Движущие силы психического развития

Немало прекрасных, образных характеристик дано писателями, поэтами, художниками возрастным периодам человека. Решение проблемы возраста имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение для разработки научных принципов рационального построения системы общественного воспитания и обучения подрастающего поколения.

Прежде всего важно определить, от чего зависит переход ребенка от одного возрастного периода к другому. Что является показателем вступления человека на каждую новую ступень возрастной лестницы — число прожитых дней, месяцев, лет или что-то другое? Календарный возраст, утверждают отечественные психологи (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.), еще не основной показатель нахождения человека на той или иной возрастной ступени. Он может и не совпадать с психическим. Где же тогда критерий членения жизненного пути на возрастные периоды? За счет каких сил происходит психическое развитие? Как следует его понимать?

Л. С. Выготский писал о возможности сравнения возрастных ступеней развития с историческими ступенями, или эпохами, в развитии человечества, с эволюционными эпохами в развитии органической жизни или с геологическими эпохами в истории развития земли. Развитие ребенка — это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка. «Таким образом, перед нами раскрывается совершенно закономерная, полная глубочайшего смысла и ясная картина. Критические возрасты перемежают стабильные. Они являются переломными, поворотными пунктами в развитии, лишний раз подтверждая то, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем».

Эти кризисы и «революции» детского развития хорошо испытали на собственном опыте, вернее на своем опыте воспитания, как родители, так и воспитатели детских садов, школьные учителя. Спокойные и покладистые ранее дети вдруг начинают бунтовать. Чего же они хотят? В разные эпохи, в разные периоды детства — разного. Но разница эта относительная, и все возрастные революции кое в чем похожи друг на друга. Впервые дети начинают «показывать характер» при переходе от младенчества к раннему детству.

Сегодня Саше исполнилось 1 год 5 месяцев. Еще многое нужно отметить в его поведении, что вновь появилось в последний период или приняло новые формы. В ответ на запрещение («нельзя») проявляет упрямство и упорно пытается повторить какую-нибудь шалость. Только путем отвлечения удается прервать то или иное упрямое желание. Иногда в ответ на запрещение начинает капризно плакать, бросается на пол, дергает руками и ногами, но такие истерики бывают с ним не часто. Его легко и быстро удается отвлечь от шалостей (из дневника Н. А. Менчинской).

Причина этих первых кризисов — назревшее противоречие между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже не устраивают. У детей в возрасте около 3 лет любимое выражение «Я сам!». На что взрослые отвечают не менее традиционным «Нельзя!». Лозунги выставлены — стороны вступают в неравный бой, где победа взрослых над стремлением ребенка к самостоятельности равна их педагогическому поражению: на выходе либо безвольная и малоинициативная, либо упрямая и жестокая личность.

Однако «революция» может пройти мирным путем. Но для этого взрослые должны быть хорошими стратегами и тактиками. Кризисы, из которых человек выходит то мирным, то немирным путем, сопровождают его всю жизнь.

Разнообразны противоречия, движущие психическое развитие человека. Это, например, противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями и возможностями их удовлетворения старыми, ранее сложившимися способами; противоречия между предъявляемыми общественной средой, окружающими взрослыми требованиями и фактическими возможностями ребенка; между самими этими возможностями — духовными и физическими и т. д. Особо важное значение в психическом развитии имеют противоречия, связанные с удовлетворением социальных по содержанию и происхождению потребностей в общении и в новых впечатлениях.

На каждом возрастном этапе противоречия приобретают конкретный специфический характер. Разрешение их приводит к определенным скачкам, к формированию новообразований в психическом развитии. Они-то — новые качества психики — и создают основу для перехода ребенка к следующему возрастному этапу.

Движущие силы развития согласно диалектической концепции развиваются сами, приобретая на каждом этапе новое содержание и новые формы проявления. Понимание развития как самодвижения является крайне важным в педагогическом отношении, так как оно указывает и наиболее верные пути руководства этим процессом.

Оптимальное, грамотное педагогическое руководство самодвижением предполагает не только учет противоречий, складывающихся в ходе развития ребенка, оказание помощи в разрешении их на прогрессивной основе, но и создание условий для возникновения соответствующих противоречий. Указывая на социальную детерминацию самодвижения психики в процессе ее развития, Г. С. Кос- тюк (1969) писал: «Обучение и воспитание содействуют не только успешному преодолению возникающих в жизни личности внутренних противоречий, но и их возникновению. Воспитание ставит перед личностью новые цели и задачи, которые осознаются и принимаются ею, становятся целями и задачами ее собственной деятельности. Возникают расхождения между ними и наличным у личности уровнем овладения средствами их достижения, побуждающие ее к самодвижению. Создавая оптимальные меры этих расхождений, обучение и воспитание успешно формируют новые действия и необходимые для них мотивы, помогают личности находить соответствующие требованиям общества и ее собственным идеалам формы проявления своего стремления к самостоятельности, к самоутверждению ».

Руководя формированием психики ребенка, взрослый должен принимать во внимание неравномерность этого процесса. В психическом развитии человека психологи выделяют наиболее благоприятные, оптимальные — сензитивные (Л. С. Выготский) сроки для формирования определенных видов психической деятельности. Например, на втором и третьем году жизни человек легко и быстро овладевает языком именно потому, что в этот период он сензитивен к лингвистическим явлениям. Специальные исследования показывают, что дети детского возраста имеют избирательную чувствительность и восприимчивость к обучению грамоте. Дети 5 лет обладают особой чувствительностью к звуковой стороне речи (этот период оптимален для начала обучения грамоте). Дети же 6 лет проявляют особый интерес к чтению и особенно успешно занимаются на этом этапе обучения.

Интерес к проблеме сензитивных периодов увеличивается. На XXI Международном психологическом конгрессе этой проблеме был посвящен специальный симпозиум. Сензитивность возрастных периодов означает, что не только «чувствительность » детей, но и соответственно направленность активности изменяется с возрастом: на одних возрастных этапах — преимущественное внимание к одним сторонам действительности, на других — к другим»2. Так, например, доказано, что в дошкольные годы особенно отчетливо обнаруживается стремление ребенка к речевому общению, расположенность к играм, тяга к образному и эмоциональцо окрашенному воображению, непосредственная любознательность; у многих — расположенность к рисованию и конструированию.

Важно не упустить сензитивные сроки, способствуя тем самым своевременному психическому развитию, предупредить возможную задержку, отставание в этом процессе.


9. Периодизации психического развития ребенка

Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.
Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:
I. Для первой группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.
1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):
0-3 года раннее детство
3-5 лет дошкольный возраст
6-12 лет начальное школьное образование
12-16 лет обучение в средней школе
17 и старше высшее или университетское образование
2) Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смену зубов.
0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство
2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов
6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)
II. Для второй группы характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия.
1) Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.
0 - 1год оральная стадия (эрогенная зона - слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного "Оно" формируется "Я" ).

1 - 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - "Сверх-Я" как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

3 - 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования "Сверх-Я".

5 - 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из "Оно", хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

12 - 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.
2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице). Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций.
Основной критерий - интеллект.
- от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название "сенсомоторный").
- от 2 до 7 лет дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).
- от 7 до 12 лет стадия конкретных операций - возникновение элементарного логического рассуждения.
- от 12 лет - стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.
3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.
Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.
I уровень: Страх наказания (до 7 лет).
1. Страх перед правом силы.
2. Страх быть обманутым и недополучить благ.
II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).
3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.
4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
III уровень: Совесть (после 16 лет).
5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.
6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

1) Э. Эриксон. Периодизация личностного развития

Наши рекомендации