Отношение пациента к болезни. Внутренняя картина болезни
Психологические особенности соматического больного.
Личность – это данный конкретный человек, со всей совокупностью его общественных отношений, индивидуальных психологических и физиологических реакций, зависящих от внутреннего душевного мира человека.
Мед. работник должен помнить о праве каждого пациента быть признанной личностью. Это предполагает уважение его достоинства, независимо от заболевания, социального статуса, финансового положения.
Под влиянием болезни изменяются все составляющие структуры личности: характер и темперамент; потребности, интересы и убеждения; способности; эмоциональные и волевые особенности.
Болезнь качественно меняет восприятие и отношение человека к окружающему миру, к самому себе, происходит переоценка ценностей, меняются потребности и поведение человека. Психические переживания часто заглушают физические страдания:
· Чем и когда закончится болезнь?
· Не останусь ли я инвалидом?
· Не буду ли обузой для близких?
· Смогу ли я работать и зарабатывать как прежде?
Особенности поведения и психологические реакции на разных этапах лечебной деятельности:
Премедицинская фаза.
Появляются первые жалобы и признаки болезни, а вместе с ними беспокойство. Возникают вопросы: «Что со мной?», «Что делать?», «Нужно ли идти к врачу?». Постепенно, к концу фазы у человека формируется представление о заболевании.
Резкая смена жизненного стиля.
Наступает при установлении нетрудоспособности или госпитализации. Больной изолирован от работы, от семьи, не имеет уверенности в отсутствии последствий заболевания.
Болезнь является неожиданным психическим потрясением, поэтому неизбежно возникают повышенная неуверенность в себе, тревога и страхи.
Активная адаптация.
Острые и мучительные симптомы болезни постепенно уменьшаются, пациент привыкает к ним, приспосабливается к факту болезни, адаптируется к больничной среде. Появляется оптимизм и надежда на выздоровление.
Если на этом этапе состояние не улучшается, то поведение переходит в следующую фазу.
Психическая декомпенсация.
Возникает «чувство обманутых надежд», фрустрация, неуверенность, страх. Утрачивается вера в лечение и в медработников. Человек становится нетерпимым, несправедливым, придирчивым, эмоционально неуравновешенным. Может требовать смены врача, медсестры или тактики лечения.
Пассивная адаптация и капитуляция.
Больной примиряется с болезнью, перестаёт с ней бороться, становится вялым и равнодушным ко всему, даже к своему здоровью.
Отношение пациента к болезни. Внутренняя картина болезни.
Для обозначения того, как больной оценивает свою болезнь и как относится к ней, используют термин «внутренняя картина болезни» - это всё то, что испытывает и переживает больной, вся масса его ощущений, его общее самочувствие, его представления о своей болезни и её причинах.
В структуре ВКБ различают несколько уровней:
· Чувственный– отражает все субъективные ощущения больного: боль, зуд, тошнота, головокружение и т д. Поэтому, беседуя с больным, следует быть максимально внимательным к его рассказу о своих болезненных ощущениях, проявляя терпение и выдержку. Недопустимы прерывание его рассказа, повелительный тон, повышение голоса.
· Эмоциональный– отражает степень переживания больным своего заболевания и тесно связан с чувственным уровнем. Ни одна болезнь, особенно вначале, не вызывает у человека положительных эмоций, поэтому речь идёт только об отрицательных эмоциях – снижении настроения, грусти, страхе и т д. По мере выздоровления или получении информации о меньшей опасности болезни на смену отрицательным приходят положительные эмоции. Задача сестринского персонала на этом уровне – максимально использовать весь свой опыт психотерапии, чтобы поднять настроение больного, вселить в него надежду.
· Интеллектуальный – отражает представления пациента о своей болезни, о её причинах, тяжести и возможных последствиях и зависит от общей культуры пациента и его интеллекта. При построении отношений с пациентом необходимо опираться на степень его информированности о своём заболевании.
· Мотивационный – отношение пациента к своему заболеванию и восстановлению здоровья. Играет важнейшую роль в формировании ВКБ.
Сирийский врач Абуль Фарадж, живший в 18 веке, говорил больному: «Нас трое – ты, болезнь и я. Если ты будешь с болезнью, то вас будет двое, а я останусь один – вы меня одолеете. Если ты будешь со мной, нас будет двое, а болезнь останется одна, мы её одолеем». Эта мудрость показывает, что в борьбе с болезнью многое зависит от больного, от его оценки собственной болезни, выбора путей борьбы с ней и умения медработников привлечь пациента на свою сторону, помочь найти ему смысл в этой борьбе.
Для исследования ВКБ используют беседы с больным, анкеты, опросники и т д.
Типы ВКБ:
1. Адекватная – больной реально оценивает своё состояние.
2. Неадекватная:
· Пренебрежительная – больной недооценивает тяжесть заболевания.
· Отрицающая – человек отрицает факт заболевания.
· Нозофобная – у больного имеются преувеличенные опасения за своё здоровье и понимание этого преувеличения, но преодолеть своих опасений он не может.
· Ипохондрическая – человек погружается, «уходит» в болезнь, внимание фиксировано только на болезненных ощущениях.
· Утилитарная – больной получает определённую выгоду от болезни, материальную или моральную.
Знание ВКБ позволяет врачу и медицинской сестре лучше понимать пациента и соответственно строить с ним свои отношения и тактику лечения.