Соотношение темперамента и психических реакций
Темперамент | Реакции | |
Быстрота | Сила | |
Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик | Быстрые Быстрые Медленные Медленные | Умеренные Чрезмерные Сильные Слабые |
динамичность — скорость и легкость выработки условных рефлексов;
концентрированноетъ — показатель меры дифференцировки раздражителей.
Открыто важное положительное свойство слабого типа — высокая чувствительность.
В последнее время получен ряд новых данных, свидетельствующих о наследственности отдельных свойств нервной системы.
Свойства нервной системы необходимо изучать с учетом особенностей поврпения людей в жизнен-
ных ситуациях. Природные особенности нервной системы могут быть замаскированы системой временных связей, выработанных в течение жизни. Никакая психическая черта не является только врожденной. Проявление же свойств нервной системы, как таковой, возможно лишь в экстремальных (чрезвычайных) условиях. Поэтому современные исследования проблемы индивидуальных различий направлены на разработку особой системы «жизненных показателей», т. е. объективно оцениваемых жизненных проявлений изучаемых свойств нервной системы.
Проблема психологической характеристики темперамента в жизненных ситуациях активно исследовалась В. С. Мерлиным и его сотрудниками.
К конкретным свойствам темперамента В. С. Мерлин относит особенности эмоционально-волевой сферы: активность, сдержанность, эмоциональную возбудимость, быстроту возникновения и смены чувств, осо-
бенности настроения, состояние тревоги, беспокойства, а также ряд других особенностей психики: работоспособность, скорость включения в новую работу, общую ригидность личности, быстроту усваивания и переработки навыков, особенности внимания (объем, концентрация, распределение, переключение), интроверсию и экстраверсию.
Сопоставляя отдельные свойства нервной системы с поведением человека, исследователи выделили ряд психических особенностей, сочетание которых может быть соотнесено с общими типами высшей нервной деятельности. При этом выделены следующие психические свойства:
сензитивностъ — возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы;
реактивность — сила эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители;
активность, показывающую, насколько активен человек в преодолении препятствий, в своих действиях, поступках (о соотношении реактивности и активности судят по тому, от чего зависит деятельность человека — от случайных обстоятельств или от намеченных целей, стремлений);
темп реакций — скорость протекания психических процессов и реакций;
пластичность и ригидность — гибкость, легкость приспособления к новым условиям и, наоборот, инертность, косность, нечувствительность к изменению условий;
экстравертированность — направленность личности вовне, на окружающих людей, предметы, события; интровертированность — направленность личности на себя, на собственные переживания и мысли.
Выделяют четыре основных типа темперамента:
холерический,
сангвинический,
флегматический,
меланхолический. Каждый тип темперамента соответствующе характеризуется по всем выделенным психологическим особенностям и их различным сочетаниям. Эти характеристики представляют особую значимость для учителя при осуществлении индивидуального подхода к учащимся. Однако следует учитывать, что в чистом виде, как правило, типы темперамента в жизни не встречаются, и можно говорить только о преобладании тех или других его черт.
Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатываются поверхностность и непостоянство. Действия холерика порывисты. Он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно: в раздражительности, аффективности. Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматик ровен и спокоен, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные чер-
Рис. XIII.3. Два основных измерения личности (по Айзенку)
-____—I
Рис. XIII.4. Сангвиник
Рис. XIII.5. Холерик
Рис. XIII.6. Флегматик
Рис. ХШ.7. Меланхолик
ты: выдержка, глубина мыслей и т.д.; в других — вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.
Реакция меланхолика часто не соответствует силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни меланхолик — человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.
Соотношение основных типов
высшей нервной деятельности
и темперамента
Сочетание силы, уравновешенности и инертности ВНД лежит в основе флегматического темперамента (спокойный, ровный, настойчивый; чаще упорный труженик; чувства возникают медленно, устойчивы; склонен к пребыванию вне коллектива).
Сочетание силы, уравновешенности и подвижности ВНД лежит в основе сангвинического темперамента (активный, общительный; продуктивный при наличии интереса; чувства легко возникают и сменяются; мимика выразительная).
Сочетание силы, неуравновешенности ВНД (безудержный тип) лежит в основе холерического темперамента (боевой, задорный, общительный; действия порывисты; чувства быстро возникают и резко выражены).
Слабость ВНД лежит в основе меланхолического темперамента (реакция не всегда соответствует характеру раздражителей, быстро наступает запредельное торможение;
чувства глубокие; отношения в коллективе налаживаются с трудом, хотя может быть стремление к общению).
Характер (см.) — это целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам действительности.
В характере личность раскрывается со стороны ее содержания, в темпераменте — со стороны своих динамических проявлений.
Характер представляет собой индивидуально-своеобразные сочетания постоянных существенных свойств личности, проявляющихся в ее поведении. В характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.
Характер возникает и формируется в обществе. Типические черты общества проявляются в характере каждого человека по-разному, в зависимости от его интересов, способностей, чувств, мотивов, т. е. тех «внутренних условий» (С. Л. Рубинштейн), через которые преломляются все внешние воздействия, что и создает индивидуальность личности.
Индивидуальное и общее в характере образуют единство. Характер одновременно является и «устойчивым» и «изменяющимся».
С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера. С другой стороны, общие обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие черты характера.
Рис. XIII.8.
Рис. XIII.9.
Физиологической основой характера является, с одной стороны, тип нервной системы, с другой — система временных связей, возникающих под влиянием внешних воздействий.
Характер нельзя отождествлять с темпераментом, и в то же время они тесно взаимосвязаны. Темперамент может качественно меняться под влиянием характера, темперамент по-своему окрашивает черты характеру, придает им своеобразные формы; характер может глубоко воздействовать на темперамент, подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной стороне личности, ее направленности и воле. Характер
взаимосвязан и с другими сторонами личности: интеллектом, специальными способностями.
Характер человека многогранен и многообразен в своих проявлениях. Вместе с тем он целостен. Целостность достигается стержневыми, наиболее устойчивыми, доминирующими по силе и активности чертами.
В структуре характера выделяется несколько групп черт, выражающих различное отношение личности к действительности.
К первой группе относятся черты, проявляющиеся в деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность и др.
Рис. XIII.10.
Рис. ХШ.11.
Вторую группу составляют черты, которые проявляются по отношению к другим: тактичность, вежливость, чуткость и др.
Третья группа — это система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость и т. д.
Четвертая группа включает черты, характеризующие отношения личности к вещам: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т. д.
Характер неразрывно связан с избирательным отношением к окружающему, представляет собой конкретное сочетание отношений к при-
роде, обществу, самому себе. Как и вся психическая жизнь людей, отношения к окружающему глубоко динамичны, зависят от изменений, происходящих вовне, в жизни, в деятельности человека, одни отношения сменяются другими — отношениями иного уровня.
Характер рассматривается как психологический склад личности человека, выраженный в ее направленности и воле.
Направленность, как важнейшая сторона характера, представляет собой своеобразно переживаемое избирательное отношение к действительности, имеющее определенное
Рис. XIII.12. Формирование характера
содержание и те или иные психологические формы. К ним относятся внимание, интерес, идеалы человека, чувства.
Воля — другая важнейшая сторона характера.
Характер — общественно-историческая категория. Основой его формирования являются общественно-исторические условия жизни человека с окружающей его, прежде всего, социальной средой. На разных возрастных этапах формирование характера происходит по-разному, в зависимости от жизненного опыта, условий жизни, преобладающих форм деятельности, условий воспитания и самовоспитания.
Формирование характера начинается с детства и во многом зависит от того микромира, с которым ребенок вступает во взаимодействие.
Решающее значение для формирования положительных черт характера имеет система постоянного
усложнения требований со стороны взрослых. Важным моментом является объективность оценки поступков людей.
В истории наук известны попытки объяснения характера различных людей в зависимости от строения и очертания их лица (физиономика), от формы кисти рук и складок кожи ладоней (хиромантия), от цвета глаз и волос и т. д.
Широкое распространение получили так называемые конституционные теории, связывающие особенности характера личности с его внешним видом (Ч. Ломброзо, Э. Кречмер, У. Шелдон).
Выразительные признаки характера
Поступки и действия (сознательные и преднамеренные действия позволяют судить о том, что представляет собой человек).
Особенности речи (громкая или тихая, быстрый или замедленный темп, многословие и замкнутость, эмоциональность и сухость и т. д.). Все это выражает определенные свойства характера.
Внешний облик (улыбающееся или хмурое лицо, выражение глаз, как человек ходит, размашисто или мелкими шажками, как стоит — все это также характеризует человека).
Определение характера по всем этим признакам — дело сложное, у некоторых людей внутреннее содержание характера замаскировано внешней игрой. Чтобы изучить характер, необходимы длительные наблюдения человека в различных ситуациях жизни, сопоставление слов и дел человека.
Определенные профессии накладывают свой отпечаток на человека, на его индивидуально-психоло-
гические свойства, и в первую очередь на характер. В этом смысле говорят о профессиональном характере врача, военнослужащего, художника, актера и т. д. В равной мере возможен анализ характера учителя. Нетребовательность, несправедливость, бестактность и другие отрицательные качества в характере учителя являются серьезной помехой в педагогической деятельности.
Способности (см.) — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.
Исследованиями установлено, что способности — прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их.
На протяжении длительного времени способности связывались с особенностями строения головного моз-
Рис. XIII. 13. Конституционные типы (по Кречмеру): а) циклотимный, Ъ) шизотимный, с) вискозный
Сопоставление типов (по Ростану, Сиго, Кречмеру и Шелдону)
Ростан (1824) и Саго (1914) конституциональные типы | Кречмер (1924) типы телосложения | Шелдон (1940) конституциональные типы |
Дигестивный | Пикник | Эндоморфный (круглый с недоразвитием костей и мышц, большими внутренностями) |
Мускулярный | Атлетик | Мезоморфный (развитие костей и чьилц) |
Церебральный | Астеник | Эктоморфный (тонкий, с большой головой) |
Рис. XIII.14. Френологические карты Ф. Галля
га, выраженного в строении черепа. Пример этого представлен на «френологической» карте Ф. Галля.
Способности — понятие динамическое, их формирование происходит в процессе определенным образом организованной деятельности.
Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б. М. Тепловым. Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.
Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей. В развитии способностей они входят лишь как исходный момент. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими.
Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом, на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания.
Задатки обусловливают:
разные пути формирования способностей;
влияют на уровень достижения, быстроту развития.
Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации.
В этом плане обычно различают:
общие способности (такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности);
специальные способности (систе-
Рис. XIII.15. Общая структура способностей
Рис. X1II.16. Границы наших задатков (по Лангмейеру)
ма свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности). Специальные способности органически связаны с общими.
Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Так, например, ведущими свойствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являются:
В литературных:
особенности творческого воображения и мышления;
яркие и наглядные образы памяти;
развитие эстетических чувств;
чувство языка.
В математических:
умение обобщать;
гибкость мыслительных процессов;
легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей.
В педагогических:
педагогический такт;
наблюдательность;
любовь к детям;
потребность в передаче знаний.
В художественных:
особенности творческого воображения и мышления;
свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов;
развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому;
волевые качества личности, обеспечивающие претворение замысла в действительность.
Специфичны и пути развития специальных способностей. Так, например, обычно ранее других на-
чинают проявляться способности в области музыки, довольно рано способности выявляются в области математики.
Выделяют следующие уровни способностей:
репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью);
творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).
Следует, однако, иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.
Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов: «художественному», «мыслительному» и «промежуточному» (по терминологии И. П. Павлова) определяет в значительной мере особенности их способностей.
Относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преобладание второй сигнальной системы — мыслительный тип, примерно равное их представительство — средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий головного мозга.
Для художественного типа свойственна яркость образов, для мыслительного типа — преобладание абстракций, логических построений.
У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у различных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития.
Рис. XIII.17. Схема изучения профессиональных способностей
В конце XIX — начале XX в. в психологии предпринимаются попытки измерить способности. Способности изучались такими зарубежными психологами, как Кеттел, Спирмен, Вине, Айзенк и др. Для измерения способностей использовались тесты. Обычно применяют систему тестов, возрастающих по трудности, что получило название батареи тестов. Пример тестовой методики см. в разделе о методах психологического исследования.
Советские психологи считают, что самый верный путь определения способностей — это выявление динамики успехов в процессе деятельности.
Изучение способностей ведется с разных сторон:
в общесоциологическом плане выявляется их общественно-историческая сущность;
изучается их развитие в конкретных видах деятельности;
изучаются общие механизмы формирования способностей.
Исследование различных видов специальных способностей проводилось главным образом в связи с профессиональной ориентацией и профотбором.
Для определения склонностей (а в какой-то мере и способностей) Е. А. Климов, известный советский специалист в области психологии труда, предложил все многообразие профессий разделить на пять основных типов в зависимости от объектов, на которые они направлены: П — природа (растения, животные, микроорганизмы); Т — техника (машины, материалы, разные виды энергии^и т.д.); Ч — человек, группы людей, коллективы; 3 — знаковая информация (книги, языки, коды, модели); X — художественные образы и их построение (изобразительное искусство, музыка и т. д.).