Факторы поведения человека
Уже отмечалось, что описание и истолкование конфликтов, возможность управления ими прежде всего связаны с пониманием природы как общества, так и человека. Самые общие представления о конфликтах в организации дают основание считать, что исходных моментов, порождающих тот или иной конфликт, по меньшей мере три: сами люди, составляющие персонал организации, — как отдельные лица, так и группы, коллектив в целом; совокупность социальных связей, формы поведения сотрудников, их отношения и взаимодействие; условия функционирования организации, стечение определенных обстоятельств, та или иная проблемная ситуация.
Первое место в этом ряду, естественно, занимают люди с присущими им свойствами, несовместимостью в конфликтных условиях их интересов, различиями ценностных установок и манеры Общения. Чтобы верно судить об источниках конфликтов и связанных с ними стрессов, не обойтись без характеристики личности, выяснения многообразия факторов, оказывающих существенное влияние на поведение человека.
Человек — существо социальное, обладающее самосознанием (разумом), активно деятельное, т.е. способное к труду, творчеству, целесообразному изменению окружающего мира. Сущность человека заключена в диалектически противоречивом единстве его потребностей и способностей, актуальной необходимости и потенциальных возможностей на биологическом (природном), социальном и духовном уровнях. Преодоление этого противоречия представляет собой источник саморазвития, исторического становления человека, хотя в идеале между тремя его началами не должно быть антагонизма, так как социальное есть способ оптимальной организации природного С целью развития духовного.
Важна свойственная человеку способность к труду и иной деятельности, включающей в себя цель, средства, результат и сам Процесс целесообразных действий. Именно в деяниях, созидании, творчестве человек не только обнаруживает и проявляет себя, но в них он формируется и развивается.
Зарубежные и отечественные психологи, рассматривая челове-Ка, оперируют такими понятиями, как «субъект» и «объект». При этом под субъектом понимается личность или человеческая общ-
| |
ость, которые действуют в высшей степени активно, настойчивы 55
в стремлении к поставленным перед собой целям, сами творят свою судьбу, обогащаясь жизненным опытом. Объектом же социальных связей люди выступают тогда, когда они пассивны, целиком подчиняются внешним обстоятельствам, довольствуясь мизерными результатами собственной деятельности.
Когда заходит речь об отдельном человеке, обычно имеют в виду индивида, личность или индивидуальность. Эти понятия, будучи едиными по значению, не вполне синонимы, они не тождественны. Между ними нельзя ставить знак равенства, поскольку ими определяются разные стороны сущности человека.
Индивид — это живой организм, биологическое существо человеческого рода и в этом качестве фиксируются его появление на свет, присущие ему физиологическое состояние и психика, возможности приспособления к социальной среде. Индивид — субъект существования, элемент общественной системы материального производства и потребления, который вместе с тем формируется и развивается в процессе деятельности, усвоения и воспроизводства определенных, в ходе исторического движения сложившихся способов труда и хозяйствования. Характеризуют индивида, утверждая: «Любой человек есть «дитя природы», живое существо, отличающееся от других высших животных тем, что обладает развитой психикой, разумом, способностью к творчеству, совместному с себе подобными труду и общежитию».
Личность выражает более широкую, чем индивид, совокупность качеств человека, которые складываются под влиянием как природных свойств, присущих всем людям, так и социальных факторов, связанных, в частности, с усвоением определенной системы знаний, норм и ценностей, обретением опыта и привычек в ходе общения с другими людьми, утверждением своего места и роли в сложном переплетении социальных отношений. Если индивидом человек рождается, личностью он становится, в той или иной мере преодолевая противоречивость и относительную независимость своей природной, социальной и духовной сущностей, проявляя способность к познанию и преобразованию окружающего мира. В отличие от индивида личность — не статист исторического развития, а активно действующий субг>ект и объект социальных связей. Черты личности, характеризующие в первую очередь общественные качества человека, приобретаются в процессе и результате разносторонней деятельности, осуществляемой каждым совместно с другими людьми.
Индивидуальность — проявление черт конкретной личности с ее своеобразием и неповторимостью, мера отличия индивида от других себе подобных. Это человек как бы в единичном экземпляре во всей своей оригинальности, включая внешние особенности, спе-
цифику характера, возможности интеллекта, самобытность чувств. К примеру, подчеркнуто выделяются индивидуальные качества, когда констатируют: Адам Смит, чье имя вписано в летопись всемирной истории как классика политической экономии, основоположника трудовой теории стоимости и ряда других экономических учений, был образованнейшим человеком своего времени, обладавшим обширными знаниями и безупречным нравственным авторитетом.
Справедливо считается, что на Земле нет двух одинаковых людей. «Каждая личность есть своеобразный, единственный в мире индивидуум, неповторимый по бытию и незаменимый по своей ценности», — этой фразой известный философ XX в. И.О. Лосский с полным на то основанием открыл свой труд «Характер русского
народа».
Люди, рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, тем не менее в реальности оказываются неодинаковыми. Они отличаются друг от друга полом и возрастом, здоровьем и физической силой, душевными качествами и внешней привлекательностью, умственными способностями и волевой энергией, нравственными предпочтениями и жизненным опытом. Каждый человек по мере своего развития и совершенствования становится все более своеобразным и самобытным. Потому-то столь важно требование современного гуманизма: бережно относиться к личности, уважать ее достоинство и права, блюсти свободу убеждений, полезной инициативы, труда и творчества, исключить любую форму порабощения и унижения человека.
Из безусловного признания факта неодинаковости людей, определения конкретной личности только ей присущими индивидуальными и общественно значимыми качествами с необходимостью следует также вывод о том, что нет человека, состоящего из одних достоинств, не имеющего какого-либо изъяна или слабостей. Нужно каждого принимать таким, какой он есть, располагать по возможности максимально полной информацией о человеке, с которым общаешься и взаимодействуешь. Это всегда полезно, для того чтобы лучше понимать людей, осознанно относиться к конфликтам и уяснению тех причин, которыми они вызываются. Нельзя не считаться с фактом того, что поведение любого человека, его действия и поступки опосредуют реакцию личности на ту или иную жизненную ситуацию, выражают свойственные ей как рациональные, так и эмоциональные качества, те или иные склонности, взгляды, мотивы.
■ |
Необходимую информацию получают разными путями, из множества источников. Среди них значатся не только заранее сообщаемые сведения и анкетные данные, но и впечатления при непосредственном общении. К примеру, весьма значимы коммуникабельность
человека, его манера знакомиться и держаться .одях, одежда и поза, занимаемая в ходе беседы. Своего рода «ил липой карточкой» является голос, тембр и интонации которого позволяют судить о характере и даже интеллекте данной личности, ее скромности или, напротив, чванливости, высокомерии.
Если на долю устной речи, произносимых слов приходится всего-то 7% информации о собеседнике, то через интонацию и модуляцию голоса ее доходит примерно 38%. Но основной массив (больше половины) информации передается языком мимики и жестов. Известно, например, что знаменитый киноактер Чарли Чаплин успевал за одну минуту проделывать до 60 выразительных жестов, понятных каждому без каких-либо слов.
Психологи в общей сложности насчитывают более 1 млн. разных телесных знаков, которые позволяют так или иначе судить о людях, не менее красноречивее слов выдают темперамент, характер и желания человека. Так, вроде бы обычные улыбка и смех заметно обнаруживают внутреннее состояние собеседника, его чувства. Ведь смех бывает радостным и грустным, добрым и злым, дружелюбным и враждебным, снисходительным и заискивающим.
Штрихи к психологическому портрету складываются и по почерку. Такие особенности письма, как размер букв, их написание, наклон, соединение в строку, постановка точек и запятых, вполне могут удостоверить пол, возраст, уровень образования, профессиональные склонности, темперамент обладателя почерка и, вероятно, его поведение в той или иной ситуации.
Конечно, не следует полагаться лишь на собственные, часто весьма субъективные впечатления. Полезно знать мнение на сей счет профессионалов — психологов, социологов, педагогов, других специалистов гуманитарного профиля. Кстати, психологи, составляя представление о конкретных людях, обращают внимание на ТО, какому цвету окружающих их вещей они отдают предпочтение; что за узоры, острые углы и плавные овалы автоматически рисует человек на чистом листе бумаги, находясь в задумчивости; как он ест — быстро или медленно, жадно или равнодушно, привередлив ли к пище или потребляет все без разбора; как, в какой позе привычнее спать данному лицу и т.п.
Собственная наблюдательность и взятые на вооружение рекомендации специалистов помогают вернее оценить потенциал знакомой личности, т.е. дать интегральную, соединяющую воедино характеристику ее физических, психических, духовных и иных способностей. Они же — наблюдения и следование рекомендациям — предоставляют больше возможностей, для того чтобы объективно распознавать интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества чем-то интересного вам человека. 58
К интеллектуальным качествам относят свойства мышления, всю совокупность знаний человека, его стремление к истине, а также взгляды, принципы и жизненную позицию. Если, к примеру, утверждается, что известный общественный деятель видит выход России из нынешнего тяжелейшего кризиса в непременном сохранении единства страны, продвижении ее к многоукладной, рыночной, социально ориентированной экономике, укреплении нравственных устоев общества, то очевидно указание на интеллект, свойственный данной личности.
Всякая человеческая общность скрепляется некоей общей системой координат, ценностей — системой, позволяющей отделять добро от зла, правду от лжи, пользу от вреда, придающей жизни людей смысл, наделяющей человека способностью ориентироваться в том, что хорошо и что плохо, решать для себя вопрос, ради чего он живет. Не ведая о ценностной мотивации, трудно, а то и невозможно определить, с кем имеешь дело, кто рядом с тобой: мудрый, искренний, увлеченный своими занятиями и верный слову человек или просто хитрый, скрытный, нищий духом обыватель сузким, мещанским взглядом на жизнь, равнодушным отношением к общему делу.
Волевые качества связаны прежде всего с мотивами, побуждающими к действию, проявлением способностей человека, расположенностью его к другим людям. Эти свойства особенно бросаются в глаза у руководителя: либо он по-настоящему деятельный, уверенный в себе и преисполненный жизненной энергии человек, способный влиять на других и вести их за собой, либо за его административным положением скрывается пристрастие к одному-един-ственному правилу — «нраву моему не препятствуй».
Эмоциональные качества вбирают в себя самые разнообразные нервные возбуждения, переживания и чувства, связанные с такими моральными ценностями, как добро, долг, честь, дружба, любовь и т.п., с эстетической способностью различать прекрасное и безобразное. Когда отмечают, что лицо, о котором идет речь, — добрый, совестливый, но легко ранимый и весьма обидчивый человек, то тем самым в первую очередь обращают внимание на его эмоциональность. Эмоции же, взятые вместе, могут эффективно сигнализировать об активизации жизненных сил, о готовности личности приносить пользу людям, отвечать перед обществом и самим собой за свои поступки.
Среди важнейших свойств человека, которые аккумулируют его качества, своей особой социальной значимостьювыделяются справедливость, ответственность, правосознание.
Справедливость — категория общественного сознания, понятие 0 должном в социальном, нравственном и правовом плане. Это, по точному определению известного русского философа И.А. Ильина,
есть стремление верно судить о человеке и соответственно обхоЦый и интровертивный, так и специальные - "ы™»™™™>™° даться с ним; чувство меры в размежевании людских притаза^иСиГальный, сенсорный и интуитивный - психологаческие типы интересов; искусство искать и находить «для каждого свое»; требоЕстера. Влияние индивидуального С1Ш^^"^В"1^. обязанноИстаТЬСЯ С нео*ин™°с™о людей, предметно соо^осить К психических свойств личности на ее конфликтность оказыва »ы ., ™ И И права> каждого с его особенностями, способностям ется более заметной. птипшрниях к ми и делами, не допускать глупого и вредного уравнивания всех и вся Г Характер человека проявляется в первую ™^ *™™%*^ Ответственность - это преимущественно духовное, нравствен 'обязанностям перед обществом, к другим людям и к самому себьЭто ности Тот0™46,?06 КаЧеСТВ°' ПрИСущее своб^ной и зрелой лич- Сюжет быть трудолюбие и праздность, бережливость и мотовство, во-,пЯгаэт! !.Ж6 подчеркивал, что чувство ответственности честолюбие, тщеславие и т.п. вшлагает на человека обязанность сполна отвечать за свою жизнь " ныеТп™1Ие " напРавление- использовать для оценок выверенные критерии, зовущие к труду, дисциплине и творчеству пПп!РЦв0С03"аИие есть готов"ость и стремление человека по доброй пое™?Г^Ь °ВОИ гРааданские обязанности, обуздывать в себе 111Т намеРения. Лояльность, уважительное отношение праву и законности |
^^^^^ тьность, основывается на |
ингткя чрг-тм . -„Ооош<,с1и. не чувстве собственного досто- инс1ва, чести И долга '", »■»»■■____ °ои^1вс1 личности влияют, хотя и в разной сте- оазоешенир к *---- "ИИе конФликтов, их последующее развитие и разрешение. В этом отношрнин пс. ^а„»^„ ..а„„„а,,., „„„___ |
, на взаимном доверии людей друг к другу, свойства личности влияют, хотя и в разной сте- |
Вне сомнения пени, на возникновен
пячпрп.^и...» П ' "-Ч»'п1ч«1>, ил последующее раЗВИТ
ых в |
разрешение. В этом отношении ряд качеств человека, заложенн
ем генетически, заслуживают повышенного внимания. 1гп«/ЛРеЖДе ВСеГ°' сУ"<ествУет опосредованная взаимосвязь между конфликтностью и темпераментом - теми устойчивыми свойства-пгиуГы ВПИДЯ' Кот°Рые характеризуют динамические особенности гвини^м ьНОГ° Человека' °™ося его со времен Гиппократа к сан-т^": (Рлегматикам, холерикам или меланхоликам. Степень тостЬУД;иМбоС™ " Жжения у человека, размеренность, порывис-„,„„„„ вял°сть в его реакциях так или иначе сказываются при общении и взаимодействии с другими людьми
Дитсяаи0лМаНлит'сЧТ<> °бЫЧНО сангвиник ак™вен и быстр, легко схо-ситплГтГ, Л1°Дьми, жизнерадостен и деятелен, но не перено-пп!п. Р ' И монотонной работы. Флегматик более сдержан в
вен жлеттол^ПеЛИВ' ГДееТ С°б°Й' НО> как пРавило> мало а -™-
мпп'м^Г ИЗВне- ХолеРик бывает вспыльчив и излишне пря-
Т1Т1 МаСТ° Демонстрирует высокую работоспособность од-
в^1ьайТспя?Сх!; И ЭН6РГИЯ Т° бЬЮТ через кРай'ТО испытывают
змвчи« и 4' Мелан*олик впечатлителен, эмоционален и от-
плохо япяпГРеДК° пР°являет нерешительность я медлительность
не^чи легкое4 К НОВЫМ УСЛ°ВИЯМ' болез№то пережиме-,' '* т' ЛС1КО впадает в уныние
нш в 12мпераменте дан 43Н I Ш 1ННЫМ Чвр1 СОИИНЯЯ ......... " ' II.......................... щэвд еще К №■, ™>пр°**»*™, ........... ЬУ?„ |
Разумеется, речь идв! пишь о преоблада!
пГпоГцГх^Т-И-Н^И1^М.................... •IЧ",■|,, ''—-р^ьп
I |
Каждый может в этом убедиться, ответив утвердительно или отрицательно («да» или «нет») на вопросы следующего психологического теста:
1. Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер?
2. Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности ?
3. Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам ?
4. Неприятно ли вам, когда незнакомый человек говорит вам «ты» ?
5. Способны ли вы ударить собаку или кошку?
6. Часто ли вы меняете магазины, в которые ходите за покупками?
7. Тяготят ли вас общественные обязанности?
, 8. Продолжаете ли вы отстаивать свою точку зрения, поняв, что ошиблись?
9. Часто ли вы принимаете лекарства ?
10. Способны ли вы ждать более пяти минут опаздывающего на встречу с вами человека, не проявляя при этом нетерпения ?
11. Часто ли вам в голову приходит мысль о вашей невезучести?
12. Способны ли вы с улыбкой воспринимать подшучивание друзей?
13. Злопамятны ли вы?
14. Не кажется ли вам, что климат в наших краях испортился и погода в
любое время года стала какая-то нетипичная?
15. Случается ли вам с самого утра быть в плохом настроении?
16. Раздражает ли вас современная музыка ?
17. Надоедает ли вам присутствие в доме чужих людей ?
Чтобы удостовериться в том, какой у вас характер, достаточно установить количество отрицательных ответов. Если их 11 и более, то этим подтверждаются ваш покладистый характер, возможность легко общаться с вами и находить «общий язык», надежность в дружбе и доброжелательность к людям. В случае 7—10 «минусов» есть повод задуматься над тем, не присущи ли вам излишняя раздражительность, недоверие к другим, обидчивость. Когда отрицательных ответов меньше 7, то вряд ли стоит сомневаться в своем неуживчивом характере, необходимости предпринять те или иные шаги, чтобы изменить свои Пгляды на действительность, на общение с другими людьми.
Для пригодности к управленческой деятельности мало выяснения своего характера вообще. Важно еще убедиться в наличии спо-| обности к лидерству — качества, в принципе нужного любому руководителю, так или иначе причастному к управлению людьми. Конкретно речь идет о выяснении того, достаточно ли властный у и.1с характер, имея в виду, что власть определяют как функцию мини, как право и возможность распоряжаться, повелевать, управ-
1ч и, кем-либо или чем-либо.
Психологический тест на лидерство включает следующие вопросы, такж< требующие утвердительного «да» или отрицательного «нет» ответа:
1. Умеете ли вы: отказывать другим в их просьбе?
2. Избегаете ли вы разногласий, даже если думаете, что правы?
3. Легко ли вы подчиняетесь правилам и предписаниям?
4. Часто ли вы извиняетесь?
5. Вы перестанете носить одежду, если кто-то посмеется над ней?
6. Стараетесь ли вы модно одеваться?
7. Вы одеваетесь, чтобы привлечь к себе внимание?
8. Если одежда неудобная, но к лииу, будете ли вы носить ее?
9. Вы нетерпеливы к людям, которые не сразу понимают, чего от них хотят
10. Используете ли вы нецензурные выражения?
11. Демонстрируете ли вы превосходство над другими людьми?
12. Мнения, высказываемые по телевидению, раздражают вас?
13. Всегда ли вы говорите то, что думаете, невзирая ни последствия ?
14. Считаете ли вы себя нетерпимым ?
15. Раздражаетесь ли вы, если проигрываете в споре?
16. Вы тратите деньги только на себя и свои удовольствия?
17. Нормально ли вы чувствуете себя в толпе?
Результаты тестирования определяются подсчетом очков: каждый положительный ответ на первые 8 вопросов — 1 очко, отрицательный — ноль очков, ответы на вопросы с 9по 17оцениваются наоборот,т.е. «нет»— 1 очко,«да»— 0. Если в итоге получилось 5 очков, то вы, что называется, прирожденный лидер, имеющий четко выраженный властный характер. Набрав 6—11 очков, можно предположить, что ваш характер пока не отличается постоянством, но задатки организатора, руководителя у вас, безусловно, имеются. При 12 и более очках обнаруживаются отсутствие качеств явного лидера, склонность больше полагаться на подсказки со стороны, чем на собственные решения.
Тесты подтверждают, что одни из характерных качеств, прису щих человеку, создают благожелательную атмосферу для общения и сближения людей, другие же, напротив, вызывают конфликтные ситуации, отнюдь не ведущие к благоприятному исходу. Знакомство с персоналом любой организации предоставляет тому множество убедительных доказательств.
Так, негативен по своим проявлениям крайний нарциссизм -себялюбие, эгоистичность. Он присущ практически каждому и 1! оптимальной дозе не приносит вреда. Но если сосредоточенность на собственной персоне чрезмерна, то не миновать осложнений в отношениях и, естественно, конфликтов.
Немало беспокойств коллективу доставляют и так называемые трудные люди. Их характер отличается агрессивностью, стремлением «задирать» других, говорить колкости, раздражаться по малейшему поводу и вовсе без причины, постоянным недовольством, капризами, дремучим пессимизмом и жалобами, скрытностью, умолчанием своих желаний и настроений, порой сверхпокладисто стью, ложным альтруизмом и расхождением обещаний с делом или просто проявлениями душевного (психического) нездоровья.
Специалисты акцентируют внимание еще на одном свойстве человека — рефлексии, т.е. самоанализе каждым своих знаний и поступков, размышлении об их границах и значении, о том, как они воспринимаются и оцениваются другими людьми. Стороннее мнение о себе люди узнают в процессе общения. Оно может совпадать с собственной точкой зрения, что способствует укреплению доверительности в отношениях, а может и расходиться с ней, создавая предпосылки для возникновения конфликтов.
Для рефлексии исключительно значима информация этой «обратной связи». Ее источник и каналы поступления показаны на рис. 3.1. Предложенная психологами схема представляет собой квадрат, разделенный горизонтальной и вертикальной линиями на четыре части — зоны. Первая из них — «открытая» зона — обозначает сведения, известные всем: и самому индивиду, и окружающим; объем этой информации расширяется за счет смежных зон и составляет информативную основу межличностных отношений.
Направление
^<*~~~ | «^ «обратной сь | |
■ 2 | ||
известно другим | Открытая зона | Слепая зона -> |
1 1 | ||
известно другим | Скрытая зона | Неизвестная зона |
Известно индивиду |
Неизвестно
индивиду
Рис. 3.1. Схема получения информации «обратной связи»
Вторая («слепая») зона указывает на мнение других о данной Цичности, которое ей до определенной поры неизвестно и которое мп мере «обратной связи» оказывает в последующем воздействие Ни поведение человека. Третья («скрытая») зона заключает сведения о таких особенностях, которые другим недоступны или пока N. известны из-за замкнутости человека, его нежелания «раскрыться», краткости знакомства и т.п. Четвертая («неизвестная») зона нит информацию о потенциальных возможностях индивида, орые ни ему, ни окружающим неизвестны, но которые способ-ироявиться при каких-то экстремальных обстоятельствах.
Психологический тест на лидерство включает следующие вопросы, также требующие утвердительного «да» или отрицательного «нет» ответа:
1. Умеете ли вы: отказывать другим в их просьбе?
2. Избегаете ли вы разногласий, даже если думаете, что правы?
3. Легко ли вы подчиняетесь правилам и предписаниям?
4. Часто ли вы извиняетесь ?
5. Вы перестанете носить одежду, если кто-то посмеется над ней?
6. Стараетесь ли вы модно одеваться?
7. Вы одеваетесь, чтобы привлечь к себе внимание?
8. Если одежда неудобная, но к лицу, будете ли вы носить ее?
9. Вы нетерпеливы к людям, которые не сразу понимают, чего от них хотят '.'
10. Используете ли вы нецензурные выражения?
П. Демонстрируете ли вы превосходство над другими людьми?
12. Мнения, высказываемые по телевидению, раздражают вас?
13. Всегда ли вы говорите то, что думаете, невзирая на последствия ?
14. Считаете ли вы себя нетерпимым ?
15. Раздражаетесь ли вы, если проигрываете в споре?
16. Вы тратите деньги только на себя и свои удовольствия?
17. Нормально ли вы чувствуете себя в толпе?
Результаты тестирования определяются подсчетом очков: каждый положительный ответ на первые 8 вопросов — / очко, отрицательный — ноль очков, ответы на вопросы с 9 по 17оцениваются наоборот,т.е. «нет»— I очко,«да»— 0. Если в итоге получилось 5 очков, то вы, что называется, прирожденный лидер, имеющий четко выраженный властный характер. Набрав 6—11 очков, можно предположить, что ваш характер пока не отличается постоянством, но задатки организатора, руководителя у вас, безусловно, имеются. При 12 и более очках обнаруживаются отсутствие качеств явного лидера, склонность больше полагаться на подсказки со стороны, чем на собственные решения.
Тесты подтверждают, что одни из характерных качеств, присущих человеку, создают благожелательную атмосферу для общения и сближения людей, другие же, напротив, вызывают конфликтные ситуации, отнюдь не ведущие к благоприятному исходу. Знакомство с персоналом любой организации предоставляет тому множество убедительных доказательств.
Так, негативен по своим проявлениям крайний нарциссизм — себялюбие, эгоистичность. Он присущ практически каждому и в оптимальной дозе не приносит вреда. Но если сосредоточенность на собственной персоне чрезмерна, то не миновать осложнений в отношениях и, естественно, конфликтов.
Немало беспокойств коллективу доставляют и так называемые трудные люди. Их характер отличается агрессивностью, стремлением «задирать» других, говорить колкости, раздражаться по малейшему поводу и вовсе без причины, постоянным недовольством, капризами, дремучим пессимизмом и жалобами, скрытностью, умолчанием своих желаний и настроений, порой сверхпокладисто стью, ложным альтруизмом и расхождением обещаний с делом или просто проявлениями душевного (психического) нездоровья.
Специалисты акцентируют внимание еще на одном свойстве человека — рефлексии, т.е. самоанализе каждым своих знаний и поступков, размышлении об их границах и значении, о том, как они воспринимаются и оцениваются другими людьми. Стороннее мнение о себе люди узнают в процессе общения. Оно может совпадать с собственной точкой зрения, что способствует укреплению доверительности в отношениях, а может и расходиться с ней, создавая предпосылки для возникновения конфликтов.
Для рефлексии исключительно значима информация этой «обратной связи». Ее источник и каналы поступления показаны на рис. 3.1. Предложенная психологами схема представляет собой квадрат, разделенный горизонтальной и вертикальной линиями на четыре части — зоны. Первая из них — «открытая» зона — обозначает сведения, известные всем: и самому индивиду, и окружающим; объем этой информации расширяется за счет смежных зон и составляет информативную основу межличностных отношений.
Направление
^^ | ^"^•«ч. «обратной сь | |
■ 2 -> | ||
/1знестио другим | Открытая зона | Слепая зона -*• |
\ \ | ||
известно другим | Скрытая зона | Неизвестная зона |
Известно индивиду |
Неизвестно
индивиду