Факторы поведения человека

Уже отмечалось, что описание и истолкование конфликтов, возможность управления ими прежде всего связаны с пониманием природы как общества, так и человека. Самые общие представле­ния о конфликтах в организации дают основание считать, что ис­ходных моментов, порождающих тот или иной конфликт, по мень­шей мере три: сами люди, составляющие персонал организации, — как отдельные лица, так и группы, коллектив в целом; совокуп­ность социальных связей, формы поведения сотрудников, их отно­шения и взаимодействие; условия функционирования организации, стечение определенных обстоятельств, та или иная проблемная ситуация.

Первое место в этом ряду, естественно, занимают люди с при­сущими им свойствами, несовместимостью в конфликтных усло­виях их интересов, различиями ценностных установок и манеры Общения. Чтобы верно судить об источниках конфликтов и связан­ных с ними стрессов, не обойтись без характеристики личности, выяснения многообразия факторов, оказывающих существенное влияние на поведение человека.

Человек — существо социальное, обладающее самосознанием (разумом), активно деятельное, т.е. способное к труду, творчеству, целесообразному изменению окружающего мира. Сущность челове­ка заключена в диалектически противоречивом единстве его потреб­ностей и способностей, актуальной необходимости и потенциальных возможностей на биологическом (природном), социальном и духовном уровнях. Преодоление этого противоречия представляет собой ис­точник саморазвития, исторического становления человека, хотя в идеале между тремя его началами не должно быть антагонизма, так как социальное есть способ оптимальной организации природного С целью развития духовного.

Важна свойственная человеку способность к труду и иной дея­тельности, включающей в себя цель, средства, результат и сам Процесс целесообразных действий. Именно в деяниях, созидании, творчестве человек не только обнаруживает и проявляет себя, но в них он формируется и развивается.

Зарубежные и отечественные психологи, рассматривая челове-Ка, оперируют такими понятиями, как «субъект» и «объект». При этом под субъектом понимается личность или человеческая общ-



|

ость, которые действуют в высшей степени активно, настойчивы 55

в стремлении к поставленным перед собой целям, сами творят свою судьбу, обогащаясь жизненным опытом. Объектом же социальных связей люди выступают тогда, когда они пассивны, целиком под­чиняются внешним обстоятельствам, довольствуясь мизерными результатами собственной деятельности.

Когда заходит речь об отдельном человеке, обычно имеют в виду индивида, личность или индивидуальность. Эти понятия, будучи еди­ными по значению, не вполне синонимы, они не тождественны. Между ними нельзя ставить знак равенства, поскольку ими опре­деляются разные стороны сущности человека.

Индивид — это живой организм, биологическое существо чело­веческого рода и в этом качестве фиксируются его появление на свет, присущие ему физиологическое состояние и психика, воз­можности приспособления к социальной среде. Индивид — субъект существования, элемент общественной системы материального производства и потребления, который вместе с тем формируется и развивается в процессе деятельности, усвоения и воспроизводства определенных, в ходе исторического движения сложившихся спо­собов труда и хозяйствования. Характеризуют индивида, утверж­дая: «Любой человек есть «дитя природы», живое существо, отли­чающееся от других высших животных тем, что обладает развитой психикой, разумом, способностью к творчеству, совместному с себе подобными труду и общежитию».

Личность выражает более широкую, чем индивид, совокупность качеств человека, которые складываются под влиянием как при­родных свойств, присущих всем людям, так и социальных факто­ров, связанных, в частности, с усвоением определенной системы знаний, норм и ценностей, обретением опыта и привычек в ходе общения с другими людьми, утверждением своего места и роли в сложном переплетении социальных отношений. Если индивидом человек рождается, личностью он становится, в той или иной мере преодолевая противоречивость и относительную независимость своей природной, социальной и духовной сущностей, проявляя способ­ность к познанию и преобразованию окружающего мира. В отличие от индивида личность — не статист исторического развития, а ак­тивно действующий субг>ект и объект социальных связей. Черты личности, характеризующие в первую очередь общественные каче­ства человека, приобретаются в процессе и результате разносто­ронней деятельности, осуществляемой каждым совместно с други­ми людьми.

Индивидуальность — проявление черт конкретной личности с ее своеобразием и неповторимостью, мера отличия индивида от дру­гих себе подобных. Это человек как бы в единичном экземпляре во всей своей оригинальности, включая внешние особенности, спе-

цифику характера, возможности интеллекта, самобытность чувств. К примеру, подчеркнуто выделяются индивидуальные качества, когда констатируют: Адам Смит, чье имя вписано в летопись всемир­ной истории как классика политической экономии, основоположни­ка трудовой теории стоимости и ряда других экономических учений, был образованнейшим человеком своего времени, обладавшим об­ширными знаниями и безупречным нравственным авторитетом.

Справедливо считается, что на Земле нет двух одинаковых лю­дей. «Каждая личность есть своеобразный, единственный в мире индивидуум, неповторимый по бытию и незаменимый по своей ценности», — этой фразой известный философ XX в. И.О. Лосский с полным на то основанием открыл свой труд «Характер русского

народа».

Люди, рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, тем не менее в реальности оказываются не­одинаковыми. Они отличаются друг от друга полом и возрастом, здоровьем и физической силой, душевными качествами и внешней привлекательностью, умственными способностями и волевой энер­гией, нравственными предпочтениями и жизненным опытом. Каж­дый человек по мере своего развития и совершенствования стано­вится все более своеобразным и самобытным. Потому-то столь важно требование современного гуманизма: бережно относиться к лично­сти, уважать ее достоинство и права, блюсти свободу убеждений, полезной инициативы, труда и творчества, исключить любую фор­му порабощения и унижения человека.

Из безусловного признания факта неодинаковости людей, оп­ределения конкретной личности только ей присущими индивиду­альными и общественно значимыми качествами с необходимостью следует также вывод о том, что нет человека, состоящего из одних достоинств, не имеющего какого-либо изъяна или слабостей. Нуж­но каждого принимать таким, какой он есть, располагать по воз­можности максимально полной информацией о человеке, с кото­рым общаешься и взаимодействуешь. Это всегда полезно, для того чтобы лучше понимать людей, осознанно относиться к конфлик­там и уяснению тех причин, которыми они вызываются. Нельзя не считаться с фактом того, что поведение любого человека, его дей­ствия и поступки опосредуют реакцию личности на ту или иную жизненную ситуацию, выражают свойственные ей как рациональ­ные, так и эмоциональные качества, те или иные склонности, взгля­ды, мотивы.

Необходимую информацию получают разными путями, из мно­жества источников. Среди них значатся не только заранее сообщае­мые сведения и анкетные данные, но и впечатления при непосред­ственном общении. К примеру, весьма значимы коммуникабельность

Факторы поведения человека - student2.ru Факторы поведения человека - student2.ru человека, его манера знакомиться и держаться .одях, одежда и поза, занимаемая в ходе беседы. Своего рода «ил липой карточкой» является голос, тембр и интонации которого позволяют судить о характере и даже интеллекте данной личности, ее скромности или, напротив, чванливости, высокомерии.

Если на долю устной речи, произносимых слов приходится все­го-то 7% информации о собеседнике, то через интонацию и моду­ляцию голоса ее доходит примерно 38%. Но основной массив (больше половины) информации передается языком мимики и жестов. Из­вестно, например, что знаменитый киноактер Чарли Чаплин успе­вал за одну минуту проделывать до 60 выразительных жестов, по­нятных каждому без каких-либо слов.

Психологи в общей сложности насчитывают более 1 млн. разных телесных знаков, которые позволяют так или иначе судить о лю­дях, не менее красноречивее слов выдают темперамент, характер и желания человека. Так, вроде бы обычные улыбка и смех заметно обнаруживают внутреннее состояние собеседника, его чувства. Ведь смех бывает радостным и грустным, добрым и злым, дружелюбным и враждебным, снисходительным и заискивающим.

Штрихи к психологическому портрету складываются и по по­черку. Такие особенности письма, как размер букв, их написание, наклон, соединение в строку, постановка точек и запятых, вполне могут удостоверить пол, возраст, уровень образования, профессио­нальные склонности, темперамент обладателя почерка и, вероят­но, его поведение в той или иной ситуации.

Конечно, не следует полагаться лишь на собственные, часто весьма субъективные впечатления. Полезно знать мнение на сей счет профессионалов — психологов, социологов, педагогов, дру­гих специалистов гуманитарного профиля. Кстати, психологи, со­ставляя представление о конкретных людях, обращают внимание на ТО, какому цвету окружающих их вещей они отдают предпочте­ние; что за узоры, острые углы и плавные овалы автоматически рисует человек на чистом листе бумаги, находясь в задумчивости; как он ест — быстро или медленно, жадно или равнодушно, при­вередлив ли к пище или потребляет все без разбора; как, в какой позе привычнее спать данному лицу и т.п.

Собственная наблюдательность и взятые на вооружение реко­мендации специалистов помогают вернее оценить потенциал зна­комой личности, т.е. дать интегральную, соединяющую воедино характеристику ее физических, психических, духовных и иных спо­собностей. Они же — наблюдения и следование рекомендациям — предоставляют больше возможностей, для того чтобы объективно распознавать интеллектуальные, волевые и эмоциональные каче­ства чем-то интересного вам человека. 58

К интеллектуальным качествам относят свойства мышления, всю совокупность знаний человека, его стремление к истине, а также взгляды, принципы и жизненную позицию. Если, к примеру, ут­верждается, что известный общественный деятель видит выход Рос­сии из нынешнего тяжелейшего кризиса в непременном сохране­нии единства страны, продвижении ее к многоукладной, рыночной, социально ориентированной экономике, укреплении нравственных устоев общества, то очевидно указание на интеллект, свойствен­ный данной личности.

Всякая человеческая общность скрепляется некоей общей систе­мой координат, ценностей — системой, позволяющей отделять добро от зла, правду от лжи, пользу от вреда, придающей жизни людей смысл, наделяющей человека способностью ориентироваться в том, что хорошо и что плохо, решать для себя вопрос, ради чего он живет. Не ведая о ценностной мотивации, трудно, а то и невозможно опре­делить, с кем имеешь дело, кто рядом с тобой: мудрый, искренний, увлеченный своими занятиями и верный слову человек или просто хитрый, скрытный, нищий духом обыватель сузким, мещанским взглядом на жизнь, равнодушным отношением к общему делу.

Волевые качества связаны прежде всего с мотивами, побуждаю­щими к действию, проявлением способностей человека, располо­женностью его к другим людям. Эти свойства особенно бросаются в глаза у руководителя: либо он по-настоящему деятельный, уверен­ный в себе и преисполненный жизненной энергии человек, спо­собный влиять на других и вести их за собой, либо за его админис­тративным положением скрывается пристрастие к одному-един-ственному правилу — «нраву моему не препятствуй».

Эмоциональные качества вбирают в себя самые разнообразные нервные возбуждения, переживания и чувства, связанные с таки­ми моральными ценностями, как добро, долг, честь, дружба, лю­бовь и т.п., с эстетической способностью различать прекрасное и безобразное. Когда отмечают, что лицо, о котором идет речь, — добрый, совестливый, но легко ранимый и весьма обидчивый че­ловек, то тем самым в первую очередь обращают внимание на его эмоциональность. Эмоции же, взятые вместе, могут эффективно сигнализировать об активизации жизненных сил, о готовности лич­ности приносить пользу людям, отвечать перед обществом и самим собой за свои поступки.

Среди важнейших свойств человека, которые аккумулируют его качества, своей особой социальной значимостьювыделяются спра­ведливость, ответственность, правосознание.

Справедливость — категория общественного сознания, понятие 0 должном в социальном, нравственном и правовом плане. Это, по точному определению известного русского философа И.А. Ильина,



       
  Факторы поведения человека - student2.ru
 
    Факторы поведения человека - student2.ru

есть стремление верно судить о человеке и соответственно обхоЦый и интровертивный, так и специальные - "ы™»™™™>™° даться с ним; чувство меры в размежевании людских притаза^иСиГальный, сенсорный и интуитивный - психологаческие типы интересов; искусство искать и находить «для каждого свое»; требоЕстера. Влияние индивидуального С1Ш^^"^В"1^. обязанноИстаТЬСЯ С нео*ин™°с™о людей, предметно соо^осить К психических свойств личности на ее конфликтность оказыва »ы ., ™ И И права> каждого с его особенностями, способностям ется более заметной. птипшрниях к ми и делами, не допускать глупого и вредного уравнивания всех и вся Г Характер человека проявляется в первую ™^ *™™%*^ Ответственность - это преимущественно духовное, нравствен 'обязанностям перед обществом, к другим людям и к самому себьЭто ности Тот046,?06 КаЧеСТВ°' ПрИСущее своб^ной и зрелой лич- Сюжет быть трудолюбие и праздность, бережливость и мотовство, во-,пЯгаэт! !.Ж6 подчеркивал, что чувство ответственности честолюбие, тщеславие и т.п. вшлагает на человека обязанность сполна отвечать за свою жизнь " ныеТп™1Ие " напРавление- использовать для оценок выверен­ные критерии, зовущие к труду, дисциплине и творчеству пПп!РЦв0С03"аИие есть готов"ость и стремление человека по доброй пое™?Г^Ь °ВОИ гРааданские обязанности, обуздывать в себе 111Т намеРения. Лояльность, уважительное отношение праву и законности
^^^^^ тьность, основывается на

ингткя чрг-тм . -„Ооош<,с1и. не чувстве собственного досто- инс1ва, чести И долга '", »■»»■■____ °ои^1вс1 личности влияют, хотя и в разной сте- оазоешенир к *---- "ИИе конФликтов, их последующее развитие и разрешение. В этом отношрнин пс. ^а„»^„ ..а„„„а,,., „„„___
, на взаимном доверии людей друг к другу, свойства личности влияют, хотя и в разной сте-

Вне сомнения пени, на возникновен

пячпрп.^и...» П ' "-Ч»'п1ч«1>, ил последующее раЗВИТ

ых в

разрешение. В этом отношении ряд качеств человека, заложенн

ем генетически, заслуживают повышенного внимания. 1гп«/ЛРеЖДе ВСеГ°' сУ"<ествУет опосредованная взаимосвязь между конфликтностью и темпераментом - теми устойчивыми свойства-пгиуГы ВПИДЯ' Кот°Рые характеризуют динамические особенности гвини^м ьНОГ° Человека' °™ося его со времен Гиппократа к сан-т^": (Рлегматикам, холерикам или меланхоликам. Степень тостЬУД;иМбоС™ " Жжения у человека, размеренность, порывис-„,„„„„ вял°сть в его реакциях так или иначе сказываются при общении и взаимодействии с другими людьми

Дитсяаи0лМаНлит'сЧТ<> °бЫЧНО сангвиник аквен и быстр, легко схо-ситплГтГ, Л1°Дьми, жизнерадостен и деятелен, но не перено-пп!п. Р ' И монотонной работы. Флегматик более сдержан в

вен жлеттол^ПеЛИВ' ГДееТ С°б°Й' НО> как пРавило> мало а -™-
мпп'м^Г ИЗВне- ХолеРик бывает вспыльчив и излишне пря-

Т1Т1 МаСТ° Демонстрирует высокую работоспособность од-

в^1ьайТспя?Сх!; И ЭН6РГИЯ Т° бЬЮТ через кРай'ТО испытывают
змвчи« и 4' Мелан*олик впечатлителен, эмоционален и от-

плохо япяпГРеДК° пР°являет нерешительность я медлительность

не^чи легкое4 К НОВЫМ УСЛ°ВИЯМ' болез№то пережиме-,' '* т' ЛС1КО впадает в уныние

нш в 12мпераменте дан 43Н I Ш 1ННЫМ Чвр1 СОИИНЯЯ ......... " ' II.......................... щэвд еще К №■, ™>пр°**»*™, ........... ЬУ?„

Разумеется, речь идв! пишь о преоблада!
пГпоГцГх^Т-И-Н^И1^М.................... •",|,, ''—-р^ьп


I

Каждый может в этом убедиться, ответив утвердительно или отрицатель­но («да» или «нет») на вопросы следующего психологического теста:

1. Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер?

2. Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности ?

3. Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам ?

4. Неприятно ли вам, когда незнакомый человек говорит вам «ты» ?

5. Способны ли вы ударить собаку или кошку?

6. Часто ли вы меняете магазины, в которые ходите за покупками?

7. Тяготят ли вас общественные обязанности?

, 8. Продолжаете ли вы отстаивать свою точку зрения, поняв, что ошиблись?

9. Часто ли вы принимаете лекарства ?

10. Способны ли вы ждать более пяти минут опаздывающего на встречу с вами человека, не проявляя при этом нетерпения ?

11. Часто ли вам в голову приходит мысль о вашей невезучести?

12. Способны ли вы с улыбкой воспринимать подшучивание друзей?

13. Злопамятны ли вы?

14. Не кажется ли вам, что климат в наших краях испортился и погода в

любое время года стала какая-то нетипичная?

15. Случается ли вам с самого утра быть в плохом настроении?

16. Раздражает ли вас современная музыка ?

17. Надоедает ли вам присутствие в доме чужих людей ?

Чтобы удостовериться в том, какой у вас характер, достаточно установить количество отрицательных ответов. Если их 11 и более, то этим подтвержда­ются ваш покладистый характер, возможность легко общаться с вами и нахо­дить «общий язык», надежность в дружбе и доброжелательность к людям. В случае 7—10 «минусов» есть повод задуматься над тем, не присущи ли вам излишняя раздражительность, недоверие к другим, обидчивость. Когда отрица­тельных ответов меньше 7, то вряд ли стоит сомневаться в своем неуживчивом характере, необходимости предпринять те или иные шаги, чтобы изменить свои Пгляды на действительность, на общение с другими людьми.

Для пригодности к управленческой деятельности мало выясне­ния своего характера вообще. Важно еще убедиться в наличии спо-| обности к лидерству — качества, в принципе нужного любому руководителю, так или иначе причастному к управлению людьми. Конкретно речь идет о выяснении того, достаточно ли властный у и.1с характер, имея в виду, что власть определяют как функцию мини, как право и возможность распоряжаться, повелевать, управ-

1ч и, кем-либо или чем-либо.

Психологический тест на лидерство включает следующие вопросы, такж< требующие утвердительного «да» или отрицательного «нет» ответа:

1. Умеете ли вы: отказывать другим в их просьбе?

2. Избегаете ли вы разногласий, даже если думаете, что правы?

3. Легко ли вы подчиняетесь правилам и предписаниям?

4. Часто ли вы извиняетесь?

5. Вы перестанете носить одежду, если кто-то посмеется над ней?

6. Стараетесь ли вы модно одеваться?

7. Вы одеваетесь, чтобы привлечь к себе внимание?

8. Если одежда неудобная, но к лииу, будете ли вы носить ее?

9. Вы нетерпеливы к людям, которые не сразу понимают, чего от них хотят

10. Используете ли вы нецензурные выражения?

11. Демонстрируете ли вы превосходство над другими людьми?

12. Мнения, высказываемые по телевидению, раздражают вас?

13. Всегда ли вы говорите то, что думаете, невзирая ни последствия ?

14. Считаете ли вы себя нетерпимым ?

15. Раздражаетесь ли вы, если проигрываете в споре?

16. Вы тратите деньги только на себя и свои удовольствия?

17. Нормально ли вы чувствуете себя в толпе?

Результаты тестирования определяются подсчетом очков: каждый положи­тельный ответ на первые 8 вопросов — 1 очко, отрицательный — ноль очков, ответы на вопросы с 9по 17оцениваются наоборот,т.е. «нет»— 1 очко,«да»— 0. Если в итоге получилось 5 очков, то вы, что называется, прирожденный лидер, имеющий четко выраженный властный характер. Набрав 6—11 очков, можно предположить, что ваш характер пока не отличается постоянством, но задатки организатора, руководителя у вас, безусловно, имеются. При 12 и более очках обна­руживаются отсутствие качеств явного лидера, склонность больше полагаться на подсказки со стороны, чем на собственные решения.

Тесты подтверждают, что одни из характерных качеств, прису щих человеку, создают благожелательную атмосферу для общения и сближения людей, другие же, напротив, вызывают конфликтные ситуации, отнюдь не ведущие к благоприятному исходу. Знаком­ство с персоналом любой организации предоставляет тому множе­ство убедительных доказательств.

Так, негативен по своим проявлениям крайний нарциссизм -себялюбие, эгоистичность. Он присущ практически каждому и 1! оптимальной дозе не приносит вреда. Но если сосредоточенность на собственной персоне чрезмерна, то не миновать осложнений в отношениях и, естественно, конфликтов.

Немало беспокойств коллективу доставляют и так называемые трудные люди. Их характер отличается агрессивностью, стремлени­ем «задирать» других, говорить колкости, раздражаться по малей­шему поводу и вовсе без причины, постоянным недовольством, капризами, дремучим пессимизмом и жалобами, скрытностью, умолчанием своих желаний и настроений, порой сверхпокладисто стью, ложным альтруизмом и расхождением обещаний с делом или просто проявлениями душевного (психического) нездоровья.

Специалисты акцентируют внимание еще на одном свойстве человека — рефлексии, т.е. самоанализе каждым своих знаний и поступков, размышлении об их границах и значении, о том, как они воспринимаются и оцениваются другими людьми. Стороннее мнение о себе люди узнают в процессе общения. Оно может совпа­дать с собственной точкой зрения, что способствует укреплению доверительности в отношениях, а может и расходиться с ней, со­здавая предпосылки для возникновения конфликтов.

Для рефлексии исключительно значима информация этой «об­ратной связи». Ее источник и каналы поступления показаны на рис. 3.1. Предложенная психологами схема представляет собой квад­рат, разделенный горизонтальной и вертикальной линиями на че­тыре части — зоны. Первая из них — «открытая» зона — обозначает сведения, известные всем: и самому индивиду, и окружающим; объем этой информации расширяется за счет смежных зон и со­ставляет информативную основу межличностных отношений.

Направление

  ^<*~~~ «^ «обратной сь
  ■ 2
известно другим Открытая зона Слепая зона ->
  1 1  
известно другим Скрытая зона Неизвестная зона
 
Известно индивиду

Неизвестно

индивиду

Рис. 3.1. Схема получения информации «обратной связи»

Вторая («слепая») зона указывает на мнение других о данной Цичности, которое ей до определенной поры неизвестно и которое мп мере «обратной связи» оказывает в последующем воздействие Ни поведение человека. Третья («скрытая») зона заключает сведе­ния о таких особенностях, которые другим недоступны или пока N. известны из-за замкнутости человека, его нежелания «раскры­ться», краткости знакомства и т.п. Четвертая («неизвестная») зона нит информацию о потенциальных возможностях индивида, орые ни ему, ни окружающим неизвестны, но которые способ-ироявиться при каких-то экстремальных обстоятельствах.



Факторы поведения человека - student2.ru Психологический тест на лидерство включает следующие вопросы, также требующие утвердительного «да» или отрицательного «нет» ответа:

1. Умеете ли вы: отказывать другим в их просьбе?

2. Избегаете ли вы разногласий, даже если думаете, что правы?

3. Легко ли вы подчиняетесь правилам и предписаниям?

4. Часто ли вы извиняетесь ?

5. Вы перестанете носить одежду, если кто-то посмеется над ней?

6. Стараетесь ли вы модно одеваться?

7. Вы одеваетесь, чтобы привлечь к себе внимание?

8. Если одежда неудобная, но к лицу, будете ли вы носить ее?

9. Вы нетерпеливы к людям, которые не сразу понимают, чего от них хотят '.'

10. Используете ли вы нецензурные выражения?

П. Демонстрируете ли вы превосходство над другими людьми?

12. Мнения, высказываемые по телевидению, раздражают вас?

13. Всегда ли вы говорите то, что думаете, невзирая на последствия ?

14. Считаете ли вы себя нетерпимым ?

15. Раздражаетесь ли вы, если проигрываете в споре?

16. Вы тратите деньги только на себя и свои удовольствия?

17. Нормально ли вы чувствуете себя в толпе?

Результаты тестирования определяются подсчетом очков: каждый положи­тельный ответ на первые 8 вопросов — / очко, отрицательный — ноль очков, ответы на вопросы с 9 по 17оцениваются наоборот,т.е. «нет»— I очко,«да»— 0. Если в итоге получилось 5 очков, то вы, что называется, прирожденный лидер, имеющий четко выраженный властный характер. Набрав 6—11 очков, можно предположить, что ваш характер пока не отличается постоянством, но задатки организатора, руководителя у вас, безусловно, имеются. При 12 и более очках обна­руживаются отсутствие качеств явного лидера, склонность больше полагаться на подсказки со стороны, чем на собственные решения.

Тесты подтверждают, что одни из характерных качеств, прису­щих человеку, создают благожелательную атмосферу для общения и сближения людей, другие же, напротив, вызывают конфликтные ситуации, отнюдь не ведущие к благоприятному исходу. Знаком­ство с персоналом любой организации предоставляет тому множе­ство убедительных доказательств.

Так, негативен по своим проявлениям крайний нарциссизм — себялюбие, эгоистичность. Он присущ практически каждому и в оптимальной дозе не приносит вреда. Но если сосредоточенность на собственной персоне чрезмерна, то не миновать осложнений в отношениях и, естественно, конфликтов.

Немало беспокойств коллективу доставляют и так называемые трудные люди. Их характер отличается агрессивностью, стремлени­ем «задирать» других, говорить колкости, раздражаться по малей­шему поводу и вовсе без причины, постоянным недовольством, капризами, дремучим пессимизмом и жалобами, скрытностью, умолчанием своих желаний и настроений, порой сверхпокладисто стью, ложным альтруизмом и расхождением обещаний с делом или просто проявлениями душевного (психического) нездоровья.

Специалисты акцентируют внимание еще на одном свойстве человека — рефлексии, т.е. самоанализе каждым своих знаний и поступков, размышлении об их границах и значении, о том, как они воспринимаются и оцениваются другими людьми. Стороннее мнение о себе люди узнают в процессе общения. Оно может совпа­дать с собственной точкой зрения, что способствует укреплению доверительности в отношениях, а может и расходиться с ней, со­здавая предпосылки для возникновения конфликтов.

Для рефлексии исключительно значима информация этой «об­ратной связи». Ее источник и каналы поступления показаны на рис. 3.1. Предложенная психологами схема представляет собой квад­рат, разделенный горизонтальной и вертикальной линиями на че­тыре части — зоны. Первая из них — «открытая» зона — обозначает сведения, известные всем: и самому индивиду, и окружающим; объем этой информации расширяется за счет смежных зон и со­ставляет информативную основу межличностных отношений.

Направление

  ^^ ^"^•«ч. «обратной сь
  ■ 2 ->
/1знестио другим Открытая зона Слепая зона -*•
  \ \  
известно другим Скрытая зона Неизвестная зона
 
Известно индивиду

Неизвестно

индивиду

Наши рекомендации