Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетелей

Психология обвиняемого (подозреваемого). Основанием для привлечения лица к уголовной от­ветственности служит наличие достаточных доказательств для обвинения. В психологическом плане важно, чтобы разъяснение сущности обвинения и процессуальных прав обвиняемого было сделано простым, доступным языком. Необходимо получить ответы на все заданные обвиняемому вопросы и получить его подтверждение о том, что он понимает предъявленное ему обвинение.

Для успешного осуществления предварительного след­ствия необходимо хорошо ориентироваться в личностных особенностях проходящих по делу лиц и особенно обвиня­емого и подозреваемого (иметь сведения об образе жизни обвиняемого, его социальных связях, круге знакомств, бытовых условиях). Особенно важ­но знать этапные факторы формирования личности обви­няемого, существенные биографические данные. Необхо­димо обратить внимание на поведенческие установки и стереотипы обвиняемого лица, его адаптационные и ком­муникативные возможности, способы поведения в конф­ликтных ситуациях.

Особенности психического состояния обвиняемого (по­дозреваемого) в значительной мере определяются его от­ношением к событию преступления и правосудию. Суще­ственное значение имеют социально-ценностные личност­ные позиции, а также рефлексия обвиняемым (подозре­ваемым) степени доказанности преступления, состояния его расследования.

В зависимости от этих обстоятельств могут возник­нуть две различные стратегии поведения обвиняемого, связанные или с его стремлением избежать суда и спра­ведливого наказания, или с осознанием неизбежности суда.

Первая ведет к выработке соответствующей защитной тактики, форми­рованию в сознании обвиняемого (подозреваемого) так на­зываемой "защитной доминанты". Эта защитная тактика может быть активной — дача ложных показаний, уничто­жение вещественных доказательств, создание ложных до­казательств, влияние на свидетелей и пассивной — отказ от сотрудничества со следователем без использования ак­тивных средств противодействия. Защитные механизмы начинают формироваться уже при возникно­вении преступного умысла, а затем в ходе совершения преступления и при сокрытии его следов. Опытный пре­ступник делает все, по его мнению, возможное, чтобы скрыть следы преступления, крайне затруднить расследование, ввести следователя в заблуждение, планирует линию поведения и в случае раскрытия преступления.

Защитная доминанта обвиняемого определяет направ­ленность его психической деятельности, повышенную чув­ствительность ко всему тому, что охраняется сложивши­мися защитными позициями. Но в этом и основная сла­бость позиции обвиняемого. Возникает тенденция к преувеличению информационной вооруженности следователя, переоценка угрожающих воз­действий.

Психология обвиняе­мых (подозреваемых) определяется и теми общими ха­рактерологическими особенностями, которые присущи лицам, совершающим определенные виды преступлений. Например, насиль­никиотличаются крайним эгоизмом при­митивно-анархическими устремлениями, эмоционально-нравственной асинтонностью, жестокостью и агрессивнос­тью. Возможные аффективные вспышки, ситуативные конфликты. Наряду с этим пони­женная критичность их поведения делает невозможным длительное, тактически продуманное противодействие следователю. Психические особен­ности: как бесстыдство, крайняя вульгарность, разнуздан­ная чувственность, аморальность.

"Случайные" убийцы, как правило, имеют неблагоприятные бытовые обстоятельства.

Лица, обвиняемые в корыстно-насильствен­ных преступлениях (грабежи и разбои), как правило, с крайней антисоциальной и антипра­вовой ориентацией. Для них характерны глубокая аморальность, пьянство. Наряду с этим они во многих случаях отличаются повышенным самоконтролем, способностью к устойчивому тактическому противодействию.

Насильственные типы преступников, как правило, склонны к обвинительной трактовке действий других лиц.

Преступники уходят от признания своей виновности, внутренне не осуждают себя. Их самооценки отличаются низкой самокритичностью, неадек­ватностью. Формируя механизм психо­логической защиты преступники становятся мало­чувствительными к информации, противоречащей их лич­ностным установкам (механизм психологического вытесне­ния), изыскивают доводы для оправдания своего поведе­ния (механизм самооправдательной рационализации), все­возможные личностно утверждающие компенсации, гипертрофируют личностно-положительные самооценки. Не возникает, как правило, чувства вины. Но преступник, сохраняя ценность своего Я-образа, остается в силу этого чувствительным в отношении собственной системы ценностей, тех своих ка­честв, которые он ценит. Уличение в бесчестности его может не волновать, а уличение в трусости, малодушии, предательстве — глубоко оскорбить. Личность обвиняемых, как правило, противоречива — одни их оценки, оправдательные, направлены на себя, другие, обвинительные,— на окружающих лиц.

Психология потерпевшего. Психические состояния потерпевшего в значитель­ной мере могут определяться его "обвинительной доми­нантой", отрицательными эмоциями, связанными с поне­сенным ущербом.

Показания многих потерпевших перенасыщены оценоч­ными элементами, тогда как доказательственное значение имеют только фактические сведения.

Психические состояния потерпевшего (особенно при совершении над ним насильственных действий) следует отнести к экстремальным психическим состояниям (стресс, аффект, фрустрация), вызывающим существенные сдви­ги в его отражательно-регуляционной сфере.

В конфликтных ситуациях сужается сознание потер­певшего, ограничиваются его адаптивные возможности. Иррадиация возбуждения приводит к генерализованным (чрезмерно расширенным) обобщениям, сдвигам во взаи­модействии сигнальных систем. Травмирующее воздействие событий приводит к преувеличению потерпевшими вре­менных интервалов (иногда в 2—3 раза).

Грубые физические воздействия, являясь сверхсиль­ными раздражителями, вызывают нарушение психичес­кой деятельности. Возникает сложный устойчивый нервно-эмоциональный комплекс со сложными взаимодействиями чувства стыда, обиды, уни­жения, мести, а иногда и агрессивности. У потерпевших от полового насилия возникает чувство депрессии, апатии, обреченности, усугубляющееся представлениями о возмож­ной беременности и заражении венерическими заболевани­ями. Нередко показания этой категории потерпевших умышленно искажаются с целью сокрытия неблаговидных поступков.

Для многих потерпевших характерно состояние повы­шенного уровня тревожности и как следствие этого — де­стабилизация личной психической активности, нарушенность социальной адаптированности, адекватности поведения. Повторное обращение к аффектогенным обстоятель­ствам может вызвать напряженное психическое состоя­ние, непроизвольный уход от психотравмирующих обсто­ятельств.

Нередко потерпевшим приходится участвовать в мно­гочисленных допросах и очных ставках, неоднократно выезжать на место происшествия, опознавать участников преступления. В этих условиях у потерпевших может не­произвольно сформироваться механизм психической за­щиты от повторных психотравмирующих воздействий. Ин­тенсивные процессы торможения, их иррадиация могут значительно затруднить получение от потерпевшего нуж­ных для расследования сведений. Стремление выйти из сферы следствия может привести к поспешным конформ­ным показаниям, согласию с предложениями следователя.

Психология свидетелей. Направленность восприятия события и его содержание определяются оценочной позицией воспринимающего лица, уровнем его психического, интеллекту­ального и нравственного развития.

При взаимодействии со следователем свидетель при­держивается определенной линии поведения, дает свои оценки сообщаемым фактам, о чем-то умалчивает, до­пускает недомолвки. Они могут быть обусловлены различ­ными побуждениями — боязнью мести, жалостью, стрем­лением избавиться от свидетельских обязанностей и др. Наряду с этим свидетельские показания сами по себе зат­руднены рядом психологических обстоятельств — фраг­ментарностью первоначального восприятия событий, мнемическими и речевыразительными трудностями.

Мнемическая помощь- содействие лицу по восстановлению в памяти забытого материала.


Билет 10.

Потребности личности

1. Предпосылкой, источником деятельности человека является по­требность.

Потребность - испытываемая человеком необходимость устране­ния отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности. Наибо­лее значимые, базовые потребности определяют направленность всей психики человека - его чувств, мышления, волн и сенсорных систем.

2. Различаются потребности потенциальные (неактуализированные) и актуализированные текущее психическое состояние напряженно­сти, дискомфортности, вызванное рассогласованием внутренних и внеш­них условий жизнедеятельности данного индивида. Это выраженное в потребности противоречие внутреннего и внешнего является ос­новным фактором человеческой активности.

Потребность можно разделить по основным видам человеческой активности:

♦ потребности, связанные с трудом, - потребности созидания;

♦ потребности, связанные с развитием, — потребность в игре, по­знании, научении, самореализации;

♦ потребности, связанные с социальным общением, социальной иден­тификацией, — нравственные и духовные потребности.

Все эти потребности социально обусловлены, порождаются в опре­деленном человеческом обществе и поэтому называются социогенными.

В зависимости от того, с какими социальными ценностями связаны потребности, различаются разные уровни — высшие и низшие. Асоци­альное поведение связано с переходом за грань так называемых разум­ных потребностей. Неразумные потребности — это гипертрофирован­ные потребности низших уровней.

Большая сфера потребностей человека обусловлена биологической необходимостью. Эти потребности называются биогенными, виталь­ными (от лат. vita — жизнь). К ним относятся:

♦ потребность в безопасности, самосохранении;

♦ потребность в восстановлении энергии и в двигательной актив­ности;

♦ потребность в подготовке к преодолению препятствии (одна из сфер реализации этой потребности — научение и физическая игра);

♦ потребность и продолжении рода.

3. Потребности людей зависят от исторически сложившегося уров­ня производства и потребления, от уровня жизни человека, традиций и господствующих вкусов в данной социальной группе.

Для исторического процесса развития человечества характерен объективный закон возвышения человеческих потребностей. Для от­дельного же индивида возможен регресс потребностей — «располза­ние» вширь потребностей низших уровней.

Все потребности обладают направленностью, напряженностью, цик­личностью.

Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удов­летворенная потребность сначала угасает, но затем возникает с боль­шей интенсивностью. Слабьте потребности в процессе их многократ­ного удовлетворения становятся более стойкими.

Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том случае, если для се удовлетворения имеются пли могут быть созданы средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности, зна­ние и способы действия). Чем разнообразное средства удовлетворе­ния данной потребности, тем прочнее они закрепляются.

Возникновение определенных насущных потребностей, их актуали­зация организуют психику на постановку соответствующих целей. При этом внешние воздействия избирательно охватываются домини­рующей мотивационной активностью индивида.

40. Психология деятельности прокурора в уголовном и граждан­ском судопроизводстве.

Психология деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве. Проку­рор участвует в качестве государственного обвинителя; он поддерживает государственное обвинение, отстаивает интересы государства и общества. Обвинение включает в себя основанную на фактических обстоятельствах право­вую оценку деяния (квалификацию) и указание на лицо, которому обвинение вменяется. Основные критерии его деятельности и речи в суде — объективность и фактическая обоснованность.

Речь прокурора состоит из следующих частей: 1) вступ­ление; 2) изложение фактических обстоятельств и фабу­лы дела; 3) анализ и оценка собранных по делу доказа­тельств; 4) обоснование квалификации преступления; 5) ха­рактеристика личности подсудимого и потерпевшего; 6) предложения о мере наказания; 7) вопросы возмещения причиненного преступлением ущерба; 8) анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления, предложения по их устранению; 9) заключение.

Прокурор призван убедительно "спаять" разрознен­ные факты в единый блок доказательств, раскрыть их доброкачественность, достоверность и процессуальную допустимость. Особенно тщательное исследование должно быть проведено в случаях, когда обвинение основано на кос­венных доказательствах.

При характеристике личностных особенностей подсу­димого и потерпевшего прокурор должен показать себя мастером психологического анализа. Характеризуя анти­социальную, десоциализированную личность, прокурор должен видеть и возможности ее ресоциализации. При характеристике личности подсудимого прокуро­ром нередко наблюдается тенденция крайнего "сгущения красок" вплоть до унижения человеческого достоинства. О любом человеке следует судить осторожно и бережно. Прокурор вправе анализи­ровать лишь те качества личности, которые обусловили преступление и проявились в его совершении.

Стиль речи прокурора должен соот­ветствовать его высокому назначению — осуществлять обвинение от имени государства.

Доказательства по делу система­тизируются и должны обеспечить правильность выдви­гаемого обвинения. При этом ни очевидность дела, ни признание вины подсудимым не снимает с прокурора обя­занность доказывания обвинения. На основе совокупности доказательств у прокурора должно сформироваться внут­реннее убеждение в обоснованности и законности обви­нения. В противном случае он обязан отказаться от об­винения.

Особенно тщательно прокурор должен анализиро­вать оправдательные версии, выдвинутые в судебном след­ствии защитником и подсудимым. Тонкую, психологически обоснованную тактику дол­жен избрать прокурор в полемике в защитником с тем, чтобы не утратить своей стратегической позиции. В це­лях объективности прокурором должны быть отмечены и все не подтвердившиеся обстоятельства, подлежа­щие исключению из обвинения. Анализируя ключевые обстоятельства дела, прокурор не должен ограничи­ваться общим утверждением, что они подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, а обязан приве­сти все эти доказательства, проанализировать их и дать им оценку. По делам с косвенными доказательствами необходи­мо проанализировать все возможные версии по делу и показать, что кроме версии обвинения ни одна другая не подтверждается.

Во всех случаях последовательно анализируются все элементы состава преступления. Обосновывая правильность предлагаемой квалификации рассматриваемого деяния, прокурор анализирует и неправильность всех других пред­лагаемых или возможных в данном случае квалификаций. Юридическая оценка преступления осуществляется не только ссылкой на соответствующую статью УК. Квали­фикация состава данного преступления должна быть до­казана и обоснована.

В заключительной части речи государственный об­винитель призван произнести несколько весомых фраз, придав всей речи оттенок государственной значимости. Неудачные заключительные слова прокурора снижают авторитет правосудия.

Профессионализм прокурора проявляется не только в его ораторском искусстве. Не менее важны его искусст­во ведения допроса в судебном следствии, способность охватить схему рассматриваемого дела, увидеть в нем существенные взаимосвязи, поставить целенаправленные вопросы. Его будущая речь готовится уже в этой части судебного разбирательства. Бессодержательное же судебное следствие не может завершиться блестящей ре­чью в судебных прениях.

Психология деятельности прокурора в гражданском процессе.

Прокурор — должностное лицо органов прокура­туры. Он наделен полномочиями надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми гражданами и должностными лицами, принимает меры к восстанов­лению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций, дает заключение по вопросам, возника­ющим при рассмотрении дел, предъявляет иски, дает заключения по существу дела в целом по гражданским делам.

Специфика деятельности прокурора в гражданском процессе определяется предметом его деятельности, ее направленностью. Прокурор может выступать или как предъявитель иска (обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц), или вступать в дело для дачи заключения. В первом случае прокурор участвует в су­дебных прениях, подчиняется требованию равенства сто­рон. Во втором случае речь прокурора носит итоговый, обобщающий характер, его оценки даются от лица госу­дарства. Эти оценки должны быть всесторонне обоснован­ными и убедительными, иметь общесоциальное значение, давать основание для частных определений.

В случаях, когда иск предъявлен прокурором, в су­дебных прениях он выступает первым. Поддерживая иск, прокурор обосновывает необходимость его удовлетворения. В заключении он оценивает доказательства, приводит установленные, факты, делает вывод о не­обходимости применения соответствующей правовой нормы.

Если же прокурор не возбуждает иска, а вступает в дело лишь для дачи заключения, то он не участвует в прениях. В заключении прокурора в этом случае даются итоговые оценки, формулируется возможное и необходи­мое решение, обусловленное позицией государственного представителя. Прокурор акцентирует внимание суда на информации, являющейся основой для вынесения частно­го определения, анализирует причины данного гражданс­кого правонарушения.

Заключение прокурора должно отличаться убедитель­ностью аргументации, объективностью, полнотой и все­сторонностью. Речь прокурора в гражданском суде должна содействовать установлению объективной истины по делу. Она должна быть образцом судебно-профессиональной эти­ки, правовой и общей культуры. Все поведение прокуро­ра как представителя государства должно быть подчине­но строгой нравственной самодисциплине. Всем должно быть очевидно, что его интересы — интересы общества. Кате­горически недопустимы пренебрежительное, насмешли­вое, а тем более издевательское отношение к кому бы то ни было, пререкание с членами суда или адвокатами. Сверх­задача прокурора — укреплять престиж суда, всех су­дебных институтов.

Социальная ответственность выступления прокурора исключительно высока. Под ее впечатлением суд удаля­ется в совещательную комнату для вынесения решения.


Билет 11.

Наши рекомендации