Анализ хода учебного занятия

Тема:………………………………………………………………………………………………

Этапы урока (время) Приемы работы учителя и ученика Характеристика деятельности учащихся на этапе урока (уровень владения материалом, организация самостоятельной работы учащихся, интерес учащихся к работе на уроке, уровень достижения планируемых результатов и т.д.) Оценка деятельности учащихся на каждом этапе: достоинства, замечания, предложения
       

Выводы по результатам наблюдения за деятельностью учащихся: …………………………………..…………………………………………………………………………………………………………………….…………………………………………………

Предложения по уроку…………………………….………………………………………

Занятие посетил студент ………………………………………. ……….дата………………….

Воспитательная деятельность классного руководителя

Задачи практики по воспитательной работе в деятельности классного руководителя:

1. Проанализировать особенности работы классного руководителя.

2. Овладеть навыками работы с документацией классного руководителя.

3. Овладеть методикой изучения классного коллектива и отдельных учащихся.

4. Разработать и реализовать воспитательные дела по основным направлениям деятельности классного руководителя.

Содержание практики

1. Анализ работы классного руководителя на основе:

- беседы с классным руководителем об основных направлениях и функциях деятельности классного руководителя:

- изучение документации по воспитательной работе (концепция по воспитательной работы школы, план воспитательной работы школы и классного руководителя);

- ознакомление с планом работы на период практики;

- анализ деятельности классного руководителя (технологий, методов, форм, взаимоотношений воспитательной работы, взаимоотношений с детьми, коллегами, родителями.

2. Овладение навыками работы с документацией классного руководителя:

- работа с классным журналом (на бумажном носителе и в электронном виде);

- составление индивидуального плана воспитательной работы на период практики;

- работа с дневниками учащихся.

3. Реализация методики изучения классного коллектива и отдельных учащихся:

- изучение интересов учащихся во внеурочное время;

- выявление стадии развития классного коллектива;

- анализ межличностных отношений учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

4. Разработка и организация воспитательных дел по основным направлениям деятельности классного руководителя (не менее 4 воспитательных дел различной направленности с использованием вариативных форм организации воспитательной работы).

1) интеллектуально-познавательное: познавательные творческие дела, участие в предметных неделях, развивающие игры, упражнения и тренинги по культуре интеллектуального труда, развитию памяти, внимания, мышления, воображения и т.д.;

2) нравственно-духовное: формирование культуры личности, общечеловеческих ценностей, культуры поведения посредством бесед, классных часов, дискуссий; развитие навыков общения посредством игр, тренингов, классных вечеров, КТД и др.;

3) спортивно-оздоровительное: изучение состояния здоровья школьников, организация спортивных игр, походов, соревнований; бесед о здоровом образе жизни и профилактике вредных привычек;

4) досуговое и художественно-эстетическое: организация свободного времени школьников, проведение вечеров, праздников, дней именинника, экскурсий, выходов в театр, кинотеатр с последующим обсуждением спектаклей и фильмов, посещение музеев, выставок;

5) гражданско-патриотическое и туристско-краеведческое: проведение уроков мужества, классных часов, посвященных защитникам Отечества, государственным символам, Конституции, Отечеству; организация экскурсий по историческим местам родного края и страны, встреч с ветеранами;

6) работа с родителями: посещение и проведение родительских собраний, организация индивидуальной работы с семьей;

5) профориентационное: знакомство с миром профессий, с образовательными учреждениями региона, экскурсии на предприятия и в организации;

6) социально-проектное: вовлечение детей в разработку и реализацию социальных проектов, в волонтерскую деятельность, социально-полезную деятельность с различными социальными категориями населения.

Требования к отчетным документам и материалам студентов по педагогической (производственной) практике

1. Журнал работы студента в период учебной и педагогической практики должен содержать:

- план работы на период практики;

- отметка о выполнении организационной работы и оценка за воспитательные дела, подтвержденные подписью классного руководителя;

- характеристика работы студента- практиканта классным руководителем, подписанная и заверенная печатью образовательной организации;

- самостоятельные выводы студента о практике.

2. Разработка и анализ педагогической эффективности одного проведенного воспитательного дела.

3. Характеристика опыта работы классного руководителя.

Список рекомендуемой литературы в помощь студенту-практиканту

по воспитательной работе в школе

1. Билык, Н.И. Организация деятельности классного руководителя [Электронный ресурс] / Н.И. Билык, Л.В. Голубева, Т.В. Плахова. – CD-ROM. ФГОС. Волгоград: Изд-во «Учитель», 2013 г.

2. Бухтиярова, Е.Г. Классный руководитель в современной школе. Самый классный классный [Электронный ресурс] / Е.Г. Бухтиярова, Е.А. Еропкина, Е.А. Хайрулина. – CD-ROM. ФГОС. 2013.

3. Гетманская, Т.В. Основная школа. Организация внеурочной деятельности [Электронный ресурс]: программы, конспекты занятий / Т.В. Гетманская, Н.В. Киселева, Н.Н. Пильникова. – CD-ROM. Волгоград: Изд-во «Учитель», 2013 г.

4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Изд-во «Просвещение», 2014. – 223с.

5. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности [Текст]: досуговое общение / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – ФГОС. М.: Изд-во «Просвещение».2011. – 64 с.

6. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности [Текст]: художественное творчество. Социальное творчество / Д.В. Григорьев. – М.: Изд-во «Просвещение», 2011. – 80 с.

7. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России [Текст]: / А.Я. Данилюк, А.М. Кандаков, В.А. Тишков. – М.: Изд-во «Просвещение», 2014. 24 с.

8. Макеева, А. Внеурочная деятельность [Текст]: формирование культуры здоровья. 9 класс / А. Ма кеева. – М.: Изд-во «Просвещение», 2014. – 64 с.

9. Норенко, И.Г. Экологическое воспитание в школе [Текст]: классные часы, игры / И.Г. Норенко. – Волгоград: Изд-во «Учитель». – 2007 г. – 140 с.

10. Панафидина, Т.В. Современные технологии воспитательной работы [Текст] / Т.В. Панафидина. – Волгоград: Изд-во «Учитель». – 2011 г. – 233 с.

11. Рожков, М.И. Байбородова, Л.В. Теория и методика воспитания [Текст]: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. – 415 с.

12. Смирнов, Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности [Текст]: начальное и основное образование / Д.В. Смирнов, А.А. Тимофеев, В.А. Горский. – М.: Изд-во «Просвещение», 2014. – 111 с.

13. Феодосова, Т.Н. Школа классных руководителей. Картотека воспитательных форм работы [Текст] / Т.Н. Феодосова. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2011 г. – 186 с.

Приложения

Характеристика опыта работы классного руководителя

Общие сведения о классном руководителе.

Краткая характеристика класса.

Какие направления деятельности являются главными в работе этого классного руководителя и класса.

Какие функции деятельности классного руководителя реализуются наиболее удачно.

Какие дела в классе были наиболее яркими.

Каковы результаты деятельности (каким образом осуществляется диагностика).

Схема разработки

(конструирования) воспитательного дела

При конструировании воспитательного дела обратить главное внимание на анализ и оценку ситуации, поиск и выбор:

- Темы

- Цели: кому это нужно? какие результаты хотим получить?

- Названия дела.

- Участников дела (школьники, младшие, старшие друзья, родители, учителя, тренеры, руководители кружков, клубов, спонсоры и т.д.).

- Главного события, ситуации, противоречия, вокруг которого развиваются действия участников. (Например, в д/с хотели бы устроить детям снежную сказку, но нет людей могущих это сделать; родители хотят помочь своим детям выбрать правильно профессию, но не знают как? В октябре родились пять человек из класса, надо именинников поздравить; хотим в субботу отдохнуть, узнать или научиться чему-нибудь…)

- Методов, приемов и форм проведения дела. (Например, дискуссия, конкурсы, викторины, турниры, ярмарки, игры (музыкальные, игры-тренинги, игры-развлечения, игры-путешествия, игры-шутки и т.д.), вечера, дискотеки, посещение и создание музеев, выставок, путешествия, походы, праздники, вечеринки, спартакиады, концерты, «огоньки», «посиделки», спортивные аукционы, малые олимпийские игры, фестиваль танцевальных жанров, тематические смотры, карнавал, вечер поэтов-масок, театр литературных импровизаций, вечер туристской песни и т.д.

- Времени и места проведения.

- Плана последовательности действий в ходе дела.

- Распределения «ролей» между участниками дела.

- Анализ воспитательного дела.

Схема анализа воспитательного дела

I. Общие сведения

1. Дата проведения дела, с кем проводится, кто проводит.

2. Название дела. Его место в системе работы классного руководителя.

3. Цель дела. На решение каких воспитательных задач рассчитано?

4. Педагогическое обоснование проведения дела:

- соответствие задачам воспитательной деятельности классного руководителя,

- уровню развития коллектива учащихся,

- возрастным особенностям.

II. Анализ подготовки дела

1. Кто был инициатором проведения данного дела, как оно планировалось и готовилось? В чем и как проявилась активность, творчество, самостоятельность и инициатива учащихся?

2. Насколько последовательно реализовывался план дела?

3. Какие знания приобрели учащиеся? Какие социальные установки, чувства, убеждения сформировались у них? Кому оказывали помощь, подарили радость? В чем проявлялось творчество детей и взрослых?

4. К какой общественно полезной деятельности побуждает дело?

5. Каких результатов удалось достичь? Как это дело сказывалось на взаимоотношениях учащихся?

Ш. Общая оценка

1. Насколько удалось достичь цели? Причины успеха, неудач, ошибок?

2. Выводы и предложения.

Психолого-педагогическое задание

Задачи психолого-педагогического задания по педагогической (производственной) практике:

1. совершенствование психолого-педагогических знаний, их применение в решении конкретных педагогических задач;

2. формирование практических навыков взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса;

3. формирование творческого и исследовательского подхода к педагогической деятельности, основанного на знании психологических особенностей личности обучающихся и классных коллективов;

4. развитие педагогических способностей (экспрессивно-речевых, дидактических, суггестивных, перцептивных и др.), а также профессионально значимых качеств личности преподавателя (эмпатия, самообладание, педагогический такт, справедливость и т.д.).

Наши рекомендации