Мотивация и мотивы преступного поведения
В основе любого поведения лежат те или иные мотивы. По мнению юристов, преступления совершаются главным образом из корысти, мести, ревности, хулиганских, сексуальных побуждений. Мотив в психологии определяется как предмет потребности, ее конкретизация. Именно потребности определяют направленность мотивов. Взаимодействуя между собой, мотивы усиливают или ослабляют друг друга, вступают в конфликты, результатом которых может быть и преступное поведение тоже. Ведущие мотивы (не единственный мотив) придают личностный смысл поведению. Например, в основе хищений могут лежать не только корыстные мотивы, но и мотивы самоутверждения. По результатам многочисленных исследований можно выделить следующие главные мотивы антисоциальной деятельности:
мотивы самоутверждения;
защитные мотивы;
замещающие мотивы;
игровые мотивы;
мотивы самооправдания.
Мотивы самоутверждения
Потребность в самоутверждении проявляется в стремлении человека утвердить себя в социальном, социально-психологическом и индивидуальном плане (мотив самоутверждения). Чаще всего человек не осознает этот процесс. Расхитители престижного типа, например, стремятся достичь определенного социального статуса или же сохранить его любым путем, в том числе и преступным. Если это становится для них невозможным, то воспринимать неудачу они будут как жизненную катастрофу.
Самоутверждение — наиболее распространенный мотив при совершении изнасилований. Переживание собственной
неполноценности, ущербности как мужчины фиксирует его на фрустрирующем объекте (женщина вообще). Желание избавиться от зависимости и, в тоже время, утвердиться в мужской роли может подтолкнуть такое лицо на совершение преступления, изнасилование. Наиболее опасны серийные сексуальные убийства, в основе которых лежат следующие мотивы.
Сексуальные посягательства на женщин, сопровождаемые проявлениями особой жестокости, за которой стоит необходимость избавиться от психологической зависимости, от женщины как абстрактного образа, обладающего большой силой.
Социальное или биологическое отвержение (действительное или мнимое) женщиной порождает у лица страх потерять свой социальный и биологический статус. Полностью господствуя над жертвой, преступник самоутверждается.
Защитная мотивация
Значительное число убийств, считают многие исследователи, имеет субъективный, как правило, неосознаваемый смысл защиты от внешней угрозы, которой в действительности может и не быть (защитные мотивы). В данном случае страх перед вероятной агрессией обычно стимулирует совершение упреждающих агрессивных действий.
Ю.М. Антонян приводит следующий пример.
О., еще будучи подростком, часто совершал хулиганские действия и избивал своих сверстников, если ему казалось, что они хоть как-то ему угрожают. Был постоянно готов к отпору и для этого всегда носил с собой нож. Уже после службы в армии ударил на работе кулаком мастера, который якобы оскорбил его. В другой раз он, подойдя к группе мужчин, ударил одного из них ножом сзади (но лишь порезал костюм) — ему показалось, что они говорили о нем плохо. Через год, увидев у входа в клуб группу подростков, подошел к ним и ударил парня ножом в сердце, от чего тот на месте скончался. О. объяснил свои действия следующим образом: «Он меня обругал, а я ни от кого не потерплю такого». Интересно, что О., по его же словам, убил не того, кто его оскорбил, а другого, рядом с ним стоявшего. Это говорит о том, что ему важно было реализовать свою готовность к нападению, а оскорбления были лишь поводом для вымещения защитной агрессивности.
Мотивы замещения
Суть насильственных преступлений по механизму замещающих действий состоит в том, что если первоначальная цель становится по каким-либо причинам недостижимой, то лицо стремится заменить ее другой, более доступной (мотивы замещения). Благодаря «замещающим» действиям происходит разрядка (снятие) нервно-психического напряжения в состоянии фрустрации.
«Замещение» действий, т. е. смещение в объекте нападения, может происходить разными путями.
Путем «генерализации» или «растекания» поведения, когда насильственные побуждения направлены не только против лиц, являющихся источником фрустрации, но и против их родственников, знакомых и т.д.
Путем эмоционального переноса. Например, подросток, ненавидящий своего отчима, портит его вещи.
Агрессия при «замещающих» действиях направляется против неодушевленных предметов или посторонних лиц, подвернувшихся под руку. Это так называемая респондентная агрессия, наиболее опасная, поскольку ее объектом часто выступают беззащитные люди.
Автоагрессия, т.е. обращение агрессии на самого себя. Не имея возможности «выплеснуть» свою враждебность вовне, человек начинает распекать себя, и нередко причиняет себе различные повреждения.
Игровые мотивы
К числу основных мотивов преступного поведения относится игровой. К представителям преступников-игроков принадлежат те, кто совершает преступления не только ради материальной выгоды, но и ради игры, доставляющей острые ощущения.
Игровые мотивы часто встречаются в преступных действиях воров-карманников и нередко тех, кто совершает кражи из квартир, магазинов и других помещений. Эти мотивы ярко проявляются в мошенничестве, где осуществляется интеллектуальное противоборство, состязание в ловкости, сообразительности, умении максимально использовать благоприятные обстоятельства и быстро принимать решения. Карточные шулера ведут как бы двойную игру — и по правилам, и обманывая, получая тем самым максимальные переживания от риска.
Исследователи выделили среди преступников-игроков два типа личности и, соответственно, два типа подобной мотивации:
1) игровой активный;
2) игровой демонстративный.
Представители игрового активного типа отличаются способностью к длительной активности и импульсивностью. Они испытывают постоянное влечение к острым ощущениям, что толкает их на поиск возбуждающих рискованных ситуаций. Экстраверты, они нуждаются во внешней стимуляции, чрезвычайно общительны, контактны. Пускаясь на самые отчаянные авантюры, не испытывают страха перед возможным разоблачением и не думают о последствиях. «Играя» с законом и соучастниками, они рискуют свободой и угрозой расправы со стороны сообщников, поскольку основным мотивом их поведения является получение острых ощущений.
Игровой демонстративный тип личности характеризуется стремлением произвести сильное впечатление на окружающих, занять лидирующее положение в преступной группе. Обладая артистическими способностями, пластичным поведением, они легко приспосабливаются к изменяющейся ситуации, что помогает им совершать преступления.
Мотивы самооправдания
Универсальным мотивом преступного поведения является мотив самооправдания — отрицание вины и, как следствие, отсутствие раскаяния за содеянное.
Мотивы самооправдания преступного поведения проявляются в:
искаженном представлении о криминальной ситуации, в которой избирательно преувеличивается значение одних элементов и преуменьшается роль других, в результате чего возникает иллюзия необязательности применения уголовного наказания;
исключении ответственности за возникновение криминальной ситуации, которая понимается как роковое стечение обстоятельств;
изображении себя жертвой принуждения, вероломства, коварства и обмана других лиц либо собственных ошибок и заблуждений, которые и привели к противоправным действиям;
убеждении в формальности нарушаемых норм, обыденности подобных действий, в силу чего они расцениваются как допустимые;
отрицании жертвы преступления и предмета преступного посягательства и тем самым игнорировании вредных последствий и общественной опасности деяния;
умалении и приукрашивании своей роли в совершенном преступлении;
облагораживании истинных мотивов своих действий, в результате чего они представляются извинительными и даже правомерными (защита справедливости и т.д.);
рассмотрении себя в качестве жертвы ненормальных условий жизни, среды, которые как бы неизбежно толкнули на совершение преступления;
гипертрофии собственных личностных качеств, утверждении своей исключительности, ставящей лицо, по его мнению, выше закона.