Упражнение «приветствие»
Ведущий просит детей поздороваться со своими соседом, сказать, как приятно ему его видеть.
Ведущий говорит:
— Вам наверняка было приятно услышать от соседа добрые слова. От кого чаще всего вы слышите слова одобрения? А как можно похвалить себя самому? Давайте подойдем и посмотрим на себя в зеркало.
УПРАЖНЕНИЕ «ПОЛЮБУЙСЯ НА СЕБЯ В ЗЕРКАЛО»
Ведущий просит каждого ребенка рассказать о его внешности: «У меня...»
Ведущий говорит:
— Какое настроение у вас стало после этого упражнения? Трудно ли было похвалить себя?
На нашей прошлой встрече мы с вами говорили уже о том, насколько важно быть внимательным в школе. Сегодня мы поиграем еще в одну игру на развитие внимания.
ИГРА «ПЕРЕДАЙ ДВИЖЕНИЕ»
Дети по кругу передают задуманное ведущим движение. Цель: передать движение с той же интенсивностью.
УПРАЖНЕНИЕ «РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ, РУКИ ССОРЯТСЯ, РУКИ МИРЯТСЯ»
Упражнение направлено на соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров, развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновения. Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами:
а) познакомьтесь руками;
б) ваши руки ссорятся;
в) ваши руки хотят помириться, просят прощения;
г) обсуждение: какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше.
УПРАЖНЕНИЕ «СИНХРОННЫЙ ТАНЕЦ»
Один из детей — ведущий. Он стоит впереди всей группы и показывает различные танцевальные движения. Остальные дети повторяют за ним.
Ведущий говорит:
- Как согласованно вы двигались в танце, как настоящие друзья. А кого можно назвать другом?
УПРАЖНЕНИЕ «НА КОГО Я ПОХОЖ»
Дети садятся в круг. Выбирается один ребенок, а все остальные отвечают на вопросы психолога:
— На какое животное он похож?
— На какую птицу?
— На какое дерево?
— На какой цветок?
Арт-терапевтические техники и упражнения.
Упражнение «Моё имя».
Упражнение «Мой любимый цвет/нелюбимый цвет».
. Упражнение «Лепим эмоции».
Упражнение «Моментальное рисование эмоций».
Упражнение «Рисуем эмоцию».
Упражнение « Рисунок моя любимая игра/игрушка».
Упражнение «Каракули двумя руками одновременно».
Упражнение «Дерево»
Упражнение «Крокодил».
Упражнение «Семья животных».
Упражнение «Фруктовый/овощной салат».
Упражнение «Несуществующее животное».
Упражнение «Контуры тела».
Релаксационные упражнения.
РЕЛАКСАЦИЯ «ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»
Для этой релаксации используйте кассету «Музыка живой природы».
ОБСУЖДЕНИЕ
Ведущий спрашивает детей:
• что вы услышали в волшебном лесу?
• что вы увидели в волшебном лесу?
• что вы почувствовали в волшебном лесу?
РЕЛАКСАЦИЯ «ОКЕАН»
Ведущий говорит:
— На прошлых наших встречах мы учились с вами договариваться с друзьями, мириться, просить прощение за обиду. Но бывают такие ситуации, когда следует отказать, сказать «нет». Например, хорошо ли взять без спросу чужую вещь? Что еще, по-вашему, делать нельзя и почему?
(Педагог и дети обсуждают этот вопрос.)
Релаксация « Путешествие на облаке» (К. Фопель)
Сядьте по удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните.
Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается наше путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небе. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в волшебную страну, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно увидеть эту страну как можно более подробно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное. Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растет в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.
РЕЛАКСАЦИЯ «В ЛЕСУ»
Во время релаксации используйте кассету «Музыка живой природы».
После окончания релаксации идет обсуждение того, кто что увидел, услышал, почувствовал. Дети поочередно отвечают на вопросы педагога.
Ведущий говорит:— Как внимательно вы умеете слушать друг друга, а память у вас хорошая?
Пример коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста с применением арт-методов.
ЗАНЯТИЕ 1
Цель: создание позитивного настроя на проведение совместных занятий, знакомство с основными правилами поведения, формировать навыки взаимодействия в группе, развитие творческого мышления, воображения,
Материалы: мяч, арт-материалы по количеству участников.
Ритуал-приветствие
Дети вместе с педагогом заходят в комнату, обходят ее, рассматривают предметы, арт-материалы. Ведущий приглашает детей занять места на ковре. Ведущий рассказывает о том, что здесь дети будут играть в различные игры, рисовать, заниматься творчеством, но сначала нужно познакомиться и договориться, что можно здесь делать, а что нельзя.
Можно: играть, веселиться, петь, танцевать, рисовать, вырезать и т.д.
Нельзя: никого обижать (не драться, не кусаться, не обзываться) и т.д.
* * *
Ведущий говорит:
— Чтобы начать занятие, нам надо познакомиться.
ИГРА «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ»
Упражнение проводится по кругу (дети сидят на диване или в кругу на ковре). Каждый ребенок называет себя по имени так, как его ласково дома называет мама. Затем дети перебрасывают мяч друг другу, называя при этом имя ребенка так, как он его произнес.
* * *
«РИСУЕМ ИМЯ» арт-терапевтическая часть занятия
Далее ведущий говорит:
— Вот мы с вами и познакомились, а теперь мы с вами еще раз произнесем наши имена. Как красиво они звучат. Можно закрыть глазки и еще раз произнесем свое имя. Фоном звучит расслабляющая, релаксационная музыка. Сегодня мы с вами будем волшебниками и раскрасим наши имена. Представьте себе что у каждого имени есть свой цвет! И у вашего имени тоже есть свой цвет! Посмотрите на наши каски и карандаши, мелки. Сколько всевозможных цветов есть на белом свете. Как вы думаете- а каого цвета ваше имя? Нарисуйте ваше имя любыми материалами какими пожелаете.
Рассаживайтесь поудобнее и мы приступаем к нашему творчеству…..
Далее все участники собираются в «чистой зоне» кабинета и обсуждают свои работы.
Ритуал прощания
Упражнение-игра "Доброе животное".
Цель упражнения — развитие чувства единства группы, окончание занятия в обстановке психологического комфорта, закреплении положительного настроя
Ход занятия:
Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное.
Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук — делаем шаг вперед, тук — шаг назад.
И еще раз тук — шаг вперед, тук — шаг назад.
Наше занятие закончилось. До свидания!
(со второго занятия ритуалом приветствия и ритуалом прощания начинается и заканчивается каждая встреча группы).
Вывод
Хотелось бы отметить потенциал применения арт-терапевтических методов и технологий в работе с детьми в условиях дошкольного учреждения.
Воспитанники охотно откликнулись на предложение использовать новый для них вид деятельности.
Робкие, неуверенные дети после нескольких сессий работали с арт-материалами более уверенно. Их способ взаимодействия в группе сверстников изменился с динамикой в лучшую сторону. Такие дети стали вести себя более раскрепощено на моих занятиях, и как отмечают воспитатели и на других режимных мероприятиях. Агрессивные дети стали вести себя на моих занятиях менее импульсивно, охотно вовлекались в новые задания. Арт-методы позволили агрессивным детям проявлять свои чувства и переживания безоценочно, как бы отдавая всю агрессию листу бумаги и снимая тем самым лишнее эмоциональное напряжение с помощью цвета и рисования.
Участие детей в арт-терапевтических сессиях позволило создать дополнительную диагностическую базу и возможность получения разносторонней консультационной помощи в вопросах детско-родительских отношений.
Для самовыражения ребенка каждое занятие предусматривает использование рисуночных методик и других видов деятельности, в основе которых лежит моделирование ситуации успеха и ощущения удовольствия, тем самым повышается самооценка ребенка, формируется положительный психологический настрой.
Каждый из этих методов – занятия в игровой форме, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, исследует эмоциональную палитру.
На занятиях нетрадиционной техникой ребенок учится думать, творить, фантазировать, мыслить нестандартно и свободно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Данный вид деятельности может быть рассмотрен как один из вариантов инновационной деятельности в ДОУ.
Список используемой литературы
1. Арт-терапия для детей и подростков.
А.И. Копытин, Е.Е.Свистовская. М. Когито-центр 2010
2. Арт-терапия в психологическом консультировании
М.В.Киселева, В.А.Кулганов
Учебное пособие РЕЧЬ СПб 2012
3. Методы Арт-терапевтической помощи детям и подросткам
Отечественный и зарубежный опыт
Под редакцией А.И. Копытина М. Когито-центр 2012
4. Арт- терапия в работе с детьми
М.В.Киселева. РЕЧЬ СПб 2012
5. Практика Арт- терапии: подходы, диагностика, система занятий
Л.Д.Лебедева. РЕЧЬ СПб 2008
6. Арт- терапия
Диалог: Россия - Великобритания
Сборник статей под редакцией Н. Ю. Жвитиашвили
СПб 2008
7.Иванова О.Л., Васильева И.И. « Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка»
8.Данилина Т.А. «В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ» / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе., Н.М. Степина
9.Галанов А.С. «Игры, которые лечат: проблемы первоклассников: пособие для работы с дошкольниками и мл. школьниками»
10.Костина Л.М. «Интегративная игровая психологическая коррекция: моноргафия»
11.Плотникова Н.В. «Хочу и могу! Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценке»
12.Лебедева Л.Д. «Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие»
13.Воронова А.А. « Арт-терапия для детей и их родителей/психологический практикум»
14.Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина «Пальцы помогают говорить» Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2011.-40с.
15. Мардер Л.Д. «Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.-М.: Генезис, 2007.-143с., ил.
16. Семенака С.И. «Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет».-4-е изд., испр. и доп.- М. АРКТИ, 2005.-80 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
Приложения
Приложение№1
Приложение№2