Мотивация и регуляция деятельности
1. Мотивация. Мотивы в структуре деятельности.
2. Потребность. Теории потребностей.
3. Интересы и цели.
4. Волевая регуляция деятельности. Функции воли.
1. Психический акт всегда включает знание, переживание и побуждение (воление). Обращение к волевой компоненте связано с акцентом деятельного, причем активно- деятельного и самодеятельного характера психики человека.
Что побуждает человека действовать? Мотив(от латинского «movere» - приводить в движение, толкать) - это внутреннее, т.е. исходящее от субъекта побуждение (стремление, влечение, хотение, желание) к определенным действиям, ориентированным в конечном счете на удовлетворение потребности или достижение желаемого состояния среды или самого субъекта. Главными побудителями (мотивами) являются потребности и цели.
2. Потребности являются одним из главных источников мотивов человеческой активности. Отдельно взятая потребность -это более или менее четкое осознание специфического дефицита в динамике вещественного и информационного обмена между субъектом и средой. Голод, жажда, незнание, чувство униженности, усталость, одиночество – примеры переживания некоторых потребностей. Уже из приведенного перечня видно, что переживание потребности (неудовлетворенной) является негативной эмоцией. Синонимами "потребности" служат такие слова, как "нужда", "нехватка", "недостаток", "необходимость", иногда "интересы". Жизнь в значительной мере представляет собой процесс удовлетворения потребностей. Наличие потребностей такое же фундаментальное условие существования субъекта, как и обмен веществ.
В своих первичных биологических формах потребность есть состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. Биологические потребности человека подвергаются развитию и социализации. Человеческие потребности специфичны тем, что в большинстве своем они удовлетворяются посредством деятельности и результатами деятельности других людей.
Важная характеристика потребностей - их специфическая динамика, т.е. способность изменять свою напряженность: актуализироваться , угасать и воспроизводиться вновь. Актуализировавшаяся потребность-это потребность, порождающая то или иное эмоциональное отношение к отражаемым явлениям и этим отношением указывающая на нечто хорошее или плохое в мире, подлежащее усвоению, сохранению, избеганию или уничтожению. Выделяют два способа актуализации потребностей - эндогенный(внутренний),связанный с их спонтанным обострением, и экзогенный(внешний),обусловленный восприятием предметов этой потребности, в реальности эти способы часто совмещаются.
Спектр потребностей весьма богат и разнообразен: разные исследователи насчитали их несколько десятков. Количество потребностей человека не является конечным, развитие человечества и отдельного человека в течение его индивидуальной жизни проявляется в том числе и в развитии его потребностной сферы, в появлении новых потребностей, прежде всего так называемых высших потребностей (нравственных, эстетических, интеллектуальных).
Традиционной является попытка выделения основных биологических потребностей (драйвов, инстинктов), общих для многих видов животных и различающихся сравнительно автономными механизмами удовлетворения. К ним относятся потребности в пище, воде, половая потребность, потребность в уходе за детенышами, в кислороде, отдыхе и сне, активности, безопасности, агрессии (К.Б. Мадсен). Г. Мюррей изучил около 20 сложных человеческих потребностей, а именно: потребности в достижении, в самоунижении, в аффилиации, в агрессии, в автономии, в противодействии, в защите, в уважении, в доминировании, в эксгибиции, в избегании ущерба, в избегании позора, в опеке, в порядке, в игре, в отвержении, в чувственных впечатлениях, в сексе, в поддержке, в понимании.
Потребности по их происхождению делят на первичные и вторичные, приобретенные в процессе развития личности человека. При этом некоторые исследователи отождествляют первичные потребности с биологическими, некоторые другие к первичным относят также базовые познавательные и афилиационные потребности. Базовые потребности-те потребности, которые являются решающими для развития человека. Большинство исследователей к базовым относят не только врожденные потребности. С их точки зрения некоторые из базовых потребностей появляются и после рождения.
Существуют разные точки зрения на базовые потребности:
1. Базовых потребностей нет.
2. Существует только одна базовая потребность - познавательная. Это потребность в новых впечатлениях. Она вторична и не насыщаема. В филогенезе она проявляется поздно, а в онтогенезе прогрессирует, как правило, при увеличении приобретаемого опыта.
3. Базовой является потребность в общении. М. И. Лисина считает, что общение - это главная потребность, поскольку общение необходимо для того, чтобы человек полноценно развивался.
4. Неофрейдисты в качестве базовой рассматривают потребность в защищенности.
5. Базовой является потребность в игре. Благодаря ей от трех до семи лет игра служит ведущей деятельностью, в которой формируются основные новообразования данного возраста и другие виды деятельности. Эстетическая потребность -это взрослый вариант потребности в игре. Некоторые исследователи полагают, что эстетическую потребность почти невозможно отделить от игровой.
Известную роль в понимании структуры потребностей играет термин «гомеостатические потребности», а также «позитивные потребности» и «негативные потребности». Гомеостатическим потребностям, удовлетворение которых сохраняет постоянство внутренней среды организма, противопоставляют потребности, независимые от состояния организма, актуализируемые внешними воздействиями. Таковы, например, познавательные потребности. Если актуализация гомеостатических потребностей подвергается цикличным колебаниям, то познавательной потребности свойственны постоянно действующие установки на восприятие нового и неожиданного как интересного и любопытного.
Понятие установкив психологии мотивации служит для обозначения состояния потенциальной готовности к эмоциональной реакции в определенном направлении на потребностно значимые предметы. Мотивационные установки определяют отношение к этим предметам. Например, скука содержит установку на оживленный интерес к новому предмету; интерес содержит установку на недовольство в случае, если в его удовлетворении возникает препятствие; это недовольство содержит установку на положительное отношение к лицу, которое поможет это препятствие устранить и т.п. Во всех случаях установка указывает на готовность эмоционального восприятия предмета, которого нет; появление этого предмета означает переход установки в эмоцию.
Постоянством установок отличаются негативные потребности, которые лежат в основе отрицательной мотивации, т.е. мотивации избегания. В отличие от позитивных потребностей, обеспечивающих присвоение необходимых благ, негативные потребности обеспечивают защиту организма от вредных воздействий.
Развитие потребностей - это одна из генеральных линий эволюции. В процессе усложнения поведения возникают потребности, производные от других, более ранних потребностей.
Взаимосвязанность потребностей, при которой удовлетворение одной из них является средством для удовлетворения другой, позволяет выделить конечные потребности,или потребности первого порядка,обеспечивающие достижение непосредственно необходимых благ, и потребности второго порядка,обеспечивающие достижение благ, которые являются средствами для удовлетворения потребностей первого порядка, и т.д.
Механизм удовлетворения ряда потребностей носит инстинктивный характер. Инстинкт-это унаследованная схема поведения, присущая определенному виду животных; она почти не меняется от индивида к индивиду, постепенно развертывается во времени, устойчива к потрясениям, как бы подчинена заранее заданной цели. Несмотря на свою стабильность и врожденный характер, инстинктам свойственна некоторая изменчивость. Различают ряд механизмов развития инстинктивных форм мотивации: запечатление ориентиров, импринтинг и обусловливание. Не взирая на то, что человек мотивирован прежде всего большим количеством разнообразных вторичных потребностей, функционирование низших форм мотивации также имеет место. У человека так же, как у животных, существует импринтинг. Имеется у человека и обычное обусловливание.
Поскольку переживание потребности - это дискомфорт, а то и мучительное страдание (например, удушье), то с ним связано желание улучшить свое самочувствие. Это значит, что потребность выполняет мотивационную функцию или, говоря проще, становится мотивом соответствующего поведения: потребления, деятельности, общения.
3. В случае социально развитой психики человека имеет место значительная специфика механизма развития мотивации.
Рассмотрим особенность механизма обусловливания в психике человека. Человеческое мышление способно вскрыть причины безусловных воздействий и без накопления статистики сочетаний с условными раздражителями (что необходимо для животных), причем как до, так и после самого воздействия. Поскольку таких причин, прямых и косвенных, явных и скрытых, реальных и воображаемых может оказаться много, обусловливание в психике человека в типичном случае происходит не только сразу, но и многоступенчато по всей разветвленной системе причинных связей. Современные исследования показали, что выработанное условное эмоциональное отношение к некоторому явлению как бы распространяется по семантическим связям, охватывая родственные в том или ином отношении явления. Отражение семантических связей, которым в человеческой психике подчиняются процессы обусловливания, формируется не вследствие индивидуального освоения физической среды, а в результате присвоения языка, знаний и других форм общественно-исторического опыта. От этих представлений зависит, в чем именно (в себе, судьбе, случайности, общественном строе, Боге и т.п.) человек склонен усматривать причины приятных или неприятных событий и на что переключаются вызванные этими событиями эмоции.
Поскольку люди взаимосвязаны друг с другом, то мотивы одного человека могут обусловливаться потребностями других людей. В мотивационные процессы включается система социальных ценностей, в том числе убеждения, верования, предрассудки и т.д. Например, человек может действовать по идеологическим, религиозным, нравственным или политическим побуждениям, руководствуясь соображениями добра, социального порядка, справедливости, межнационального равенства и многими другими.
Мотивы определенным образом соотносятся с целями. Цель – сформированное в сознании человека представление о результате будущей деятельности и пути ее реализации, побуждающее к ее началу, продолжению и завершению. Мы много раз отмечали, что человек – целеполагающее существо. Но это – характеристика человека как такового (развитого человека). Первоначально, наоборот, мотивы "стоят за целями", побуждают к целеобразованию и к достижению целей. Схема формирования деятельности: Потребность - Мотив - Цель - Деятельность. Цели всегда осознаются. Мотивы же осознаются далеко не всегда. Мотивы бывают осознаваемыми и неосознаваемыми. До определенного возраста почти все мотивы неосознаваемы. Для зрелых людей в качестве мотивов выступают прежде всего цели. Логика развития мотивации человека – смещение мотива на цель (А.Н. Леонтьев).
Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий. Одно и то же действие может побуждаться разными мотивами. Действие конкретного человека обычно побуждается несколькими мотивами, полимотивированность - свойство деятельности. Выделяется главный, ведущий мотив и мотивы-стимулы.
Мотивация человека отличается от мотивации животных по следующим параметрам:
- имеет социальное происхождение: отвечает нуждам общества, исторична, изменчива, воспитуема (произведена обществом);
- опосредована интеллектом, речью, сознанием;
- обладает функциональной автономностью, независимостью от состояния организма;
- направлена на отдаленные цели;
- имеет иерархический характер;
- полимотивированна (жизнь регулируется набором мотивов).
Но эти отличия не отрицают сохранения биологической мотивации в структуре высшей мотивации человека (что уже было отмечено относительно потребностей).
Тем не менее и не осознанные мотивы или не вполне осознанные, представлены в сознании в форме эмоций и личностных смыслов. Эмоции - результат соотнесенности мотивов деятельности и результатов (соответствие - положительные, несоответствие - отрицательные). Эмоции часто ключ к распознаванию мотивов.
Как личностный смысл осознается ведущий мотив. Мотивы образуют иерархическую систему. Чем интенсивнее мотив, тем больший круг предметов вовлекается в поле его действия.
Мотивационная сфера определяется особенностями личности человека. В полной мере иерархичность мотивационной сферы личности осознается в ситуации конфликта мотивов, в ситуации выбора, когда включается механизм волевой регуляции.
4. Волевая составляющая психики человека исследована в наименьшей степени и целостное учение о воле в современной психологии отсутствует. Это связано, прежде всего с засилием бихевиористской концепции психики и вообще с реактивным пониманием психики в первой половине XX века (по схеме стимул-реакция), с преувеличением значения рефлексологии. В то же время в предшествующей истории метафизические концепции воли имели большое значение в становлении представлений о сущности человека.
Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, если знание само по себе лишено побудительной силы.
Во многих философских концепциях основным признаком человека в отличие от других живых существ признается наличие свободы воли, возможности выбора и самоконтроля человека.
Таким образом, воля - это способность человека к самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и внутренних психических процессов.
Основные функции воли:
- выбор мотивов и целей: волевое решение обычно принимается в условии конкуренции разнонаправленных влечений, конфликта мотивов, целей, или видов возможных действий;
- регуляция побуждения к действию при недостаточной, или избыточной мотивации: недостаточность мотива к данному действию может восполняться через сознательное привлечение дополнительных мотивов (самоубеждение), через предвидение и переживание последствий действия или бездействия;
- организация (и реорганизация) психических процессов человека в систему адекватно выполняемой деятельности (усиление одних и подавление других): например, внутренняя стимуляция припоминания, логического мышления и подавления страха на экзамене, к которому не готовы, и, наоборот, активация эмоций при поединке, состязании;
- мобилизация физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий, особенно экстремальных ситуациях.
Волевая регуляция поведения и действий является произвольной регуляцией (в отличие от непроизвольной, извне детерминированной).
Волевая регуляция (как сугубо человеческая) предполагает участие мышления, воображения, оценивания и т.д.
Волевой процесс включает четыре основные стадии:
1) возникновения побуждения и предварительной постановки цели;
2) стадия внутреннего обсуждения, или борьбы мотивов;
3) стадия принятия решения;
4) стадия исполнения, включающая разработку пути достижения цели (план) и его реализацию (действие).
Патология воли (аболия) - серьезное психическое расстройство, имеющее различные формы, различающиеся в том числе и в зависимости от того, на какой из стадий волевого процесса локализована деформация.