Методика проведения отрядных огоньков, свечек
Вечером, когда все соберутся вместе, посадите ребят в круг поплотнее, выключите свет и поставьте свечку посреди комнаты.
Когда-то, давным-давно, на свете жили люди, которые никому не верили и не открывали никому свое сердце. Это было время, когда каждый был сам за себя, рядом не было друга. Единственное, чему они могли открыть свои мысли и душу не боясь – бескрайнее звездное небо. Люди верили, что только далекие звезды могут хранить тайны.
Однажды большая яркая звезда пересекла небосвод и упала далеко в лесу, озарив его необычным загадочным светом. Люди отправились в лес, в надежде отыскать упавшую звезду. На огромной поляне они обнаружили пылающий костер, заливающий теплом и золотистым светом все вокруг. Этот свет проникал в сердце каждого и растапливал лед недоверия.
|
Отрядная свечка – самый эффективный способ сплочения ребят, самый короткий путь к их внутреннему миру. На свечке проще всего найти контакт с детьми. Свечка - одна, из самых святых традиций в лагере. Расскажите ребятам легенду об упавшей звезде, создайте атмосферу душевности и доверия, пусть все говорят в полголоса.
Свечку лучше начинать после того, как все успокоятся после вечернего мероприятия, примут душ и так далее – в общем, решат все свои проблемы. Плохо, если свечка закончится с криками о том, кто первый пойдет в душ, или во время нее дети будут думать о предстоящей стирке. Ничего страшного не случится, если свечка закончится чуть после отбоя – главное, это не обрывать ее, не торопить ребят. Свечка должна закончится тихо, на высокой душевной ноте, и плавно перейти в отбой.
Обсудите день: что понравилось, что не очень. Сделайте выводы о том, что мешает вашему отряду работать еще лучше. На каждой свечке оценивают работу дежкома и выбирают нового. На свечке же разбирают все неприятности случившиеся за день, но следите, чтобы обсуждался поступок, а не личность ребенка - свечка не должна превращаться в разбор и ссору.
Пусть ребята говорят по очереди, оценивают свою работу и работу отряда.
Выступая последним, давайте ребятам возможность поспорить с вами, если они с чем-то не согласны. Всегда заканчивайте свечку на оптимистической ноте.
Необходимое условие свечки – искренность и правдивость во всем. Никакого недоговаривания, недовольства на стороне и, тем более, обмана. Пусть все проблемы решаются на свечке, не надо «выносить сор из избы». Больше пойте с ребятами, больше хвалите и поощряйте каждый положительный шаг.
Если ребята не знают о чем говорить или начинают повторяться, задавайте всему отряду вопросы, заводите дискуссию. Также, стоит иногда разнообразить места проведения этого замечательного традиционного лагерного мероприятия. Иногда свечку можно проводить на улице, у костра. Иногда стоит сесть всем вместе на одеяла на пол в плотный круг, а может быть, даже лечь на одеяла на землю головами в середину круга и лицом вверх. Очень необычной будет свечка, когда с обеих сторон окружают друзья, а перед глазами бескрайнее звездное небо.
Самый простой и точный критерий работы отряда - охотно ли дети идут на свечку. Сделайте так, чтобы свечка стала сердцем вашей отрядной жизни.
Всегда помните, что цель свечки - развитие доверия, и умения анализировать свою и общую работу. Многие считают, что на свечке главное - поставить оценки, попрощаться. Нет. Надо научить детей ценить друг друга, говорить и думать.
|
|
В организации вечерних «огоньков» очень важно, чтобы с первых дней пребывания в лагере «огонек» был не формальным местом, напоминающим классное собрание, а местом задушевного общения. Поэтому важно не путать «огонек» с массовкой, вечеринкой, с тем, что мы называем развлечением. Это не означает того, что на «огоньке» нет песен, веселых историй и иронической шутки. Особое искусство — создавать теплое вечернее задушевное общение. Комиссар должен видеть перед собой не воспитанников и детей, вверенных ему на время, а друзей, с которыми он разделяет общую жизнь. Общение, которое организуется комиссаром в ходе совместной деятельности детского коллектива, становится содержанием образования, подростки усваивают особый ритм и особую атмосферу общения. Основная задача организации «огоньков» — рефлексия коллективной совместной деятельности, умение распределять в коллективе содержание и объем работы, вступать в партнерские отношения. «Огонек» является важным средством и формирования личности, самооценки подростка, его отношения к сверстникам и старшим. Каждый этап становления детского коллектива имеет свои особенности, связанные с динамикой разворачивания совместной деятельности. Поэтому «огоньки», организуемые на каждом из этапов, имеют свои организующую и воспитательную функции.
«Огоньки» оргпериода.Задача — воспитывать у подростков потребность в общении, в рефлексии совместной деятельности. В первые дни «огоньки» могут быть достаточно продолжительными, но незатянутыми: 40—60 мин в зависимости от возраста. Желательно, чтобы на «огонек» собрались все ребята, но никакого принуждения не должно быть. Не смотря на продолжительность «огонька», основное содержание — рефлексия дня — не должно длиться более 15— 25 мин. Вожатый рассказывает об истории лагеря (рассказ должен быть непринужденным, неформальным, личностно-окрашенным, хорошо, если в рассказе будут какие-то воспоминания, шутки, рассказ о природных и географических, исторических особенностях месторасположения лагеря), поет вечерние песни. Если в отряде старших подростков есть ребята, умеющие играть на гитаре или знающие хорошие «тихие» песни, то гитара и право «запева» передаются по кругу (хорошо, когда песня возникает сама собой, например, какие-то песни вожатый может запеть исходя из контекста общего разговора). У комиссара, конечно, должно быть очень много «заготовок» для вечернего «огонька». Сценарий здесь не имеет формальной линейной конструкции, а «сюжеты» «огонька» варьируются в зависимости от общего настроения и разговора. Самое главное — это «разбудить» у детей потребность к непринужденному общению. В опыте работы Всероссийских детских центров накоплен большой опыт работы по проведению «огоньков». В частности, предлагается уже с первых дней «вводить» правила проведения «огонька»:
1. Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузы и подними руку или попроси слово.
2. Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего.
3. Критикуй не с целью «ущипнуть», а с целью помочь, посоветовать.
4. Критика должна быть конструктивной: критикуешь — предлагай.
5. Правило «свободного микрофона»: никого нельзя заставлять выступить на «огоньке» или запретить кому-то говорить.
6. На «огоньке» говорят откровенно о том, что думают и что волнует.
7. Береги время, дай возможность высказаться другому.
8. Говори не о себе, а о деле: не занимайся саморекламой.
Возможно, у вас правила будут иными. Способы введения правил разные. Опытные комиссары вводят их постепенно, обсуждая неудачи общения, а только потом предлагают ребятам их записать (формулировки, сами правила ребята могут придумать свои). В некоторых ситуациях приходится вводить правила в открытом порядке, т.е. предъявлять правила с их обсуждением. При этом опытный комиссар делает ссылку, что эти правила были созданы ребятами из прошлых смен, что они оставили наказ в целях передать свой опыт и просят вас в течение смены внести свои поправки.
Очень важно, чтобы каждый смог высказаться. С первых дней ребята должны не оценивать работу другого (взрослых, другого коллектива), а говорить о том, что, с их точки зрения, стоило бы изменить и что они конкретно предлагают. Очень часто на «огоньках» ребята высказывают оценочные суждения: «Нам скучно, организуйте для нас дискотеку, сводите нас на видеофильм», а комиссары при этом «оправдываются»: «У нас на все график, по нашему графику мы идем тогда-то», а в одном из довольно солидных лагерей даже можно было услышать такие реплики вожатых, как «нам запрещают» (стараясь как можно больше самоутвердиться в глазах детей, но оправдывая как свое, так и детского коллектива бездействие).
В итоге формируется потребительское отношение к окружающим и не изыскиваются ресурсы самого отряда. Еще одна педагогическая ошибка — длинная речь вожатого в анализе дня, в которой он поучает всех остальных. Поскольку у подростков в оргпериод «фестивальное» настроение, то речь вожатого останется невоспринятой, а он сам получит негативную оценку. Важно, чтобы вожатый в этих первых диалогах получил «обратную связь», способствовал укреплению веры у ребят в лучшее.
Первые «огоньки» могут различаться по форме организации. Так, можно предложить разговор «письмо домой», «письмо другу», «телефонный разговор», рассказ-эстафета: «Что было бы, если вы из сегодняшнего дня перенеслись в день завтрашний» и т.п. Такие формы позволяют снимать оценочное и потребительское отношение к окружающим, концентрировать внимание на собственных ресурсах и возможностях.
Сегодня довольно распространенной формой в оргпериод стал тематический «огонек» «Расскажи мне о себе». Некоторые вожатые в загородных лагерях проводят его сразу в первый день. Однако опыт показывает, что в первые два дня у ребенка еще не возникает устойчивого интереса знакомиться со всеми членами отряда, он выбирает себе «ближайшее окружение». У ребенка еще нет потребности ни говорить о себе, ни слушать других. А поэтому «огонек» может стать формальным, оттолкнуть стеснительных, закрытых подростков, сформировать мнение об «огоньке» как о чем-то скучном. Таким образом, данный тематический «огонек» должен проводиться только после того, когда у детей в первые два-три дня сформировалась устойчивая потребность в «вечернем общении».
«Огонек» «Расскажи мне о себе» завершает первый этап в формировании общения. Ребята должны заранее знать, на какой день намечен «огонек», о чем предстоит разговор. Задача: углубить знакомство ребят друг с другом, сформировать доброжелательные отношения к каждому члену отряда. При проведении «огонька» необходимо создать необычную обстановку. Например, ребята идут на «огонек» особой тропой, не лишенной «опасностей», а поэтому мальчики помогают девочкам. При рассадке педагог обращает внимание на то, чтобы мальчики и девочки сидели в «вперемешку», чтобы места были для каждого удобны и чтобы каждого было видно всему отряду. Самая лучшая форма рассадки — круг. Если в отряде два педагога и пришли взрослые — друзья отряда, то очень важно, чтобы «места» взрослых разбивали круг на равные части. Это важно, чтобы внимание не сосредоточивалось только на взрослых, а также потому, что взрослые задают свой образец общения.
Схема проведения «огонька»: настрой (вечерние песни у костра); небольшое вступительное слово ведущего (один из вожатых отряда), в котором он в непринужденной форме говорит о начале смены («Мы вам рады», «Мы вновь рады встретиться вместе»), о задачах и традициях «огонька» «Расскажи мне о себе». По традиции каждый рассказывает о себе — о том, чем он любит заниматься, какие люди ему нравятся, что он ждет от этой смены; поскольку все мы члены одного отряда, то сегодня должен высказаться каждый; очередность нашего разговора будет соблюдаться с помощью символа — пера, уголька от костра прошлого отряда и т.п. (важно, чтобы предмет был не слишком ярким, необычным, не отвлекал внимание); разговор о себе начинает второй вожатый: рассказывая о себе, он дает схему рассказа (имя, чем занимается, хобби, о людях и об идеальных отношениях с людьми), затем передает по часовой стрелке символ, и рассказ продолжает уже ребенок, затем рассказы детей идут по кругу; примерно через каждые 15—20 мин вожатый вставляет паузы, чтобы разговор не был монотонным, — это вечерние песни, стихи и рассказы ребят из прошлых смен, торжественное вручение наказа (он зачитывается), чтобы ребята не засиделись в одной позе, можно придумать в середине «огонька» ввести какой-то сюжет с движениями, но такими, которые не нарушали бы общего настроя на вечерний «огонек»; завершается «огонек» словами вожатого, в котором он высказывает надежду, рисует оптимистическую перспективу этой смены, завершается разговор общей песней.
«Огонек» в основной период.Задача: рефлексия деятельности отряда. Обычная продолжительность небольшая — 15—20 мин. В ситуациях кризиса в развитии детского коллектива и конфликтов «огонек» может быть более продолжительным. Важно, чтобы сбор на «огонек» всегда был неформальным. Так, в своей работе важно использовать опосредованные формы сбора: вожатый на месте проведения «огоньков» затевает какой-то рассказ с детьми (тема может быть самой необычной — о цветопсихологии, о стихах, легенда, случай, рассказ о киногерое или о книге, фантастика и приключения — все это может стать темой рассказа, переходящего в беседу), или с небольшой группой поют песни, или вожатый зачитывает какой-то отрывок из книги (особенно в отрядах младших подростков).
Необязательно, чтобы в основной период постоянно присутствовали такие символы «огонька», как свеча или костер, их необходимо «беречь» для особых случаев. Непринужденный разговор должен перейти в общую беседу. Вожатый, используя паузы, обращает внимание на собравшихся и персонально обращается к кому-либо, чтобы пригласили остальных. Очень важно уметь найти плавный переход от рассказа и песни к анализу дня. Стандартные и формальные формы организации вечернего общения очень часто вызывают у подростков пренебрежение, если же общение будет всегда необычным и непринужденным, то такое общение станет потребностью всех членов отряда.
«Огонек» — анализ дела.Задача: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.
Схема анализа: высказывание отношения к делу (фиксация эмоций); обсуждение целей и задач дела, степени их достижения; качество подготовки к делу; качество соорганизации; что не получилось — причины этого; предложения о том, как исправить ситуацию к лучшему.
Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а сам был бы равнозначным участником разговора. Тем не менее он опосредованно управляет разговором через вопросы.
Примерные вопросы для анализа.
По содержанию:
· Что нового, полезного вы открыли для себя?
· Полностью ли ребята использовали литературу, музыкальное оформление?
· Какая интересная проблема, тема привлекла особо ваше внимание?
· Над какими качествами своего характера (поведения) проведенное дело побудило тебя задуматься?
· Помогло ли это дело стать тебе лучше?
· Помогло ли это нашему коллективу стать лучше, идти к тому идеалу, который обсуждался в отряде в начале смены?
· Кто из ребят для вас раскрылся по-новому, что нового вы узнали друг о друге?
· Как выглядел твои отряд на фоне других?
· С какими отрядами удалось подружиться?
· Какие отряды вы узнали лучше? и т.п.
По организации:
· Чем отличалась подготовка к делу, как смогли сорганизоваться члены отряда при подготовке и организации дела ?
· Какие организационные навыки, умения ты получил при подготовки дела и его проведении?
· Каково значение этого дела для отряда, его членов, для окружающих?
· Как необходимо организовать работу, чтобы избежать ошибок в будущем? и т.п.
Обязательно подвести итоги. Если на первых «огоньках» анализ может сделать вожатый, то в последующем это лучше делать лидеру или ответственному за дело.
Тематический «огонек».Задача: организация разговора по актуальной для отряда теме. Как правило, «огонек» способствует самопознанию личности, ее духовному развитию. Для таких «огоньков» важно использовать необычную обстановку. Опытные вожатые проводят два-три тематических «огонька» за смену.
Примерная тематика
· «Мои любимые строки...» (поэтический).
· «Музыка вокруг нас» (музыкальный).
· «С песней по жизни» (вечер авторской песни).
· «Встреча с Ассоль...» (тема «Алых парусов» в стихах, песнях и нашей жизни).
· «Белая ворона» (огонек с элементами диспута).
· «Давайте восклицать...» (песни Б. Окуджавы).
· «Памяти Высоцкого...» и т.п.
Тематический «огонек» является отрядным делом, и к нему готовятся предварительно. Педагоги предлагают тему и предлагают каждому подготовиться к общему разговору, инициативным группам предлагается подготовить отдельные сюжеты «огонька».
Итоговый «огонек» «Расскажи мне обо мне».Задача: подвести итог жизни отряда, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива. Этот «огонек» является очень важным в формировании самопознания и самооценки. Схема проведения «огонька» такая же, но теперь говорит не тот, кто держит символ круга, а о нем говорят члены детского коллектива.
Завершить такой разговор можно необычным совместным действием: расставить свечи в сумерках на большой поляне, смастерить и отправить в плавание кораблики с зажженными свечами (романтическое завершение смены более интересно старшим подросткам).
ИГРА В ОТРЯДЕ
Уникален мир Детства, которое мы, к сожалению, забываем, став взрослыми. У него своя лексика, свой фольклор, свои нормы, свои забавы. Что это, как ни приметы волшебной страны, имя которой – Игра.
Игра – дело серьезное, как парадоксально это ни звучит. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Игра - вечный спутник детства. Досадно, что она порой становится редкой гостьей. Многие игры детей уже смело можно записывать в «Красную книгу», они ушли безвозвратно, вместе с поколениями старших. Детство многое теряет, если из него уходит «вечный двигатель» творчества, активной деятельности, самопознания и самовыражения. Игра – это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей, отдаться мечте и радостям физического или интеллектуального напряжения.
История провозглашает семь чудес света. История скромно умалчивает о восьмом чуде света – игре.
Игра – первый и надежный помощник воспитания ребят, делающий их жизнь счастливой и осмысленной.
Ребенок имеет лучшую из возможностей проявить себя, реализовать свои способности, прежде всего в любимых забавах.
Игру называют восьмым чудом света и не только за долголетие, скорее за те огромные духовные возможности, за вечный праздник человеческих эмоций, за ее удивительную силу возможностей дружеского общения.
Игры на знакомство.
«Снежный ком»
Играющие сидят в кругу. Первый называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имена первого и второго, потом – свое и т.д., пока круг не замкнется. В итоге, последний в круге, говорит имена всех играющих, а затем и свое. Легче, конечно, быть первым, но последним – полезней.
«Я возьму с собой в поход»
Игра проходит, так же как и «Снежный ком», но кроме своего имени каждый игрок называет еще и предмет, который он взял бы с собой в поход (или куда угодно) и который начинается на первую букву его имени.
«Давай познакомимся»
Играющие образуют два круга. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к внешнему. Звучит музыка, играющие в кругах движутся в противоположные стороны. После прекращения музыки участники игры останавливаются друг перед другом, знакомятся, называя имя. Далее вновь звучит музыка, только уже теперь, двигаясь в разные стороны и пробегая мимо знакомого, машут ему рукой.
Музыка перестает играть, появляются новые знакомые. Игра продолжается.
«Пропой свое имя»
Каждый игрок по очереди поет свое имя. Все остальные должны повторить имя, т.е. спеть его так же, с теми же интонациями и т.д.
«Кто быстрей»
Отряд делится на 2 команды. Между командами помощники держат ширму (например, покрывало). По одному человеку от команды подходят к ширме и приседают, они не должны видеть друг друга. По команде ведущего ширма опускаются и игроки, сидящие около нее, должны назвать имена друг друга. Побеждает тот, кто называет быстрее. Проигравший переходит в команду соперников. И т.д.
«Зоопарк с именами»
Это та же игра, что и «Зоопарк 1» или «Зоопарк 2» (раздел «Игры на реакцию»), но только каждый игрок также еще называет каждый раз свое имя.
«Я никогда не…»
Все садятся в круг и кладут руки на колени. Первый игрок говорит то, чего он никогда в жизни не делал. Например, он говорит: «Я никогда не летал на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает один палец на руке. Затем говорит следующий игрок и т.д. по кругу. Побеждает тот, кто быстрее всех загнет все пальцы.
«Тутти-фрутти»
Все садятся в круг на стулья и рассчитываются на первый-третий. Первые номера будут, например, яблоки, вторые – бананы, третьи апельсины. В центре находится водящий, который начинает рассказ о себе и как только в своем рассказе упоминает одно из названных фруктов, то эти игроки должны быстро поменяться местами. Если водящий говорит: «Тутти-фрутти» – то местами меняются все играющие.
«Яблочко»
Играющие сидят в кругу. Вожатый говорит: «Меня зовут…, я люблю…» (любить можно что угодно и кого угодно) и катит яблоко к кому-нибудь из круга. Тот поднимает яблоко и тоже говорит: «Меня зовут…, я люблю…». И яблоко катится к следующему. Игра продолжается до того момента, когда все играющие представились.
Игры на реакцию
«Моргалки»
Играющие делятся на пары и встают в круг, причем один из пары стоит за другим на расстоянии вытянутых рук и смотрит строго в затылок впереди стоящему. Необходимо нечетное количество игроков, чтобы один остался без пары. В ходе игры «одинокий» подмигивает кому-то из ребят, стоящих в парах впереди, и последний должен быстро перебежать к лишнему и встать у него за спиной. Стоящий в паре сзади должен среагировать и не дать впереди стоящему убежать. Если тот все же убежал, оставшийся один моргает кому-то из другой пары. Главное условие: задние должны смотреть в затылок первым. И нельзя подмигивать соседней паре. Игра должна проходить динамично.
Только смотреть, ведь можно и одежду порвать!
«Любопытный»
Играющие садятся в круг. Один водящий – «любопытный» – становится в середине. Он громко называет какую-нибудь букву и выжидает, пока играющие приготовятся, затем быстро обращается то к одному, то к другому играющему, забрасывая их короткими вопросами: кто? Куда? Когда? Зачем?
Играющие должны быстро ответить словами, начинающимися с объявленной буквы. Например, объявлена буква «К». Ответы могут быть следующие: «композитор», «в кино», «каждый день», «за керосином» и т.д.
Ответивший на вопрос не сразу или словами, начинающимися с другой буквы, становится «любопытным», а прежний «любопытный» садится на его место.
«Эльбрус могучий»
Все стоят плотно в кругу. Один ходит по кругу, остальные поют:
Эльбрус красавец
Смотрит сквозь тучи
Белой папахой в синеву.
Этой вершиной,
Самой могучей,
Налюбоваться не могу.
О райда, райда (3 раза)
О райда. (на цыганский мотив).
Во время пения водящий, пританцовывая, ходит по кругу и может дотронуться до любого стоящего в кругу. Тот, до кого он дотронулся, идет пританцовывая, за водящим и в свою очередь дотрагивается до следующего.
Когда песня кончается, все должны успеть встать на свободные места.
Одному места не хватило. Игра продолжается.
«Перебежчики»
Участники сидят в кругу на стульях (лишних стульев не должно быть). Водящий находится в центре круга и называет предметы, которые есть у участников, например: у кого светлая обувь. Те участники, у кого светлая обувь, меняются между собой местами. Задача водящего - занять свободное место. Кто из перебежчиков не успел занять место, становится водящим.
«Ой-ой-ой»
Ребята, стоящие в кругу, нумеруются по порядку, и каждый запоминает свой номер. Водящий, стоящий в кругу, называет две цифры. Те, кого он назвал, должны поменяться местами, при этом они бьют себя по коленям и кричат «ой-ой-ой». Задача водящего - успеть встать на пустое место. Если игрок замешкался- с него фант, если после трех перебежек водящий не успел занять свободное место- фант с водящего.
«Зоопарк»
Участники сидят в кругу. Каждый называет себя любым животным (названия животных не повторяются). Самое главное - запомнить, какие животные есть в зоопарке. Один водящий выходит в круг. Один стул остается пустым. Тот участник, который сидит по левую сторону от пустого стула, ударяет правой рукой по стулу и называет любого животного. Тот участник, который выбрал себя этого животного, садится на этот стул. Освобождается другой стул. Все повторяется. Задача ведущего - пока не «забито» место и не названо животное, сесть на пустой стул. Если стул «забит» и животное названо, ведущий не имеет право садиться на этот стул.
«Зоопарк-2»
Ребята встают в круг, каждый из играющих берет себе какое-нибудь животное и придумывает один жест, который подходил бы этому животному, например:
Птица - разведенные в сторону руки
Цапля - поднятая одна нога
Кошка-поглаживание себя по щеке
Суслик - руки, прижатые к груди, с опущенными кистями и т. д.
Потом один играющий показывает свой жест и жест другого, второй должен увидеть это и показать свой жест и жест другого игрока и т. д. Тот, кто замялся или задумался - выходит из игры, игра продолжается дальше.
«Куда-куда»
Играющие стоят в кругу, рассчитываются по порядку номеров, запоминают свои номера и перемешиваются. В центре - водящий. Он называет любые два номера, которые должны поменяться местами, предварительно прокричав: «Куда-куда?». Задача водящих - занять место одного из перебежчиков. Кто остается без места, тот водит.
«Рыба, зверь, птица»
Играющие рассаживаются по сторонам комнаты. Выбирают водящего. Он проходит мимо них, повторяя три слова: «Рыба, зверь, птица…». Внезапно останавливаясь перед кем-нибудь, он произносит громко одно из этих слов, например, «птица». Играющий должен немедленно назвать какую-нибудь птицу. Нельзя медлить и называть тех рыб, зверей, птиц, которых еже кто - то назвал. Тот, кто зазевается или ответит неправильно, платит фант, а потом «выкупает» его (читает стихи, поет песни, показывает фокусы и т.д.).
***
Участники садятся в круг и рассчитываются по порядку, каждый запоминает свой номер и номера других. Выбирают, кто начнет игру. Все участники хлопают по коленям, затем в ладоши, затем выставляют правый кулак с поднятым большим пальцем и участник, который начинает игру, говорит свой номер, потом участники выставляют левый кулак с поднятым большим пальцем, а водящий говорит номер любого другого участника. Участник, номер которого назовут, становится водящим, и игра продолжается.
Игры-аттракционы
«Бой петухов»
Ведущий вызывает 2-х игроков – это «петухи».
Они должны стать лицом друг к другу, одну руку за спину, ногу взять в другую руку и, подпрыгивая на одной ноге, боком сбить друг друга, чтобы противник встал на обе ноги.
«Что возьмем с собой в поход»
Участники делятся на 2 команды и быстро по очереди называют то, что возьмем с собой в поход. Повторять названные вещи нельзя.
Аналогично проводятся игры «Что лежит у бабушки в сундуке?», «Во что одет наш вожатый?» и т.д.
«Веселые художники»
Участвуют две команды, равные по составу. Для игры нужен мел и ученические доски или бумага мягкие черные карандаши. Художникам игрокам задается тема, например, «Корова». По команде ведущего они подбегают к своей доске, надевают повязку на глаза, берут мел и начинают рисовать. Ведущий вновь подает команду (свисток, хлопок), художники снимают повязку, бегут обратно к своей команде и передают ее очередному члену команды (они стоят в затылок друг другу). Очередной участник так же бежит к доске, надевает повязку и продолжает прерванный рисунок. Побеждает команда, которая первая завершила рисунок, не совершив грубых ошибок.
«Сколько знаешь ты имен?»
Играющий должен сделать быстро 10-15 шагов, называя на каждом мужское или женское имя. Имена должны быть только мужские или женские, дважды одно упоминать нельзя. Выигрывает тот, кто выполнит задание без ошибок.
«Отыщи свою обувь»
Играющие становятся в круг. Снимают с ноги (левой или правой) ботинок, тапочек, туфель. Затем надевают на глаза повязки (колпаки), несколько раз поворачиваются вокруг «оси». В это время обувь перемешивается в общей куче. По команде ведущего игроки делают шаг к куче с обувью, ищут свою, становятся на место, надевают обувь и только тогда снимают повязку с глаз. Побеждает тот, кто все это сделал быстро и правильно.
«Что изображено на картине?»
Нужно взять незнакомую картинку и лист бумаги (в два раза больше картинки). В самой середине его вырезать круглое отверстие, величиной с пятирублевую монету.
Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, не открывая, а постепенно передвигая отверстие по картинке. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист только минуту.
Затем ведущий предлагает, чтоб кто-нибудь подробно рассказал, что изображено на картинке, остальные должны исправлять и дополнять его.
Картинка открывается, и ведущий определяет победителя.
«Узнай по носу»
В углу комнаты вешают плотную раздвигающуюся занавеску. За ней на стул садится водящий. Участники поочередно, чуть раздвигая ее, показывают ему руку, ногу, глаза, рот, нос, волосы и т.п. если водящий узнает товарища сразу же – он получает 5 очков, если при повторном показе – 4 очка, при третьем – 3, при четвертом – 2, при пятом – 1 очко. Игра повторяется несколько раз, причем водящие все время меняется.
«Только на одну букву»
Ведущий: «Вероятно, вы знаете много песен и стихотворений. Интересно, кто знает больше других? Давайте выясним это. Я сейчас назову букву, а каждый из вас будет говорить строчку стихотворения или песни, которая начинается с этой буквы. Как только я услышу строчку, буду считать до трех. Прежде чем я закончу, назовите новую строчку из другого стихотворения или песни. Чем дольше, тем труднее отыскивать строки. Наконец наступит такой момент, когда я сосчитаю до трех, и никто уже не сможет вспомнить ни одной строки. Выигрывает тот, кто последний скажет строчку стихотворения или песни».
Игру можно усложнить: песни и стихи должны быть только о любви или о природе, или о спорте.
«Художники – «виртуозы»«
Сядьте за стол. Положите перед собой листок бумаги. Вращая правой ногой по часовой стрелке, напишите карандашом свою фамилию. Затем, не отрывая руки, нарисуйте большой треугольник, квадрат. Напишите цифры: 8, 4, 6, 9. Не правда ли, это сделать не так-то просто. А теперь нарисуйте двумя руками одновременно на двух листочках бумаги: на одном – кошку, на другом – собаку. Это еще сложнее. Ну и, наконец, привяжите к лыжной палке фломастер, на другой ее конец повесьте ботинок. Теперь, таким вот длинным фломастером, не кладя его на плечо, нарисуйте веселого человечка или шарж на самого себя.
«Сиамские» близнецы»
Две – три пары ребят (можно больше) привязываются спина к спине (ноги и руки свободные). Эти как бы пары «наоборот» должны сплясать «барыню», станцевать танго или вальс, пробежать десять метров туда и обратно как «сиамские» близнецы.
Игры на внимание
«Боб – Доб»
Все усаживаются за длинным столом. С одной стороны стола - водящий. Кому-нибудь дают монетку или другой мелкий предмет. Держа руки под столом, незаметно передают монетку друг другу. Внезапно водящий кричит: «Бобчинский, Добчинский руки на стол!». Все должны немедленно положить руки на стол, ладонями вниз. В том числе и тот, у кого в руке в этот момент окажется монета. Водящий пытается угадать, у кого монета (по звуку, положению руки и т. д.). По его приказу руку надо поднять. Если водящий ошибся, игра повторяется, если угадал, тот, у кого оказалась монета, становится водящим, а водящий садится со всеми за стол.
«Телеграмма»
Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. В центре стоит водящий. Он должен «перехватить» телеграмму, т. е. Увидеть, кто пожимает руки. Если он это замечает, то встает в общий круг, а попавшийся становится водящим. Если телеграмма доходит до получателя, он говорит: «Получил» и сам отправляет телеграмму кому-то.
Нельзя отправлять телеграмму рядом стоящему. Если водящий никак не может перехватить послание, его лучше поменять.
«Сантики – фантики – лимпопо»
Играющие стоят в кругу. Один- водящий - выходит за круг и отворачивается. В кругу выбирается тот, кто будет задавать определенные движения. После выборов все начинают хлопать в ладоши и говорить: «Сантики - фантики - лимпопо». Водящий встает в центр круга и старается понять, кто задает движения. Тот, кто задает движения, периодически начинает новое движение, скажем, крутить пальцем у виска или притоптывать ногой. Все быстро повторяют за ним. Если водящий находит лидера, то последний становится водящим, старый водящий встает в общий круг и игра начинается с начала.
«Нос – пол – потолок»
Ведущий называет: «нос» или «пол» или «потолок». И сам показывает пальцем на пол, на потолок или на нос (иногда не на то, что говорит, чтобы запутать играющих). Участники показывают то, что называет ведущий. Те, кто ошибся, получают штрафные очки, которые потом творчески отрабатываются.
«Не собьюсь!»
Руководитель, обращаясь к ребятам, спрашивает: «Кто умеет считать до 30? Оказывается все. Тогда пусть кто-нибудь подойдет ко мне», - говорит он. Желающему предлагается такое задание: считать до 30, но вместо чисел, в которые входит цифра 3, и которые делятся на 3, говорить «не собьюсь». Счет, следовательно, ведется так: один, два, «не собьюсь», семь, восемь, «не собьюсь» и т.д. редко кому удается таким путем, ни разу не сбиваясь, досчитать до 30.
«Репка – капуста»
Игра очень похожа на игру «Нос – пол – потолок», Репка изображается открытой ладонью вниз (т.к. репка растет вниз), капуста - открытой ладонью вверх (т.к. капуста растет над землей).
«Самый рассеянный»
Организатор показывает участникам игры какой-либо предмет, например, карандаш, и просит всех выйти на минутку из комнаты.