Проблема определения понятия «Этнос» и «культура» в психологии

ЭТНОС

Этнос - это исторически сло­жившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенно­стями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единст­ва и отличия от других подобных образований (самосознанием), фи­ксированным в самоназвании (БромлеН Ю.В., 1983).

Л.Н. Гумилев рассматривал этнос как прежде всего при­родное явление. В его понимании этнос - это тот или иной коллек­тив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам (<мы> и <не мы>), имею­щий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стерео­тип поведения (Гумилев Л.Н., 1993). При этом Гумилев считал, что этнический стереотип поведения не передается по наследству, а ус­ваивается ребенком в процессе культурной социализации и является довольно прочным и практически неизменным в течение всей жизни человека.

Определение этноса Бромлеем и Гумилевым, несмотря на при­жизненные споры этих авторов между собой, тем не менее доволь­но сходно - и в том, и в другом случае под этносом подразумевается группа людей, объединенных осознанием своего сходства и отличия от других групп.

Особняком от многих подобных объяснений этноса стоит ориги­нальный подход С.А. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова, по мнению которых <...этносы представляют собой пространственно ограни­ченные <сгустки> специфической культурной информации, а меж­этнические контакты - обмен такой информацией> (Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.Н., 1972). В подобном толковании происходит пере­ход от уровня понимания этноса как реальной группы людей на дру­гой уровень - информационно-когнитивный, где главным и опреде­ляющим признаком этноса являются нс люди как носители специ­фической культурной информации, а сама эта информация, ее со­держание, специфичность, подлежащая обмену на другую специ­фичность в межэтническом контакте, который тоже предстает как новое явление, а именно - как процесс информационного обмена.

Как уже отмечалось, такое понимание этноса ближе всего к предмету этнической психологии - изучению психологических осо­бенностей индивидов и групп, обусловленных их этнической или культурной принадлежностью. Этническая психология призвана изучать также и информационную составляющую, специфическое содержание этнических образов и представлений, иными словами, этническое сознание, или этническую картину мира.

КУЛЬТУРА

Для кросс-культурной психологии понятие куль­тура служит базовым теоретическим конструктом.

(Существует 6 основных классов определений культуры, ис­пользуемых в антропологической литературе (Kroeber & Klackhohn. 1952).

1. Описательные определения, которые содержат попытки перечислить аспекты человеческой жизни и деятельности, сози­дающие культуру.

2. Историческле определения- например, аккумуляция традиций в процессе существования культуры (культурное наследие).

3. Норматинные определения - описание разделяемых норм и правил, управляющих человеческим поведением.

4. Психологические определения, опирающиеся на психоло­гические феномены - например, приспособление, культурную адаптацию, решение проблем, обучение, навыки.

5. Структурные определения- относятся к моделям организации культуры: культура - не комплекс обычаев, а способ форми­рования единой модели внутрисвязанных феноменов.

6. Генетические определения, основанные на происхождении или генезисе культур: культура как результат адаптации группы к среде обитания рождается и социальном взаимодействии и твор­ческом развитии.

Таким образом, культура - сложное понятие, относящееся как к материальным (пища, одежда), социальным (организация и структу­ра общества) явлениям, так и к индивидуальному поведению, репро­дукции, организованной деятельности (религия и наука).

Интересно, что изменения в поведении обязательно означают из­менения в культуре. Так, если ваше поведение меняется в течение вашей жизни, эти перемены могут быть связаны с изменением куль­туры внутри вас и людей вашего поколения. Различия в поведении между старшими и младшими поколениями - это сигналы изменения культуры. Культура - не статичное явление, она всегда находится в изменении.

Существуют многочисленные дефиниции термина культура и все они валидны для определенных целей.

Приведем некоторые из определений, данных внутри одной дис­циплины - кросс-культурной психологии:

культура - это все. что создано человечеством;

культура - это то, что наделено общим смыслом);

культура - не что иное как общение;

культура - компьютерная программа, регулирующая поведение.

Культура - совокупность неосознаваемых положений, стандартных процедур и способов поведения, которые были усвоены в такой степени, что люди не рассуждают о них.

КУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Американский психолог Д. Матсумото определил культуру как совокупность установок, ценностей, верований и поведения, разде­ляемых группой людей, но по-разному каждым индивидом, и переда­ваемых от поколения к поколению (Matsumoto D., 1996).

Это определение относится к внутреннему содержанию группо-

вого и индивидуального сознания. Культурно-обусловленное поведе­ние может быть зафиксировано в ритуалах (общих, автоматических способах поведения), которые являются результатом разделения группой людей общих культурных ценностей и норм поведения. В этом смысле культура - социально-психологическое понятие.

Культура - это научаемое поведение (поведение, усваиваемое в процессе научения). Культура в такой же степени индивидуальный психологический конструкт, как и социальный. Индивидуальные различия в культуре могут проявляться в разной степени усвоения индивидом установок, ценностей, верований и моделей поведения, которые составляют данную культуру. Если вы разделяете данные ценности, то эта куль­тура - внутри вас, если нет - то вы вне ее.

Поскольку нормам культуры должны соответствовать все люди,

тр справедливо, что они релевантны для людей в разной степени. В антропологическом и социологическом плане культура - макрокон­цепт, в психологическом - индивидуальный и подвижный конструкт.

Как социальный феномен, культура имеет собственную жизнь и обратной связью усиливает то поведение, которое она программиру­ет (понимание культуры усиливает ее. непонимание - ослабляет).

Наши рекомендации