем не только по форме, но также и по замыслу. Но человек, не проявлявший с детства особой фантазии, вряд ли станет вдруг человеком с богатой фантазией, как бы хорошо его ни обучали.

Здесь мы имеем дело с ситуацией, типичной для многих других сложных психологических особенностей человека — а такой, без сомнения, является воображение: эти особенно­сти психики можно развивать и совершенствовать, но в из­вестных, ограниченных пределах, связанных с генотипически обусловленными возможностями человека. Поговорим об этом подробнее в связи с развитием воображения.

Уже в раннем возрасте у многих детей обнаруживается довольно богатая фантазия. Начало ее открытого проявле­ния в словах, действиях и поступках ребенка относится к возрасту 2—3 года, до которого ребенка никто и ничему спе­циально в плане развития его воображения не обучал. У других детей не только в этом возрасте, но и гораздо позд­нее не удается обнаружить сколько-нибудь богатого вообра­жения, даже если ребенка специально обучать.

Из этого следуют по меньшей мере два важных вывода:

1.Раннее проявление воображения у детей или его отсут­ствие, а также значительные индивидуальные различия в воображении, обнаруживаемые между детьми уже в раннем возрасте, определенно говорят о том, что вообра-жение, по-ви­димому, является врожденной психологической функцией.

2.Воображение не является приобретаемой функцией, так как оно в его высокоразвитых и достаточно богатых формах не появляется в результате обучения и воспитания.

К этим выводам можно добавить и жизненные наблюде­ния, свидетельствующие о том, что одаренность или талант в тех видах деятельности, которые напрямую связаны с во­ображением, почти никогда не возникают вдруг, со зрелого возраста, и почти всегда в той или иной форме проявляются у людей уже в раннем детстве. Вместе с тем, знакомство с продуктами творческой деятельности, которые появляются на ранних этапах развития соответствующей деятельности человека, и с более поздними, зрелыми продуктами их же творческой деятельности показывает, что воображение, ха­рактерное для зрелого возраста (например, поэта, писате­ля, художника), намного богаче того воображения, которое проявляется в произведениях раннего периода творчества данного человека. Отсюда следует, что за счет каких-то фа­кторов воображение все же может развиваться и в самом процессе творческой деятельности.

Наши рекомендации