Естественно-научные основы психологии
Психология, не опирающаяся на физиологию, так же несостоятельна, как и физиология, не знающая о существовании анатомии.
В. Г. Белинский
Естественно-научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности— учение о закономерностях высших, наиболее сложных форм функционирования нервной системы, в особенности тех, которые связаны с психическим отражением действительности и работы организма, поведением человека.
Физиология ВНД (психофизиология) ставит перед собой следующие задачи:
Ф изучение нервных структур и центров, деятельность которых связана с психическими процессами и поведением человека;
Ф познание физиологических механизмов психической познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления, эмоций, воли) и поведения;
<& продолжение разработки учения об условных рефлексах;
$> изучение безусловных рефлексов и инстинктов человека и животных.
Методологически и экспериментально в нашей стране в настоящее время психофизиология основывается на теории функциональных систем П. К. Анохина, в соответствии с которой психические и физиологические процессы составляют единое целое, в котором отдельные механизмы объединены общей задачей и целью в совместно действующие комплексы, предназначенные для достижения полезного приспособительного результата.
Психофизиология делится на общую психофизиологию; возрастную психофизиологию, занимающуюся изучением онтогенетических изменений физиологических основ психической деятельности человека; дифференциальную психофизиологию, ставящую своей целью исследовать естественно-научные предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.
Глава третья
3.1. РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ОСНОВ ПСИХОЛОГИИ
Естественно-научные основы психологии 59
КОММЕНТАРИИ
Знания о взаимосвязях психологии с другими естественно-научными дисциплинами.Психология опирается не только на физиологию ВИД, но и на другие естественно-научные дисциплины, например биологические и медицинские, так как они помогают лучше понять психику.
Представления о структуре и специфике функционирования нервной системы человека.Нервная система человека является физиологическим носителем психики человека. Неточно понимая структуру и специфику функционирования нервной системы, невозможно правильно исследовать психическую деятельность и поведение человека.
Представления о взаимосвязях нервной системы и психики человекаосновываются на теории функциональных систем П. К. Анохина, в соответствии с которой психическая и физиологическая деятельность составляют единое целое, когда отдельные механизмы объединены общей задачей и целью в совместно действующие комплексы, ориентированные на достижение полезного, приспособительного результата.
В результате теперь есть все предпосылки для более точного и полного изучения не только деятельности психики, но и самой нервной системы.
Знание и учет закономерностей высшей нервной деятельности человека.Закономерности ВНД позволяют правильно осмыслить особенности функционирования таких сложных психических феноменов, как динамический стереотип, первая и вторая сигнальные системы, функциональные системы психики и акцептор действия.
Правильное осмысление рефлексов головного мозга.Рефлексы головного мозга являются главными механизмами приспособления организма животного и человека к внешней среде.
Все | акты сознательной | и бессознательной | жизни | по способу про- |
исхождения суть рефлексы. | ||||
И. М. Сеченов |
Рефлексы отличаются следующими особенностями:
^ они всегда начинаются с нервного возбуждения, вызванного каким-либо раздражителем в том или другом рецепторе;
Ф они всегда заканчиваются определенной реакцией организма на соответствующее раздражение.
Глава третья
3.2. ОСНОВНЫЕ СВЯЗИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГИИ И ФИЗИОЛОГИИ ВНД
Естественно-научные основы психологии
КОММЕНТАРИИ
Раскрытие нервных механизмов психических процессов.В настоящее время отечественной наукой активно исследуются следующие проблемы:
1. Психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга. Но психическое тождественно не любой физиологической деятельности, а только высшей нервной деятельности.
2. Психическое — это особый вид (высшая форма) нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной деятельности.
Психическое — это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличающиеся субъективным компонентом — наличием внутренних образов и их переживанием (см.: Ма-рютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. М, 1997. С. 11).
Использование физиологических методовв психологии и психофизиологических методов в физиологии ВНДочень перспективно и эффективно, так как предоставляет возможности изучения психических и физиологических процессов новыми средствами и способами.
Например, применение методов энцефалографической диагностики позволяет более четко выявить особенности многих психических процессов (мышления, внимания и др.).
Использование психологии для построения гипотез и объяснительных схем в физиологии ВНД (и наоборот)— весьма перспективное направление сотрудничества психологов и физиологов, так как оно открывает новые пути для аналитического осмысления и обобщения реалий как в той, так и в другой науке.
Совместное участие в решении ряда теоретических и практических задач— необходимое условие для более продуктивного осмысления различных направлений деятельности людей, так как, например, трудовая активность, обучение и воспитание — явления, которые имеют и психологическую и физиологическую основы, что необходимо принимать во внимание.
Следует, кроме того, помнить, что многие известные психологи придерживались дуалистического решения психофизиологических проблем.
Глава третья
3.3. СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
Естественно-научные основы психологии
КОММЕНТАРИИ
Физиология человека— наука о строении тела человека.
Антропология— наука о происхождении и развитии человека.
Физиология труда— наука, раскрывающая физиологические особенности трудовой деятельности.
Психиатрия— медицинская дисциплина, изучающая причины и формы нарушения психической деятельности, особенности протекания психических заболеваний, пути их предупреждения и лечения.
Неврология— совокупность медико-биологических дисциплин, изучающая строение и функции нервной системы, закономерности ее онто- и филогенеза.
Психофармакология— совокупность научных знаний о влиянии биологически активных веществ на психическую деятельность.
Психоэндокринология— наука о влиянии эндокринной системы и ее гормонов на работу мозга и на психическую активность в частности.
Биологические наукираскрывают биологические закономерности протекания психической деятельности, изучают физико-бнологические процессы, которые сопровождают проявления психики.
Медицинские наукизанимаются изучением и лечением различных заболеваний человека, в том числе и психических.
Человек должен в полной мере осознать тот факт, что именно из мозга — и только из мозга — происходят наши ощущения радости, удовольствия, веселья, так же как и наши печаль, боль, скорбь и слезы.
Мы мыслим мозгом и с его помощью можем видеть и слышать и способны различать уродство и красоту, добро и зло, то, что приятно и неприятно.
Гиппократ
Связь психологии с естественно-научными дисциплинами, конечно же, осуществляется через воплощение в реальной жизни единства физиологического и психологического в зарождении и развитии сознательной деятельности человека. Физиологическое является материальным носителем психики, и без контакта с естественными науками психологии не обойтись.
Глава третья
3.4. СТРОЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
Естественно-научные основы психологии
КОММЕНТАРИИ
Нервная система— совокупность нервных образований в организме человека и позвоночных животных.
Ее основные функции: обеспечение контактов с внешним миром; интеграция внутренних органов в системы, координация и регуляция их деятельности; организация целостного функционирования организма.
Центральная нервная система(головной и спинной мозг) — совокупность нервных образований в коре головного мозга, двигательных центрах ствола мозга, мозжечка и спинного мозга.
Ее функции — координация и регуляция всей психической деятельности.
Периферическая нервная система— нервные волокна (нервы), нервные узлы и сплетения, чувствительные нервные окончания, соединяющие рецепторы, мышцы со спинным и головным мозгом.
Ее функции — передача раздражений внешней среды в центральную нервную систему и ответных команд из последней.
Телесная(соматическая) нервная системавключает центральную и периферическую нервные'системы.
Вегетативная(автономная, висцеральная) нервная система— часть нервной системы, регулирующая работу сердца, кровеносных сосудов, желез, гладкой мускулатуры и других органов.
Она играет важную роль в эмоциональных реакциях и разделяется на две части: симпатическую и парасимпатическую, соотношение между которыми очень сложное; некоторые их элементы связаны между собой антагонистически.
Кроме того, в деятельности нервной системы играет важную роль функциональная организация головного мозга, включающая три блока:
1. Энергетический блокподдерживает тонус, необходимый для нормальной работы нервной системы. Расположен в верхних отделах мозгового ствола.
2. Блок приема, переработки и хранения информациивключает задние отделы обоих полушарий головного мозга, теменные, затылочные и височные отделы коры.
3. Блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности нервной системы.Расположен в лобных отделах коры головного мозга.
3-969
Глава третья
3.5. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА
Естественно-научные основы психологии 67
КОММЕНТАРИИ
Мозг— центральный отдел нервной системы животных и человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех функций организма, его взаимодействие со средой, высшую нервную деятельность, а у человека — и высшие психические функции.
Передний мозг— передняя часть головного мозга, состоящая из двух полушарий.
Средний мозг— отдел головного мозга, расположенный под большими полушариями и совершенствующий рефлекторную деятельность регуляцией тонуса мышц, позы, движения глаз.
Задний мозг— отдел головного мозга, в котором находится мозжечок и к которому примыкает продолговатый мозг.
Конечный мозг— важный отдел переднего мозга.
Промежуточный мозг— отдел переднего мозга, в котором располагаются таламус и гипоталамус.
Продолговатый мозг— продолжение верхней части спинного мозга, включающего ряд жизненно важных центров , в том числе и ретикулярную формацию.
Кора больших полушарий головного мозга— слой серого вещества (нервных клеток), покрывающий полушария головного мозга и играющий исключительно важную роль в осуществлении психической деятельности.
Таламус— подкорковая нервная структура, служащая своего рода распределителем информации от рецепторов, которую ОН интегрирует и затем передает в кору больших полушарий.
Между корой и таламусом существуют кольцевые связи, участвующие в образовании условных процессов.
С непосредственным участием таламуса происходит формирование эмоций человека.
Гипоталамус— структура головного мозга, расположенная под зрительными буграми и отвечающая за обмен веществ, координацию вегетативных функций с психическими и соматическими функциями, регуляцию сна и бодрствования, приспособление организма к изменениям внешней и внутренней среды.
Мозжечок— задняя часть ствола головного мозга, обеспечивающая координацию движений и сохранение позы, тонуса и равновесия тела.
Лимбическая система— группа нервных структур, образующая кольцо вцентральной части головного мозга. Она регулирует потребностно-мотива-ционную сферу психики человека.
Ствол мозга— наиболее древняя часть головного мозга, состоящая из ряда отделов.
Базальные ганглии— структура головного мозга, связанная с регуляцией двигательных и вегетативных функций.
Глава третья
3.6. ПРОЦЕССЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ
Естественно-научные основы психологии
КОММЕНТАРИИ
Раздражение— процесс воздействия внешней и внутренней среды на нервные клетки, расположенные в органах чувств животного и человека. Организм животного и человека (нервные клетки) обладает свойством раздражимости.
Раздражимость— способность внутриклеточных образований, клеток, тканей и органов тела реагировать изменением структур и функций на воздействия факторов внешней и внутренней среды.
Нейрон(нервная клетка) — основная структурная и функциональная единица нервной системы.
Нейрон принимает сигналы от рецепторов и других нейронов, перерабатывает их и в форме нервных импульсов передает к эффекторным нервным окончаниям.
Покой—і: состояние нейрона при отсутствии внешних воздействий и раздражений.
В нейроне, находящемся в состоянии покоя, протекают электрохимические процессы, обеспечивающие равновесие между нейроном и внешней средой (ее воздействием).
Возбуждение— процесс высвобождения собственной энергии нейроном в ответ на раздражение, ведущий к генерализации потенциалов действия и распространению импульсной активности в нервной системе.
В нейроне, находящемся в состоянии возбуждения, нарушается равновесие внутренних электрохимических процессов, что приводит к его активному ответу на воздействия внешней среды.
Передача возбуждения от нейрона к нейрону осуществляется с помощью двух механизмов: 1) индукционного (см. 3.7), влиянием электрических полей возбужденных нервных клеток на соседние; 2) передачи возбуждения нервных клеток через определенные соединения синапсов. Распространение возбуждения происходит диффузно (рассыпается во все стороны) или направленно в зависимости от состояния окружающих нейронов.
Торможение— активный процесс, в результате которого возбуждение нейрона прекращается или затрудняется его возникновение.
Он проявляется в ослаблении или прекращении деятельности, специфической для данной системы организма.
В нейроне, находящемся в состоянии торможения, как правило, начинается восстановление равновесия происходящих в нем электрохимических процессов.
Кора головного мозга представляет собой сложнейшую динамическую систему, постоянно стремящуюся к установлению единой, общей связи.
И. П. Павлов
Глава третья
3.7. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССОВ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ
Естественно-научные основы психологии
КОММЕНТАРИИ
Процессы возбуждения и торможения протекают и функционируют в соответствии со своими определенными особенностями и закономерностями, которые необходимо знать И учитывать.
Иррадиация— способность нервных процессов возбуждения и торможения распространяться в центральной нервной системе от одного ее элемента (участка) к другому.
Иррадиация возбуждения, согласно исследованиям И. П. Павлова, лежит в основе генерализации условного рефлекса (см. 3.12,3.13) и зависит от интенсивности раздражения. Как показали исследования П. К. Анохина, иррадиация торможения является следствием проявления доминантности отрицательных воздействий.внешней среды и их тормозящего действия на другие реакции.
Доминанта — временно господствующий очаг возбуждения, подчиняющий себе в данный момент деятельность нервных центров, направляющий ее и определяющий характер ответной реакции.
Концентрация— это способность процессов возбуждения и торможения возвращаться (после иррадиации) к исходному очагу (участку), где сила возбуждения или торможения была наивысшей, а поэтому и сохранение их следов наиболее устойчиво. Концентрация лежит в основе механизмов различения условных стимулов, специализации условно-рефлекторных реакций.
Индукция нервных процессов— взаимовлияние процессов возбуждения и торможения.
Индукция — это возбуждающее влияние одного процесса на другой как в периферии от пункта данного процесса, так и в месте прекращения раздражения, вызывающего непосредственно тот или иной процесс. Это влияние взаимное, реципрокное: процесс раздражения ведет к усилению торможения — к усиленному раздражению.
И. П. Павлов
Когда в коре головного мозга возникает и стабилизируется очаг возбуждения или торможения, меняется состояние не только тех клеток, которые охвачены ими, но и соседних. В последних возникает противоположный процесс. Эта разновидность индукции называется одновременной, или пространственной. Другая разновидность — последовательная (временная) индукция. После исчезновения возбуждения в какой-то части головного мозга в ней развивается торможение, и наоборот. Индукция также может быть отрицательной.
Глава третья
3.8. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1, 2, 3 — функциональная система анализатора 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 — функциональная схема рефлекторного кольца
1 — рецептор
2 — афферентный нервный путь
3 — центральное звено
4 — эфферентный нервный путь
5 — эффектор
6, 7, — канал обратной связи
Естественно-научные основы психологии
КОММЕНТАРИИ
Основным механизмом нервной деятельности, как у низших, так и у самых сложных организмов, является рефлекс.Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражения внешней или внутренней среды. Рефлексы отличаются следующими особенностями: всегда начинаются с нервного возбуждения, вызванного каким-либо раздражителем в том или другом рецепторе, и заканчиваются определенной реакцией организма (например, движением или секрецией).
Рефлекторная деятельность— это сложная анализирующая и синтезирующая работа коры головного мозга, суть которой состоит в дифференциации многочисленных раздражителей и установлении между ними самых различных связей.
Анализ раздражителей выполняется сложными нервными органами-анализаторами. Каждый анализаторсостоит из трех частей: 1) периферического воспринимающего органа (рецептора);2) проводящего афферентного,т. е. центростремительного пути, по которому нервное возбуждение передается от периферии к центру; 3) корковой части анализатора (центрального звена).
Передача нервного возбуждения от рецепторов сначала к центральным отделам нервной системы, а затем от них по эфферентным,т. е. центробежным, путям обратно к рецепторам для ответной реакции, имеющая место в ходе рефлекса, осуществляется по рефлекторной дуге. Рефлекторная дуга (рефлекторное кольцо)состоит из рецептора, афферентного нерва, центрального звена, эфферентного нерва и эффектора (мышцы или железы).
Первоначальный анализ раздражителей совершается в рецепторах и в низших отделах мозга. Он имеет элементарный характер и обусловлен степенью совершенства того или другого рецептора. Высший и наиболее тонкий анализ раздражителей осуществляется корой больших полушарий головного мозга, представляющей собой совокупность мозговых окончаний всех анализаторов.
В ходе рефлекторной деятельности осуществляется также процесс диф-ференцировочного торможения, в ходе которого возбуждения, вызываемые неподкрепляемыми условными раздражителями, постепенно угасают, остаются же возбуждения, строго соответствующие основному, подкрепляемому условному раздражителю. Благодаря дифференцировочному торможению достигается очень тонкая дифференцировка раздражителей. В силу этого оказывается возможным образование условных рефлексов на комплексные раздражители.
При этом условный рефлекс вызывается воздействием только комплекса раздражителей в целом и не вызывается действием какого-нибудь одного из входящих в комплекс раздражителей.
Глава тр.
3.9. БЛОК-СХЕМА РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ
Естественно-научные основы психологии
КОММЕНТАРИИ
Российские ученые Е. Н. Соколов и Ч. А. Измайлов предложили ввести понятие концептуальной рефлекторной дуги. В блок-схеме концептуальной рефлекторной дуги они выделяют три взаимосвязанные, но относительно автономно действующие системы нейронов: афферентную (сенсорный анализатор), эффекторную (исполнительную — органы движения) и модулирующую (управляющую связями между афферентной и эффекторной системами).
Афферентная система,начинающаяся с рецепторов, состоит из нейронов-предетекторов, производящих общую предварительную обработку информации, поступающей па органы чувств, и нейронов-детекторов, выделяющих в ней стимулы определенного рода, избирательно настроенных и реагирующих только на такие стимулы.
Эффекторная системавключает командные нейроны, мотонейроны и эффекторы, т. е. нервные клетки, в которых происходит выработка команд, идущих от центра к периферии, и части организма, ответственные за нх исполнение.
Модулирующая системасодержит нервные клетки (модулирующие нейроны), связанные с переработкой информации, циркулирующей между нейронными сетями, составляющими афферентную и эффекторную подсистемы концептуальной рефлекторной дуги.
Схему работы концептуальной рефлекторной дуги можно представить себе следующим образом. На рецепторы — специфические аппараты органов чувств, способные воспринимать и реагировать на определенные физические воздействия — поступают сигналы-стимулы. Рецепторы, в свою очередь, связаны с селективными детекторами — нейронами, избирательно реагирующими на те или иные стимулы, причем эта связь может быть прямой или осуществляться через предетекторы. Селективные детекторы работают по следующему принципу: определенной комбинации возбуждения рецепторов соответствует максимум возбуждения на одном из селективных нейронов-детекторов. От детекторов сигналы далее поступают на командные нейроны. Уровень возбуждения командных нейронов регулируется работой модулирующих нейронов. От командных нейронов возбуждение далее поступает на мотонейроны, связанные с органами движения и другими эффекторами.
В работу концептуальной рефлекторной дуги включен механизм обратной связи,который для упрощения рисунка на блок-схеме не представлен. Через механизм обратной связи регулируется возбудимость рецепторов, эффекторов и самих нейронов.
Выделение основных элементов концептуальной дуги явилось результатом обобщения данных о нейронных механизмах рефлексов у животных, стоящих на разных ступенях эволюционной лестницы. Изучение же физиологических механизмов психики в целом позволяет более правильно интерпретировать всю рефлекторную деятельность центральной и периферической нервных систем.
Глава третья
3.10. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Естественно-научные основы психологии
КОММЕНТАРИИ