Проблема определения понятия «Этнос» и «культура» в психологии
ЭТНОС
Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (БромлеН Ю.В., 1983).
Л.Н. Гумилев рассматривал этнос как прежде всего природное явление. В его понимании этнос - это тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам (<мы> и <не мы>), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения (Гумилев Л.Н., 1993). При этом Гумилев считал, что этнический стереотип поведения не передается по наследству, а усваивается ребенком в процессе культурной социализации и является довольно прочным и практически неизменным в течение всей жизни человека.
Определение этноса Бромлеем и Гумилевым, несмотря на прижизненные споры этих авторов между собой, тем не менее довольно сходно - и в том, и в другом случае под этносом подразумевается группа людей, объединенных осознанием своего сходства и отличия от других групп.
Особняком от многих подобных объяснений этноса стоит оригинальный подход С.А. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова, по мнению которых <...этносы представляют собой пространственно ограниченные <сгустки> специфической культурной информации, а межэтнические контакты - обмен такой информацией> (Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.Н., 1972). В подобном толковании происходит переход от уровня понимания этноса как реальной группы людей на другой уровень - информационно-когнитивный, где главным и определяющим признаком этноса являются нс люди как носители специфической культурной информации, а сама эта информация, ее содержание, специфичность, подлежащая обмену на другую специфичность в межэтническом контакте, который тоже предстает как новое явление, а именно - как процесс информационного обмена.
Как уже отмечалось, такое понимание этноса ближе всего к предмету этнической психологии - изучению психологических особенностей индивидов и групп, обусловленных их этнической или культурной принадлежностью. Этническая психология призвана изучать также и информационную составляющую, специфическое содержание этнических образов и представлений, иными словами, этническое сознание, или этническую картину мира.
КУЛЬТУРА
Для кросс-культурной психологии понятие культура служит базовым теоретическим конструктом.
(Существует 6 основных классов определений культуры, используемых в антропологической литературе (Kroeber & Klackhohn. 1952).
1. Описательные определения, которые содержат попытки перечислить аспекты человеческой жизни и деятельности, созидающие культуру.
2. Историческле определения- например, аккумуляция традиций в процессе существования культуры (культурное наследие).
3. Норматинные определения - описание разделяемых норм и правил, управляющих человеческим поведением.
4. Психологические определения, опирающиеся на психологические феномены - например, приспособление, культурную адаптацию, решение проблем, обучение, навыки.
5. Структурные определения- относятся к моделям организации культуры: культура - не комплекс обычаев, а способ формирования единой модели внутрисвязанных феноменов.
6. Генетические определения, основанные на происхождении или генезисе культур: культура как результат адаптации группы к среде обитания рождается и социальном взаимодействии и творческом развитии.
Таким образом, культура - сложное понятие, относящееся как к материальным (пища, одежда), социальным (организация и структура общества) явлениям, так и к индивидуальному поведению, репродукции, организованной деятельности (религия и наука).
Интересно, что изменения в поведении обязательно означают изменения в культуре. Так, если ваше поведение меняется в течение вашей жизни, эти перемены могут быть связаны с изменением культуры внутри вас и людей вашего поколения. Различия в поведении между старшими и младшими поколениями - это сигналы изменения культуры. Культура - не статичное явление, она всегда находится в изменении.
Существуют многочисленные дефиниции термина культура и все они валидны для определенных целей.
Приведем некоторые из определений, данных внутри одной дисциплины - кросс-культурной психологии:
культура - это все. что создано человечеством;
культура - это то, что наделено общим смыслом);
культура - не что иное как общение;
культура - компьютерная программа, регулирующая поведение.
Культура - совокупность неосознаваемых положений, стандартных процедур и способов поведения, которые были усвоены в такой степени, что люди не рассуждают о них.
КУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Американский психолог Д. Матсумото определил культуру как совокупность установок, ценностей, верований и поведения, разделяемых группой людей, но по-разному каждым индивидом, и передаваемых от поколения к поколению (Matsumoto D., 1996).
Это определение относится к внутреннему содержанию группо-
вого и индивидуального сознания. Культурно-обусловленное поведение может быть зафиксировано в ритуалах (общих, автоматических способах поведения), которые являются результатом разделения группой людей общих культурных ценностей и норм поведения. В этом смысле культура - социально-психологическое понятие.
Культура - это научаемое поведение (поведение, усваиваемое в процессе научения). Культура в такой же степени индивидуальный психологический конструкт, как и социальный. Индивидуальные различия в культуре могут проявляться в разной степени усвоения индивидом установок, ценностей, верований и моделей поведения, которые составляют данную культуру. Если вы разделяете данные ценности, то эта культура - внутри вас, если нет - то вы вне ее.
Поскольку нормам культуры должны соответствовать все люди,
тр справедливо, что они релевантны для людей в разной степени. В антропологическом и социологическом плане культура - макроконцепт, в психологическом - индивидуальный и подвижный конструкт.
Как социальный феномен, культура имеет собственную жизнь и обратной связью усиливает то поведение, которое она программирует (понимание культуры усиливает ее. непонимание - ослабляет).