Невербальные тесты интеллекта
Невербальные тесты интеллекта состоят из заданий, в которых стимулъный материал представлен либо в наглядной форме (в виде графических изображений, рисунков, чертежей), либо в предметной форме (кубики, части объектов и пр.). В этих тестах знание языка требуется только для понимания инструкций, которые намеренно делаются простыми и по возможности короткими. Вербальные тесты интеллекта дают показатели словесного (понятийного) логического мышления, а с помощью невербальных тестов оценивается наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление.
Примеры невербальных тестов интеллекта:
1. Методика Э. Сегена (или Доски форм Сегена), являясь достаточно простой в использовании, отличается хорошими дифференцирующими возможностями (оценивает разные уровни умственной отсталости) и широко применяется в настоящее время в клинической психодиагностике. Стимльный материал методики - пять досок с генездами, в которых расположены различные фигурки. Методика проводится индивидуально.
2. Лабиринтные тесты, первый из которых был разработан в 1914 г. С. Портеусом. Эти тесты состоят из серий изображенных линиями лабиринтов. От испытуемого требуется провести кратчайший путь от входа до выхода из лабиринта, не отрывая карандаша от бумаги. Показателями в этих тестах являются время выполнения и число допущенных ошибок. Они довольно широко используются для диагностики как детей, так и взрослых.
3. Типичным и широко распространенным невербальным тестом интеллекта являютсяПрогрессивные матрицы, разработанные в Великобритании. Авторами первой редакции, появившейся в 1936 г. и предназначенной для диагностики детей, были Л. Пенроуз и Дж. Равен. Впоследствии работу с тестовыми заданиями осуществлял Дж. Равен, поэтому рассматриваемую методику иногда называюттестом Равена
Первая форма теста -Стандартные черно-белые прогрессивные матрицы (последняя редакция относится к 1996 г.) - предназначена для диагностики индивидов в возрасте от 8 до 65 лет. Материал этой формы состоит из 60 матриц, разбитых на пять серий (А, В, С, Д, Е). В первой серии требуется умение дифференцировать компоненты структуры, а в последующих, более трудных, предполагается использование мышления по аналогии, перестановок, умений понимать принципы сложных изменений фигур и других мыслительных действий.
Другая, более легкая форма теста -Цветные прогрессивные матрицы (последняя редакция - 1990 г.) используется для диагностики детей в возрасте от 5 до 11 лет, а также для лиц пожилого возраста (от 60 до 89 лет) и умственно отсталых взрослых. Материал этой формы состоит из 36 матриц, разбитых на три серии. В заданиях требуется дополнить недостающую часть изображения, опираясь на точность различения и мышление по аналогии.
Третья форма -Прогрессивные матрицы повышенной сложности(год выпуска 1994-й) - была специально разработана для тестирования подростков и взрослых с высоким уровнем интеллектуального развития. Проведение теста не ограничено во времени, может быть как индивидуальным, так и групповым. Психометрические параметры получены на разных как по объему, так и по характеру выборках.
В группу невербальных тестов включают тесты, разработанные специально для диагностики представителей разных культурных групп.
1. Первым тестом, свободным от влияния культуры, считается армейский тест Бета, разработанный в США в период Первой Мировой войны.
2. Тест «Нарисуй человека», разработанный американским психологом Ф. Гудинаф и описанный в 1926 г., был предназначен для диагностики детей в возрасте от 3 до 13 лет. Этот тест применялся без изменений с момента создания до 1963 г., когда Д. Харрис пересмотрел его, расширил и опубликовал под названиемТест рисования Гудинаф-Харриса.
3. Еще одинИнтеллектуальный тест, свободный от влияния культуры, был разработан Р. Кэттеллом.Он имеет три варианта. Первый предназначен для детей 4-8 лет и умственно отсталых взрослых; второй - для детей от 8-лет и взрослых, не имеющих высшего образования; третий - для детей 10-16 лет и взрослых с высшим образованием.
Первый вариант содержит восемь субтестов, из которых лишь четыре обозначены автором как «свободные от влияния культуры». Второй и третий варианты различаются лишь трудностью заданий. Они состоят из двух частей, каждая из которых включает по четыре одинаковых субтеста.
Все задания представлены в графической форме, а время их выполнения ограничено 3-4 мин.
4.Тест интеллектуального потенциала (ТИП). Разработан П. Ржичаном в 1971г. Состоит из 29 заданий. Испытуемый должен понять принцип, в соответствии с которым упорядочены картинки, и дополнить ряд одной из предложенных. Задания располагаются по возрастающей сложности. Предлагаются четыре примера для обучения. Время обследования ограничено.
Тест ориентирован на оценку интеллектуальных функций взрослых и детей старше 12 лет со средними и сниженными показателями интеллектуального развития. При разработке ТИП автор исходил из стремления минимизировать влияние фактора пространственного мышления и старался разнообразить набор заданий, не повторять сходные тесты.
Имеется две формы теста - А и В. ТИП чаще всего применяется в составе комплексных тестовых батарей. В отдельных случаях методика может использоваться как скрининговая. Полагается, что результаты и. т. п. мало связаны с уровнем образования. В отечественной психодиагностике ТИП применяется для обследования школьников, в практике педагогической экспертизы.
В заключение следует отметить, что по данным тестологов валидность тестов, разрабатываемых как «свободные от влияния культуры», низка в любой культуре. Это объясняется тем, что, пытаясь исключить из заданий тестов специфичное содержание и оставить только равно известное представителям разных культур, диагносты измеряют с их помощью тривиальные функции, не всегда соотносимые с показателями интеллектуального развития. По существу, устранение культурных различий из тестов интеллекта означает исключение из них интеллектуальных компонентов.